Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:34, курсовая работа
Цель: охарактеризовать уровень сформированности лексической стороны речи у дошкольников.
Гипотеза: лексическая сторона речи у детей среднего дошкольного возраста должна быть сформирована в пределах возрастной нормы.
Объект: лексическая сторона речи у детей.
Предмет: особенности лексики у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1.изучить учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2.подобрать приемы исследования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста
3.исследовать лексическую сторону речи у среднего дошкольного возраста.
4.проанализировать результаты исследования.
Введение
Глава I.Состояние лексической стороны речи у детей дошкольного возраста
1.1 Развитие лексики в онтогенезе………………………………………….5
Глава II. Исследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.
2.1 Этапы и методы исследования…………………………………………16
2.2 Результаты исследования……………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………...23
Литература……………………………………………………………………24
Содержание
Введение
Глава
I.Состояние лексической
1.1 Развитие
лексики в онтогенезе…………………………
Глава II. Исследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.
2.1 Этапы
и методы исследования………………………
2.2 Результаты
исследования………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение
Введение
Актуальность:Потребност
Развитие словаря как основы речи, его расширения и уточнения выполняют развивающую функцию для формирования познавательной деятельности, овладения речевыми умениями и навыками.
Решением проблемы развития лексики занимались Н.С.Жукова, Е.М.Мостюкова, Т.Б.Филичева, А.К.Гвоздев, Л.С.Волкова, Л.И.Лалаева, Р.ИСеребрякова.
Цель: охарактеризовать уровень сформированности лексической стороны речи у дошкольников.
Гипотеза: лексическая сторона речи у детей среднего дошкольного возраста должна быть сформирована в пределах возрастной нормы.
Объект: лексическая сторона речи у детей.
Предмет: особенности лексики у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Методы исследования:
Структура
курсовой работы:
введение, две главы, заключение, список
литературы.
Глава I. Состояние лексической стороны речи у детей дошкольного возраста
1.1 Развитие лексики в онтогенезе.
Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.[12]
Л.С.Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим обращение носит ситуативный характер.
В
настоящее время в
Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащение словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.
Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.
Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определенной, конкретной ситуацией.
В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.
Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психолингвистическом, лингвистическом, психолингвистическом.
Ранний
этап формирования речи, в том числе
и овладения словом, многосторонне
рассматривается в работах
В конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. Однако в этот период развития, по наблюдениям М.М.Кольцовой, слова не разграничиваются друг от друга, ребенок реагирует на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией.
На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «моко», собака – «бака»).
Этот этап развития детской речи большинство исследователей называют стадией «слово-предложение». В таком слове предложении сходит сочетания слов по грамматическим правилам данного языка, звукосочетания не имеют грамматически оформленного характера. Слово не обладает еще грамматическим значением.
Слова-представления на этом этапе выражают либо поведение (на, дай), либо указание (там), либо называют предмет (киса, ляля) или действие (бай).
В дальнейшем, возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай, Катя ляля). В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи. Развитие слова у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения.
Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л.С.Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» [4] Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом.
Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово (условный раздражитель), ребенок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его.
В
возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит
от пассивного приобретения слов от окружающих
его людей к активному
Таким образом, сначала ребенок получает знаки от окружающих его людей, а затем осознает их, открывает функции знаков.
Несмотря на то, что к 3,5-4 годам предметная отнесенность слова у ребенка приобретает достаточно устойчивый характер, процесс формирования предметной отнесенности слова на этом не заканчивается.
В процессе формирования лексики и уточнение значения слова.
В начале значение слова полисемантично, его значение аморфно, расплывчато. Слово может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Например, слово кых может обозначать в речи ребенка и кошку, и все пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку). Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение.
Параллельно с уточнением значения слова происходит в развитие структуры значения слова.
Известно, что слово имеет сложное по своей структуре значение. С одной стороны, слово является обозначением определенного предмета, соотносится с конкретным образом предмета. С другой стороны, слово обобщает совокупность предметов, признаков действий. На значение слова оказывает влияние и связь с другими словами: унылая пора, веселая пора, короткая пора, пора мечтаний. Слово приобретает различные оттенки значения в зависимости от контекста. Так, в предложениях: Он перешел улицу; Он перешел границу; Он перешел всякие границы; Он перешел на второй курс – слово перешел приобретает различные оттенки значения в зависимости от контекста.
Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации. Слово прекрасно может обозначать высшую степень похвалы, иронию, сарказм, издевку в зависимости от интонации.
В качестве основных выделяют следующие компоненты значения слова (по А.А.Леонтьеву, Н.Я.Уфимцевой, С.Д.Кацнельсону и др.):
Безусловно, не все компоненты значения слова появляются у ребенка сразу.
В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. Л.С.Выготский писал: «всякое значение слова… представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово… развитие слова не закончилось, оно только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий»[4]. Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной.
Исследования показывают, что ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением.
Информация о работе Состояние лексической стороны речи у детей дошкольного возраста