Состояние лексической стороны речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: охарактеризовать уровень сформированности лексической стороны речи у дошкольников.

Гипотеза: лексическая сторона речи у детей среднего дошкольного возраста должна быть сформирована в пределах возрастной нормы.

Объект: лексическая сторона речи у детей.

Предмет: особенности лексики у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1.изучить учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2.подобрать приемы исследования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста
3.исследовать лексическую сторону речи у среднего дошкольного возраста.
4.проанализировать результаты исследования.

Содержание

Введение

Глава I.Состояние лексической стороны речи у детей дошкольного возраста

1.1 Развитие лексики в онтогенезе………………………………………….5

Глава II. Исследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.

2.1 Этапы и методы исследования…………………………………………16

2.2 Результаты исследования……………………………………………….20

Заключение…………………………………………………………………...23

Литература……………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Основа.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Наглядный материал: картинки с изображением предметов.

Инструкция: посмотри на картинки и скажи, что  ты видишь.

Задание №2. Назови одним словом.

Наглядный материал: картинки с изображением – игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, фрукты, овощи, транспорт.

Инструкция: посмотри на картинку и скажи, как  можно назвать эти предметы.

Задание №3. Назови детенышей животных/птиц.

Наглядный материал: игра – лото «чей детеныш?» - изображение кошки и котенка, козы и козленка, зайчихи и зайчонка, белки и бельчонка, лосихи и лосенка.

Инструкция: Все животные потеряли своих детей, помоги найти им своих детенышей. Дети подбирают каждому животному детеныша и называют их.

Задание №4. Назови части предметов.

Наглядный материал: картинки с изображением стула, машины, рубашки.

Инструкция: назови части машинки, рубашки, стула. Дети должны назвать части стула – сиденье, ножки, спинка; части машины – кабина, кузов, колеса, руль, дверь, фары; части рубашки -  пуговицы, рукава, карман, воротник, манжеты. 

II Глагольный словарь

Задание №1. Кто как передвигается.

Наглядный материал: картинки с изображением птицы, змеи, лягушки, рыбы и человека.

Инструкция: Скажи, кто как передвигается?

 Дети  должны посмотреть на картинки  и сказать что змея – ползет, птица – летает, лягушка –  прыгает, рыба – плавает, человек – ходит.

Задание №2.

Инструкция: Скажи кто как передвигается?  Дети должны сказать что кошка  – мяукает, собака – лает, корова – мычит, петух – кукарекает, ворона – каркает.

Наглядный материал: картинки с изображением кошки, собаки, коровы, петуха, вороны. 
 

III Словарь признаков

Задание№1.

Инструкция: назови, какой это цвет?

Наглядный материал: карточки закрашенные в  красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, голубой, оранжевый цвет. Дети должны назвать цвет какой они  видят.

Задание№2. Назови, какой по форме предмет?

Инструкция: дети должны сказать:

Какая косынка по форме – треугольная;

Печенье, какое по форме – квадратное;

Мяч, какой  по форме – круглый;

Огурец, какой по форме – овальный;

Наглядный материал: картинки с изображением косынки, печенья, мяча, огурца, треугольника, квадрата, круга, овала. 
 
 
 
 
 

2.2 Результаты исследования

       В ходе данного обследования лексической  стороны речи у детей дошкольного возраста были выявлены следующие результаты: 

       Результаты  обследования предметного словаря 

       Таблица 1

Имя ребенка № задания Всего баллов N
1 2 3 4
Алена С. 2 3 3 2 10 12
Данил К. 3 3 3 3 12 12
Варя  Р. 3 3 2 3 11 12
Вова  Б. 2 3 2 2 9 12
Катя  М. 3 3 2 3 11 12
 

       Вывод: предметный словарь находится на среднем уровне.

       Выписка из протокола: Алена С. назвала вместо троллейбус – автобус,  и в упражнении «назвать части предметов» вместо кузов – тележка; Варя Р. назвала детенышей у белки – белочки и у лосихи – лосенки; Вова Б. не назвал галоши, троллейбус и вместо трамвая – поезд, также он назвал детенышей у животных у зайчихи – зайчики, у белки – белочки; Катя М назвала детенышей животных у козы – козленки, у зайчихи – зайки, у белки – белочки. 
 
