Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:34, курсовая работа
Цель: охарактеризовать уровень сформированности лексической стороны речи у дошкольников.
Гипотеза: лексическая сторона речи у детей среднего дошкольного возраста должна быть сформирована в пределах возрастной нормы.
Объект: лексическая сторона речи у детей.
Предмет: особенности лексики у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1.изучить учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2.подобрать приемы исследования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста
3.исследовать лексическую сторону речи у среднего дошкольного возраста.
4.проанализировать результаты исследования.
Введение
Глава I.Состояние лексической стороны речи у детей дошкольного возраста
1.1 Развитие лексики в онтогенезе………………………………………….5
Глава II. Исследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.
2.1 Этапы и методы исследования…………………………………………16
2.2 Результаты исследования……………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………...23
Литература……………………………………………………………………24
Наглядный материал: картинки с изображением предметов.
Инструкция: посмотри на картинки и скажи, что ты видишь.
Задание №2. Назови одним словом.
Наглядный материал: картинки с изображением – игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, фрукты, овощи, транспорт.
Инструкция: посмотри на картинку и скажи, как можно назвать эти предметы.
Задание №3. Назови детенышей животных/птиц.
Наглядный материал: игра – лото «чей детеныш?» - изображение кошки и котенка, козы и козленка, зайчихи и зайчонка, белки и бельчонка, лосихи и лосенка.
Инструкция: Все животные потеряли своих детей, помоги найти им своих детенышей. Дети подбирают каждому животному детеныша и называют их.
Задание №4. Назови части предметов.
Наглядный материал: картинки с изображением стула, машины, рубашки.
Инструкция:
назови части машинки, рубашки, стула.
Дети должны назвать части стула – сиденье,
ножки, спинка; части машины – кабина,
кузов, колеса, руль, дверь, фары; части
рубашки - пуговицы, рукава, карман,
воротник, манжеты.
II Глагольный словарь
Задание №1. Кто как передвигается.
Наглядный материал: картинки с изображением птицы, змеи, лягушки, рыбы и человека.
Инструкция: Скажи, кто как передвигается?
Дети должны посмотреть на картинки и сказать что змея – ползет, птица – летает, лягушка – прыгает, рыба – плавает, человек – ходит.
Задание №2.
Инструкция: Скажи кто как передвигается? Дети должны сказать что кошка – мяукает, собака – лает, корова – мычит, петух – кукарекает, ворона – каркает.
Наглядный
материал: картинки с изображением
кошки, собаки, коровы, петуха, вороны.
III Словарь признаков
Задание№1.
Инструкция: назови, какой это цвет?
Наглядный материал: карточки закрашенные в красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, голубой, оранжевый цвет. Дети должны назвать цвет какой они видят.
Задание№2. Назови, какой по форме предмет?
Инструкция: дети должны сказать:
Какая косынка по форме – треугольная;
Печенье, какое по форме – квадратное;
Мяч, какой по форме – круглый;
Огурец, какой по форме – овальный;
Наглядный
материал: картинки с изображением
косынки, печенья, мяча, огурца, треугольника,
квадрата, круга, овала.
2.2 Результаты исследования
В
ходе данного обследования лексической
стороны речи у детей дошкольного возраста
были выявлены следующие результаты:
Результаты
обследования предметного
словаря
Таблица 1
Имя ребенка | № задания | Всего баллов | N | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Алена С. | 2 | 3 | 3 | 2 | 10 | 12 |
Данил К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 12 |
Варя Р. | 3 | 3 | 2 | 3 | 11 | 12 |
Вова Б. | 2 | 3 | 2 | 2 | 9 | 12 |
Катя М. | 3 | 3 | 2 | 3 | 11 | 12 |
Вывод: предметный словарь находится на среднем уровне.
