Содержание взаимодействия учителя и учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Описание работы

Идейно-политическое воспитание направлено на формирование у студентов идейной убежденности. Одной из важнейших сторон воспитания является воспитание гражданина – члена территориально-политического сообщества, государства, который имеет права и обязанности, связанные с членством в нем.
Воспитание у студентов идейной убежденности в процессе обучения и внеклассной работы опирается на глубокие научные знания, теоретические положения, отражающие современный этап развития нашего государства, его внешнюю и внутреннюю политику.

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 56.74 Кб (Скачать)
    1. Принципы и система эстетического воспитания подрастающего поколения.

Эстетическое воспитание подрастающих поколений осуществляется на основе принципов, выработанных советской педагогикой. Принцип коммунистической направленности в эстетическом воспитании подрастающего поколения имеет ведущее значение. Одним из важнейших средств эстетического воспитания является искусство. 
Оно участвует в формировании мировоззрения человека, его нравственных убеждений, духовной культуры, отношения к жизни и деятельности. Принцип преемственности прогрессивных элементов культуры в эстетическом воспитании подрастающего поколения предполагает связь эстетической культуры народа, современного искусства с лучшими традициями прошлого и передовыми теориями эстетического воспитания. Принцип научности эстетического воспитания предполагает наличие ясной перспективы, анализа того, что достигнуто, что должно быть в конечном итоге и что связано с достижением общественно значимой цели. Он означает вооружение подрастающего поколения строго научными знаниями, соответствующими характеру современного искусства, уровню его развития. Принцип научности требует отбора самого существенного содержания, отвечающего логике наук об искусстве, принципам советской эстетической культуры, критериям оценки, идейного богатства произведений искусства, их художественной ценности. Он требует отбора системы научных понятий об искусстве и эстетическом отношении человека к действительности, которыми должно овладеть подрастающее поколение. Принцип комплексности. Эстетическое воспитание связано с развитием всех сторон личности. Оно должно осуществляться всеми имеющимися воспитательными средствами в процессе разнообразной педагогической деятельности, направленной на идейно-политическое, трудовое и нравственное воспитание. Поэтому, осуществляя воспитание личности советского ребенка, необходимо реализовать принцип комплексного подхода. Принцип всеобщности требует эстетического воспитания и художественного образования всего населения на всех возрастных этапах, а не только тех, кто имеет ярко выраженные способности. Принцип единства обучения и формирования самостоятельного художественного творчества детей предполагает теснейшую взаимосвязь между обучением и формированием творчества подрастающего поколения.

    1. Средства эстетического воспитания школьников

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные  и субъективные возможности развития школьников. Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу, деятельность в пионерской и комсомольской организациях, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы. Методами эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример, поощрение и т д. Формы эстетического воспитания это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии встречи за круглым столом, дискотеки и др. В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания. Кратко рассмотрим их особенности и значение для эстетического развития школьников. Труд -- умственный и физический -- активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в труде. Эстетическое воспитание осуществляется прежде всего при изучении предметов искусствоведческого цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы и факультативных курсов по искусству. Их специфика состоит в том, что они обеспечивают знание основ эстетики, художественное образование учащихся. Эта важная составная часть целостного процесса эстетического воспитания.

    1. Роль искусства в эстетическом воспитании учащихся.
  1. Выдающаяся роль и значение искусства в эстетическом воспитании бесспорно. Искусство наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир реально существующей красоты, формирует убеждения личности, влияет на поведение и доставляет ей огромное эстетическое наслаждение. Однако автоматизма в проявлении искусством своей роли нет. Оно может и не выполнить до конца своей миссии источника духовного богатства, если человек окажется неподготовленным к его восприятию, не получит необходимого для этого минимума художественных знаний, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.
  2. Особенно плодотворным оказывается общение с искусством в детские годы. Конкретно-чувственная образность искусства, его наглядность, яркость, выразительность, делают искусство доступным и близким детскому восприятию, созвучным их эмоциональности. Образы живописи, скульптуры, литературы незаменимы для становления личности ребенка. Важно однако при этом владеть специальными приемами и методиками для лучшего постижения им произведений искусства, их образного строя. Среди доступных ребенку уже в первые годы его жизни видов искусства заметное место Книга во все времена была и, пожалуй, остается по сей день популярнейшим средством художественного развития детей. Одним из важных направлений художественного воспитания является приобщение детей к музыке, музыкальному творчеству. Только музыка пробуждает музыкальное чувство человека, а потому ребенок уже с дошкольного возраста должен уметь слушать музыку, в том числе классическую. Этому его необходимо учить. Изобразительное искусство: в рисовании таятся огромные возможности развития у детей чувства формы, пространства, объема, цвета. Огромную роль в жизни современного человека, в том числе детей, играет телевидение. Для миллионной аудитории телезрителей это одно из самых доступных средств приобщения к разнообразной информации, в том числе приобщения и к замечательным творениям искусства.принадлежит литературе.
    1. Внеклассная работа по эстетическому воспитанию. В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности. Ребенок в процессе жизни и учения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, свое понимание происходящих событий, проявить творческую активность. Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного-творчества. Внешкольными учреждениями, осуществляющими эстетическое воспитание учащихся, являются дома и дворцы школьников. Художественное воспитание средствами искусства занимает в них одно из ведущих мест; Широко представлены кружки и студии: хоровые, хореографические, музыкальные, театральные, кинолюбителей, художественного слова, живописи, графики, скульптуры, бальных танцев, художественной вышивки и вязания, художественной фотографии. Основные задачи кружковых занятий: научить детей любить и понимать искусство, развить их художественные способности и вкус, дать знания об искусстве, расширить художественный кругозор. Пение, занятия в оркестре, в хореографических коллективах, художественных студиях пробуждают у школьников любовь к музыкальному, изобразительному искусству, обогащают духовный мир учащихся, формируют их чувства, мысли, вкусы, идеалы. Одновременно у них развивается музыкальность, четкое визуальное восприятие, воспитываются навыки культуры общения и поведения. Главная всеобщая задача — духовное обогащение детей, формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности. В школах создаются центры эстетического воспитания, на их базе активно действуют музыкальные школы и школы изобразительного искусства системы культуры, а также музыкальные, театральные, художественные студии. В творческих фондах — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей — активно работают специальные комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества. Они организуют концерты для детей и подростков, привлекая лучшие музыкальные коллективы, прославленных исполнителей, высококвалифицированных музыковедов; устраивают передвижные тематические выставки. Система эстетического воспитания в школе органически сочетается с усилиями всего обновляющегося общества по воспитанию гармонично и всесторонне развитой личности.