 
 
 
 
 

       Результаты  обследования глагольного  словаря

       Таблица 2 

Имя ребенка № задания Всего баллов N
1 2
Алена С. 3 3 6 6
Данил К. 3 2 5 6
Варя  Р. 3 3 6 6
Вова  Б. 3 3 6 6
Катя  М. 3 3 6 6
 

       Вывод: глагольный словарь находится в пределах нормы.

       Выписка из протокола: Данил К. назвал вместо мычит – мукает,      
 
 

       Результаты  обследования словаря признаков

       Таблица 3

Имя ребенка № задания Всего баллов N
1 2
Алена С. 3 2 5 6
Данил К. 3 3 6 6
Варя  Р. 3 3 6 6
Вова  Б. 3 3 6 6
Катя  М. 3 3 6 6

       Вывод: словарь признаков находится  в пределах нормы.

       Выписка из протокола: Алена С. не смогла назвать какой формы огурец. 

       Таким образом, исследование детей дошкольного  возраста 5-го года жизни  показало, что состояние лексической стороны речи находится в пределах нормы.  Следует обратить внимание предметный словарь, уточнить названия таких предметов как – троллейбус, трамвай, манжеты; детенышей животных – белки, зайчихи, лосихи; как подают голос собака, кошка, корова; закрепить геометрические фигуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Изучив  литературу по данной теме, мы пришли к  выводу, что развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

       С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.

       Развитие  лексики в онтогенезе обусловлено  также развитием представлений  ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

       Во  второй главе описаны организация  экспериментального исследования, а  так же представлены результаты состояния  лексической стороны речи у детей  среднего дошкольного возраста: исследование детей дошкольного возраста 5-го года жизни  показало, что состояние лексической стороны речи находится в пределах нормы. 

       Наша  работа подтверждает гипотезу о том, что состояние лексической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста сформирована в пределах возрастной нормы.

       Перспектива исследования заключается в дальнейшем изучении состояния словарного запаса у детей с речевыми нарушениями и изучение адекватных  приемов коррекции нарушений речи.  
 
 
 

       Список  используемой литературы

    1.Алексеева М.Н., Яшина В.И.  методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических заведений. 3-е издание, стереотип.,-Москва.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.

    2. Бородич  А.М. Методика развития речи детей. М., 1974.

    3. Волкова  Л.С. Логопедия: Учебник дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений  М.: Владос, 2004.

    4. Выготский  Л.С. Развитие устной речи // Детская  речь 1996. Ч.1., С.51

    5. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие – М.: Айрис-пресс, 2005. 96с.

    6. Ефременкова Л.Н.  Формирование речи у дошкольников (Дети с ОНР). М., 1985.

    7. Иншакова  О.Б. Альбом для логопеда –  М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2005. – 279с. ил.

    8. Краузе Е. Логопедия – 3-е издание. – СПб.: КОРОНА принт., 2006.-208с. ил.

    9. Кольцова  М.М. Ребенок учится говорить. М.: 1973. – 98с.

    10. Лурия А.Р. Язык и сознание // Под ред. Р.Е.Левиной. – М.: 1968.

    11. Логинова  В.И., Максакова А.И., Попова М.И.  и др. Развитие речи детей дошкольного  возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Ф.А.Сохина – М.: просвещение, 1976, 224с.

    12. Лалаева  Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование  лексико-грамматического строя речи  у дошкольником с общим недорозвитим  речи. – СПб.: Издательство «Союз», 2001.

    13. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кнга для воспитателей детского сада. – 2-е издание, испр., - М.: Просвещение, 1988.-159с., ил. 12. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений – М.: АРКТИ, 2005. 240с.

    14. Полякова  М. Самоучитель по логопедии,  универсальное руководство 3-е  издание – М.: Айрис-пресс, 2008.

    15. Поваляева  М.А. – Справочник логопеда. –  Изд.8-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2007.

    16. Правдина О.В.  Логопедия. Учебное пособие для дефектолог. Фак. Пед-вузов. М., «Просвещение», 1969 стр.29.

    17. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников. М., 2002.-256с.

    18. . Фотекова  т.А. Тестовая диагностика устной  речи младших школьников: методическое  пособие – М.: Айрис-пресс, 2006. –  256с.

Информация о работе Состояние лексической стороны речи у детей дошкольного возраста