Состояние лексической стороны речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: охарактеризовать уровень сформированности лексической стороны речи у дошкольников.

Гипотеза: лексическая сторона речи у детей среднего дошкольного возраста должна быть сформирована в пределах возрастной нормы.

Объект: лексическая сторона речи у детей.

Предмет: особенности лексики у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1.изучить учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2.подобрать приемы исследования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста
3.исследовать лексическую сторону речи у среднего дошкольного возраста.
4.проанализировать результаты исследования.

Содержание

Введение

Глава I.Состояние лексической стороны речи у детей дошкольного возраста

1.1 Развитие лексики в онтогенезе………………………………………….5

Глава II. Исследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.

2.1 Этапы и методы исследования…………………………………………16

2.2 Результаты исследования……………………………………………….20

Заключение…………………………………………………………………...23

Литература……………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Основа.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

       Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается ребенком позднее  по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Объясняя значение слова стол, ребенок сначала говорит: «на нем едят». Позднее он по-другому объясняет слово стол: «это вид мебели», т.е. соотносит это слово с более общим понятием, определяет это слово на основе связей между словами в языковой системе.

       Постепенно  ребенок овладевает и контекстуальным значением слова. Так, ребенок дошкольного возраста с большим трудом овладевает переносным значением слова, афоризмами.

       По  мнению А.Р.Лурии, первоначально при  формировании предметной соотнесенности слова оказывают большое влияние  побочные, ситуационные факторы, которые в дальнейшем перестают играть роль в этом процессе.[10]

       На  раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова оказывают влияние  ситуация, жест, мимики, интонация, слово  имеет диффузное, расширенное значение. В этот период предметная отнесенность слова может легко потерять свою конкретную предметную отнесенность и приобретает расплывчатое значение (Е.С.Кубрякова, Г.Л.Розенгарт-Пупко). Например, словом мишка ребенок может назвать и плюшевую перчатку, так как по внешнему виду она напоминает мишку.

       Развитие  связи между языковыми знаками  и действительностью является центральным  процессом при формировании речевой деятельности в онтогенезе.

       На  начальном этапе овладения знаками  языка имя предмета является как  бы частью или свойством самого предмета. Л.С.Выготский назвал этот этап развития значения слова «удвоением предмета». Е.С.Кубрякова называет этот период этапом «прямой референции». На этом этапе значение слова является способом закрепления в сознании ребенка представления о данном предмете. [4]

       На  первых стадиях знакомства со словом ребенок еще не может усвоить  слово в его «взрослом» значении. Отмечается при этом феномен не полного  овладения значением слова, так  как первоначально ребенок понимает слово как название конкретного  предмета, а не как название класса предметов.

       В процессе развития значения слова, в  основном у детей от 1 до 2,5 года, отмечаются явления сдвинутой референции, или  «растяжения» значений слов (Е.С.Кубрякова), «сверхгенерализации» (Т.Н.Ушакова). при этом отмечается перенесение значения одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок вычленяет признак знакомого ему предмета и распространяет его название на другой предмет, обладающий тем же признаком. Ребенок использует слово для называния целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков (форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества и др.), а так же общее функциональное назначение предметов. [12]

       При этом обращает на себя внимание то, что  ребенок объясняет одним словом признаки, которые являются психологически более значимыми для него на данном этапе психологического развития.

       По  мере развития словаря «растяжение» значения слова постепенно сужается, так как при общении со взрослыми  дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируя употребление старых.

       Изменение значения слова, таким образом, отражает развитие представлений ребенка  об окружающем мире, тесно связано  с когнитивным развитием ребенка. [20]

       Л.С.Выготский  подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста – наглядный опыт, память, которая воспроизводит данную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий.

       По  мнению Л.С.Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий  начинается с раннего детства, с  момента знакомства со словом. Однако только в подростковом возрасте созревают психические предпосылки, которые создают основу образования понятий. Л.С.Выготский выделил несколько этапов развития понятийного обобщения у ребенка. Формирование структуры понятий начинается с «синтаксических» образов, аморфных и приблизительных, а далее проходит этап потенциальных понятий (псевдопонятий). Значение слова, таким образом, развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.

       Л.П.Федоренко  также выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу.

       Нулевой степенью обобщения являются собственные  имена и названия единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов, таким образом, являются для них  такими же именами собственными, как и имена людей.

       К концу второго года жизни ребенок  усваивает слова первой степени  обобщения, т.е. начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств – имен нарицательных.

       В возрасте 3 лет дети начинают усваивать слова второй степени обобщения, обозначающие родовые понятия (игрушки, посуда, одежда), передающие обобщенно название предметов, признаков, действий в форме имени существительного (полет, плавание, чернота, краснота).[12] 

       Примерно  к 5-6 годам дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия, т.е. слова третьей степени обобщения (растения: деревья, травы, цветы; движение: бег, плавание, полет; цвет: белый, черный), которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения.

