Состояние лексической стороны речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: охарактеризовать уровень сформированности лексической стороны речи у дошкольников.

Гипотеза: лексическая сторона речи у детей среднего дошкольного возраста должна быть сформирована в пределах возрастной нормы.

Объект: лексическая сторона речи у детей.

Предмет: особенности лексики у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1.изучить учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2.подобрать приемы исследования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста
3.исследовать лексическую сторону речи у среднего дошкольного возраста.
4.проанализировать результаты исследования.

Содержание

Введение

Глава I.Состояние лексической стороны речи у детей дошкольного возраста

1.1 Развитие лексики в онтогенезе………………………………………….5

Глава II. Исследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.

2.1 Этапы и методы исследования…………………………………………16

2.2 Результаты исследования……………………………………………….20

Заключение…………………………………………………………………...23

Литература……………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Основа.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава I.Состояние лексической стороны  речи у детей дошкольного возраста 

1.1 Развитие  лексики в онтогенезе………………………………………….5

Глава II. Исследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.

2.1 Этапы  и методы исследования…………………………………………16

2.2 Результаты  исследования……………………………………………….20

Заключение…………………………………………………………………...23

Литература……………………………………………………………………24

Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Актуальность:Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Проблема формирования красивой, правильной и насыщенной речи занимает важное место в современной логопедии, что не утратило свою актуальность в настоящее время.

       Развитие  словаря как основы речи, его расширения и уточнения выполняют развивающую функцию для формирования познавательной деятельности, овладения речевыми умениями и навыками.

       Решением  проблемы развития лексики занимались Н.С.Жукова, Е.М.Мостюкова, Т.Б.Филичева, А.К.Гвоздев, Л.С.Волкова, Л.И.Лалаева, Р.ИСеребрякова.

       Цель: охарактеризовать уровень сформированности лексической стороны речи у дошкольников.

       Гипотеза: лексическая сторона речи у детей среднего дошкольного возраста должна быть сформирована в пределах возрастной нормы.

       Объект: лексическая сторона речи у детей.

       Предмет: особенности лексики у детей среднего дошкольного возраста.

       Задачи:

    1. изучить учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
    2. подобрать приемы исследования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста
    3. исследовать лексическую сторону речи у среднего дошкольного возраста.
    4. проанализировать результаты исследования.

    Методы  исследования:

    1. теоретический метод (изучение литературы по проблеме исследования)
    2. экспериментальный метод (проведение констатирующего эксперимента)
    3. статистический метод (количественный и качественный анализ данных)

    Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава I. Состояние лексической стороны речи у детей дошкольного возраста

1.1 Развитие лексики в онтогенезе.

       Развитие  словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием  мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием  всех компонентов речи: фонетико-фонематического  и грамматического строя речи.

       С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.

       Развитие  лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.[12]

       Л.С.Выготский  отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция  сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим обращение носит ситуативный характер.

       В настоящее время в психологической  и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки  развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

       Вторым  важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащение словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

       Первоначально общение взрослых с ребенком носит  односторонний и эмоциональный  характер, вызывает желание ребенка  вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение  взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.

       Такое «подключение» происходит, прежде всего, через  простейшие формы речи, с  использованием понятных слов, связанных с определенной, конкретной ситуацией.

       В связи с этим развитие лексики  во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается  ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

       Вопросу развития лексики ребенка посвящено  большое количество исследований, в  которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психолингвистическом, лингвистическом, психолингвистическом.

       Ранний  этап формирования речи, в том числе  и овладения словом, многосторонне  рассматривается в работах таких  авторов, как М.М.Кольцова, Е.Н.Винарская, Н.И.Жинкин, Г.Л.Розенгарт-Пупко, Д.Б.Эльконин и др.

       В конце первого и начале второго  года жизни ребенка постепенно все  большую силу начинает приобретать  словесный раздражитель. Однако в  этот период развития, по наблюдениям  М.М.Кольцовой, слова не разграничиваются друг от друга, ребенок реагирует на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией.

       На  начальной стадии реакция на словесный  раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот  головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «моко», собака – «бака»).

       Этот  этап развития детской речи большинство исследователей называют стадией «слово-предложение». В таком слове предложении сходит сочетания слов по грамматическим правилам данного языка, звукосочетания не имеют грамматически оформленного характера. Слово не обладает еще грамматическим значением.

       Слова-представления на этом этапе выражают либо поведение (на, дай), либо указание (там), либо называют предмет (киса, ляля) или действие (бай).

       В дальнейшем, возрасте от 1,5 до 2 лет, у  ребенка происходит расчленение  комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай, Катя ляля). В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи. Развитие слова у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения.

       Анализируя  развитие значения слова в онтогенезе, Л.С.Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» [4] Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом.

       Первая  стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово (условный раздражитель), ребенок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его.

       В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит  от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования  вопросов типа «что это?», «как это называется?».

       Таким образом, сначала ребенок получает знаки от окружающих его людей, а затем осознает их, открывает функции знаков.

       Несмотря  на то, что к 3,5-4 годам предметная отнесенность слова у ребенка  приобретает достаточно устойчивый характер, процесс формирования предметной отнесенности слова на этом не заканчивается.

       В процессе формирования лексики и  уточнение значения слова.

       В начале значение слова полисемантично, его значение аморфно, расплывчато. Слово может иметь несколько  значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Например, слово кых может обозначать в речи ребенка и кошку, и все пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку). Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение.

       Параллельно с уточнением значения слова происходит в развитие структуры значения слова.

       Известно, что слово имеет сложное по своей структуре значение. С одной  стороны, слово является обозначением определенного предмета, соотносится  с конкретным образом предмета. С другой стороны, слово обобщает совокупность предметов, признаков действий. На значение слова оказывает влияние и связь с другими словами: унылая пора, веселая пора, короткая пора, пора мечтаний. Слово приобретает различные оттенки значения в зависимости от контекста. Так, в предложениях: Он перешел улицу; Он перешел границу; Он перешел всякие границы; Он перешел на второй курс – слово перешел приобретает различные оттенки значения в зависимости от контекста.

       Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации. Слово прекрасно может обозначать высшую степень похвалы, иронию, сарказм, издевку в зависимости от интонации.

       В качестве основных выделяют следующие  компоненты значения слова (по А.А.Леонтьеву, Н.Я.Уфимцевой, С.Д.Кацнельсону и др.):

    • Денотативный компонент, т.е. отражение в значении слова особенностей денотата (стол – это конкретный предмет);
    • Понятийный,  или концептуальный, или лексико-семантический, компонент, отражающий формирование понятий, отражение связи слов по семантике;
    • Коннотативный компонент – отражение эмоционального отношения говорящего к слову;
    • Контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день, холодная вода в реке, холодная вода в чайнике). [12]

       Безусловно, не все компоненты значения слова появляются у ребенка сразу.

       В процессе онтогенеза значение слова  не остается неизменным, оно развивается. Л.С.Выготский писал: «всякое значение слова… представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово… развитие слова не закончилось, оно только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий»[4]. Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной.

       Исследования  показывают, что ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением.

Информация о работе Состояние лексической стороны речи у детей дошкольного возраста