Роль природы в эстетическом воспитании школьников.  Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он  
тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он  
открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. Природа помогает  
окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и  
общего развития человека.

  1. Физическое воспитание

Неотъемлемая  составная часть всестороннего  развития личности. Физическое воспитание обеспечивает нормальный рост и всестороннее развитие важнейших систем и функций организма, формирование здорового образа жизни, расширение границ творческого долголетия, подготовку к труду. Выполняя свои специфические функции, физическое воспитание объективно связано с умственным, нравственным, трудовым, эстетическим гигиеническим воспитанием. Физическое воспитание играет важную роль в укреплении здоровья ребенка, его психическом и моторном развитии.

    1. Физическое воспитание на уроках физкультуры. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие специфических способностей (скоростных, силовых, координационных, выносливости). В ходе занятий и через занятия воплощаются в жизнь средства, методические принципы и методы физического воспитания. Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
    2. Физкультурные мероприятия  в режиме учебного дня школьника.

Разнообразные формы занятий физкультурой в режиме учебного дня способствуют укреплению здоровья учащихся, их гармоничному физическому развитию. Систематические занятия физическими упражнениями повышают успеваемость по общеобразовательным предметам и снижают количество пропусков уроков по болезни.     Важной задачей физкультурно-оздоровительной работы в режиме   учебного   дня   является   ее   восстановительная   функция. Учитель физкультуры участвует в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, готовит общественных инструкторов и судей из числа учащихся. Классные руководители также участвуют в этой работе. Утренняя зарядка (гимнастика) выполняется учащимися ежедневно в домашних условиях или на свежем воздухе. Комплексы упражнений разучиваются на уроках физической культуры под руководством преподавателя. Ежедневная утренняя гимнастика воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Гимнастика до учебных занятий в режиме школьного дня дополняет утреннюю зарядку, проводимую дома. Её цель - оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма, благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу.  Физкультурные минуты - это активный отдых, который проводится с целью уменьшения утомления учащихся, снятия отрицательных явлений статической нагрузки, активизации внимания учащихся и повышения способности к восприятию учебного материала.  Подвижная перемена занимает особое место в распорядке школьного дня. Она дает хороший оздоровительный эффект, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность учащихся. Проведение этого довольно сложного, с точки зрения организации, мероприятия требует тщательной подготовки учителей и инструкторов-общественников, проявления изобретательности и выдумки, наличие в школе простейшего инвентаря, спортивных площадок и помещений, позволяющих организовать занятия физическими упражнениями и играми одновременно со всеми учениками школы. Подвижные перемены используются для целенаправленного развития физических качеств у юношей и у девушек, предлагаются различные упражнения с учетом пола.

    1. Внеклассная работа по физическому воспитанию.

Система внеклассных мероприятий  по физическому воспитанию учащихся должна находиться в тесной связи  с той работой, которая проводится в процессе учебных занятий. Однако ее возможности в этом отношении  гораздо шире. В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому  воспитанию можно выделить ряд направлений.  
Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная Работа по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития. Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы  для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся прогулки и экскурсии на природу, организуются походы по родному краю, соревнования по спортивному ориентированию и т.д. Все эти мероприятия обычно совмещаются с решением учебно-воспитательных задач. Так, походы по родному краю используются как средство краеведения и патриотического воспитания, а также для расширения знаний по ботанике, зоологии, географии и т.д. То же самое относится и к другим внеклассным мероприятиям. Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья» и т.д.

    1. Связь школы и семьи в физическом воспитании детей.

 

       Взаимодействие семьи и школы обусловлено следующими обстоятельствами: 
- единым объектом (субъектом) воспитания;  
- общими целями и задачами воспитания детей;  
- возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;  
- необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;  
- возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;  
- возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия. Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей. Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующих общих задач воспитания детей: 
- обеспечение качественного образования 
- развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;  
- формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;  
- подготовка школьников к семейной жизни;  
- формирование потребности в здоровом образе жизни. Главная цель родителей, педагогов и специалистов школы - воспитание здорового, всесторонне развитого ребенка. Эта цель может быть достигнута только в результате совместных усилий родителей и работников школьных учреждений.

 


Информация о работе Содержание взаимодействия учителя и учащихся