       К подростковому возрасту дети оказываются  способными усваивать и осмысливать  слова четвертой степени обобщения, такие как: состояние, признак, предметность и т.д.

       Обогащение  жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения  с окружающими людьми приводит к постепенному количеству роста словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

       По  данным Е.А.Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год – 9 слов, 1год 6 мес. – 39 слов, 2 года – 300 слов, 3года 6 мес. – 1110 слов, 4 года – 1926 слов.

       По  данным А.Штерна, к 1,5 года у ребенка  насчитывается около 100 слов, к 2 годам – 200 -400 слов, к 3 годам – 1000 – 1100 слов, к 4 годам – 1600 слов, к 5 годам – 2200 слов.

       По  данным А.Н.Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий и частиц.[12]

       На  протяжении дошкольного детства  в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в  нескольких направлениях. В.И.Логинова выделила три таких направления:

  1. расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
  2. усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
  3. введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

       Конкретный  объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и другое.

       Л.С.Выготский  обращал внимание на то, что значения детских слов динамичны. Что одно и то же тождество относится к  предметам и явлениям окружающего  мира «значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное. Он показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на разных этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка 3-5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной относительностью слов и их конкретными значениями, а в 5-6 лет - системой, так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.[8]

       Таким образом, при нормальном речевом  развитии ребенка и благоприятных  условиях воспитания его активный словарь  увеличивается очень быстро. Он растет как в количественном, так и  в качественном отношении. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями, словами – синонимами. Одновременно у детей постепенно формируется навык словообразования.

       Дошкольники в живой разговорной речи практически  накапливают наблюдения над различными явлениями языка, однако этих наблюдений часто оказывается недостаточно, поэтому необходимо расширять устную речевую практику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава II. Исследование лексической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста 

       1.1 Этапы и методы исследования

       В экспериментальную группу входили  дети четырех лет с нормальным речевым развитием посещающие МДОУ Д/С №1 «Журавушка» г. Чайковского: Алена С., Данил К., Варя Р., Вова Б., Катя М.. обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Протокол обследования в приложении. 

       Психолого-педагогическая характеристика детей экспериментальной группы 

    Алена С.: 5 лет, живет в полной семье, речь понятная, спокойная. В общении со взрослыми неуверенная. Со сверстниками быстро находит контакт. Больше всего любит играть в сюжетно-ролевые игры.

    На  занятиях ведет себя активно, внимательно. Старается выполнить все упражнения быстрее всех. Быстро усваивает новый материал.

    Данил К.: 5 лет, самостоятельный активный мальчик, живет в полной семье. Любит общаться со сверстниками так и со взрослыми. Любит играть в подвижные игры с правилами.

    На  занятиях гиперактивен, неусидчив, память кратковременная, внимание рассеянное.

    Варя  Р.: 5 лет, живет в полной семье, дружелюбная активная девочка. Предпочитает играть в сюжетно-ролевые игры и настольно-печатные игры. Любит рисовать  и лепить из пластилина.

    На  занятиях ведет себя спокойно, внимательно  слушает речь воспитателя, отвечает на вопросы развернутым предложением.

    Вова  Б.: 5 лет, живет в полной семье, спокойный дружелюбный, ответственный мальчик. На контакт со взрослыми идет не всегда. Со сверстниками быстро находит общий язык. Предпочитает играть с мальчиками в крупный строитель.

    На  занятиях старается выполнить все  упражнения правильно и вперед всех.

    Катя  М.: 5 лет, живет в полной семье, приветливая дружелюбная девочка. На контакт со взрослыми и сверстниками идет быстро. Любит общаться, играть в сюжетно-ролевые игры, участвовать в постановке драматизаций сказок. Быстро запоминает текст сказок – память долговременная.

    На  занятиях внимательно слушает речь воспитателя, развернутым текстом отвечает на вопросы. 

    Методика  обследования

    За  основу методики обследования состояния  речи мы взяли методы и приемы, основанные Р.И.Лалаевой, Н.В.Нищевой.

    I Предметный словарь

    Задание №1. Назови поочередно предметы:

Юла

Мяч

Пирамидка

Мишка

Паровозик

Вилка

Ложка

Чашка

Тарелка

Кастрюля

Брюки

Рубашка

Платье 

Кофта

Юбка

Носки

Сапоги

Туфли

Ботинки

Кроссовки

Галоши

Диван

Шкаф

Кровать

Стол

Стул 

Кресло

Яблоко

Груша

Слива

Лимон

Апельсин

Виноград

Лук

Свекла

Морковь

Помидор

Огурец

Репа

Автобус

Машина

Троллейбус

Трамвай

Поезд

Самолет

Информация о работе Состояние лексической стороны речи у детей дошкольного возраста