Выписка
из протокола: Алена С. назвала вместо
троллейбус – автобус, и в упражнении
«назвать части предметов» вместо кузов
– тележка; Варя Р. назвала детенышей у
белки – белочки и у лосихи – лосенки;
Вова Б. не назвал галоши, троллейбус и
вместо трамвая – поезд, также он назвал
детенышей у животных у зайчихи – зайчики,
у белки – белочки; Катя М назвала детенышей
животных у козы – козленки, у зайчихи
– зайки, у белки – белочки.
Результаты обследования глагольного словаря
Таблица
2
Имя ребенка | № задания | Всего баллов | N | |
1 | 2 | |||
Алена С. | 3 | 3 | 6 | 6 |
Данил К. | 3 | 2 | 5 | 6 |
Варя Р. | 3 | 3 | 6 | 6 |
Вова Б. | 3 | 3 | 6 | 6 |
Катя М. | 3 | 3 | 6 | 6 |
Вывод: глагольный словарь находится в пределах нормы.
Выписка
из протокола: Данил К. назвал вместо мычит
– мукает,
Результаты обследования словаря признаков
Таблица 3
Имя ребенка | № задания | Всего баллов | N | |
1 | 2 | |||
Алена С. | 3 | 2 | 5 | 6 |
Данил К. | 3 | 3 | 6 | 6 |
Варя Р. | 3 | 3 | 6 | 6 |
Вова Б. | 3 | 3 | 6 | 6 |
Катя М. | 3 | 3 | 6 | 6 |
Вывод: словарь признаков находится в пределах нормы.
Выписка
из протокола: Алена С. не смогла назвать
какой формы огурец.
Таким
образом, исследование детей дошкольного
возраста 5-го года жизни показало,
что состояние лексической стороны речи
находится в пределах нормы. Следует
обратить внимание предметный словарь,
уточнить названия таких предметов как
– троллейбус, трамвай, манжеты; детенышей
животных – белки, зайчихи, лосихи; как
подают голос собака, кошка, корова; закрепить
геометрические фигуры.
Заключение
Изучив литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.
Во второй главе описаны организация экспериментального исследования, а так же представлены результаты состояния лексической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста: исследование детей дошкольного возраста 5-го года жизни показало, что состояние лексической стороны речи находится в пределах нормы.
Наша работа подтверждает гипотезу о том, что состояние лексической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста сформирована в пределах возрастной нормы.
Перспектива
исследования заключается в дальнейшем
изучении состояния словарного запаса
у детей с речевыми нарушениями и изучение
адекватных приемов коррекции нарушений
речи.
Список используемой литературы
1.Алексеева М.Н., Яшина В.И. методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических заведений. 3-е издание, стереотип.,-Москва.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1974.
3. Волкова
Л.С. Логопедия: Учебник
4. Выготский Л.С. Развитие устной речи // Детская речь 1996. Ч.1., С.51
5. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие – М.: Айрис-пресс, 2005. 96с.
6. Ефременкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с ОНР). М., 1985.
7. Иншакова
О.Б. Альбом для логопеда –
М.: Гуманитар. издат. центр
8. Краузе Е. Логопедия – 3-е издание. – СПб.: КОРОНА принт., 2006.-208с. ил.
9. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: 1973. – 98с.
10. Лурия А.Р. Язык и сознание // Под ред. Р.Е.Левиной. – М.: 1968.
11. Логинова
В.И., Максакова А.И., Попова М.И.
и др. Развитие речи детей
12. Лалаева
Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование
лексико-грамматического строя
13. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кнга для воспитателей детского сада. – 2-е издание, испр., - М.: Просвещение, 1988.-159с., ил. 12. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений – М.: АРКТИ, 2005. 240с.
14. Полякова М. Самоучитель по логопедии, универсальное руководство 3-е издание – М.: Айрис-пресс, 2008.
15. Поваляева М.А. – Справочник логопеда. – Изд.8-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2007.
16. Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для дефектолог. Фак. Пед-вузов. М., «Просвещение», 1969 стр.29.
17. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников. М., 2002.-256с.
18. . Фотекова
т.А. Тестовая диагностика
Информация о работе Состояние лексической стороны речи у детей дошкольного возраста