Содержание взаимодействия учителя и учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Описание работы

Идейно-политическое воспитание направлено на формирование у студентов идейной убежденности. Одной из важнейших сторон воспитания является воспитание гражданина – члена территориально-политического сообщества, государства, который имеет права и обязанности, связанные с членством в нем.
Воспитание у студентов идейной убежденности в процессе обучения и внеклассной работы опирается на глубокие научные знания, теоретические положения, отражающие современный этап развития нашего государства, его внешнюю и внутреннюю политику.

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 56.74 Кб (Скачать)

    1. Знакомство учащихся с трудом взрослых.

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями. 
Старшие дошкольники успешно выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности в работе. Дети испытывают радость от трудового усилия, сознавая полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам труда взрослых. 
Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. О силе примера взрослых в коммунистическом воспитании детей неоднократно говорили Н. К. Крупская, М. И. Калинин, А. С. Макаренко. Они подчеркивали огромное значение той трудовой атмосферы, которая постоянно окружает ребенка. Но воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности. 
В детских садах имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. В этом труде явно выражен его общественный характер, поэтому бытовой труд персонала детского сада имеет в своем влиянии на детей много преимуществ по сравнению с бытовым трудом, осуществляемым в семье. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при наблюдении и в беседах) внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т. п.

  1. Воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности. Поведение людей в обществе регламентируется определенными правилами. Подчинение членов общества установленному порядку называется дисциплиной. Школьная дисциплина отражает отношения между людьми данного общества. Школьная дисциплина в условиях нашего общества не является чем-то обособленным от складывающихся в обществе отношений. С учетом этих черт необходимо стремится не к выработке простого послушания, а к развитию активности и самостоятельности учащихся. Добиваться, чтобы дисциплинированность учащихся была составной частью их характера, а не просто чисто внешней привычкой к соблюдению некоторых правил.  Полезно не только знать особенности дисциплины, но и иметь определенное представление о том, какого человека в нашем обществе мы можем назвать в полном смысле слова дисциплинированным.  Дисциплинированность является сложной чертой личности. Процесс ее формирования является комплексным, он требует длительной работы, воли и настойчивости со стороны воспитателей, определенных усилий со стороны воспитанников. В детском возрасте дисциплинированность может иметь разные уровни в своем становлении: от временного проявления до устойчивого качества личности. Школьник может проявлять дисциплинированность под влиянием временных мотивов: интереса к деятельности, авторитета взрослого, боязни наказания. В данном и аналогичных случаях ребенок проявляет дисциплинированность до тех пор, пока действует тот или иной мотив. Устойчивое дисциплинированное поведение регулируется действием воли. Сильное влияние на формирование дисциплинированности как устойчивой черты личности оказывают такие волевые черты, как настойчивость, инициатива и самостоятельность, сдержанность, организованность. Наоборот, леность, лживость, нерешительность и неуверенность как показатели слабого волевого развития препятствуют формированию дисциплинированности.  Как же добиться того, чтобы с первых шагов была необходимая дисциплина? Прежде всего, необходимо понять, что дисциплина это результат всей воспитательном работы, а не только каких-то специально дисциплинарных мер. Дисциплинированный человек может быть воспитан только всей суммой правильных влияний, среди которых самое видное место должны занимать: общее образование, книга, газета, труд, общественная работа и даже такие как будто второстепенные вещи, как игра, развлечение, отдых. Только в совместном действии всех этих влияний может быть проведено правильное воспитание, и только в результате его может получиться настоящий дисциплинированный член общества.  Дисциплинированные, активные, высокосознательные люди могут быть воспитаны в тех семьях, где все напряженно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места расхлябанности и недисциплинированности. В таких семьях сами дети и, прежде всего их родители влияют на отдельные недисциплинированные поступки, так как недисциплинированность нарушает принятый ритм жизни. Каждый это хорошо понимает и подчиняется требованиям большинства. Важнейшее значение в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной деятельности детей. Учебная работа на уроке протекает в значительной степени как работа коллективная, поэтому именно на уроке могут быть воспитаны сознательность, организованность и дисциплинированность. Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие детей во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, секций, ученик берет на себя определенные обязательства, приучается планировать свое время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений. Привычка к саморегулированию, приобретенная в ходе занятий любимым делом, может оказать благотворное влияние на всю личность школьника.  Важное место в воспитании дисциплинированности занимает общественно полезный труд. Трудовая деятельность имеет общую для всех детей цель, требует слаженности, точного выполнения своих обязанностей каждым, высокой организованности. Эти черты трудовой деятельности сближают ее с учебной, и таким образом, качества, формируемые в учебной и трудовой деятельности, взаимодополняют друг друга, углубляются, совершенствуются.  Трудовая, общественно полезная деятельность имеет большое значение не только в формировании навыков и привычек, но и благородных мотивов, которые побуждают ребёнка вести себя в соответствии с требованиями дисциплины.  Разносторонняя деятельность детей должна быть определенным образом организована. Большое значение в организации жизни и деятельности принадлежит режиму. Режим — важный метод формирования многих нравственных качеств. Особенно велико значение точного режима в воспитании младших школьников. Они принимают требования режима без особых рассуждений и проявляют стремление к неуклонному их выполнению. При условии тщательного совместного контроля со стороны учителя и родителей режим может прочно утвердиться в жизни ребенка и стать важным средством воспитания дисциплинированности.  Разъяснение смысла правил — важнейшая область воспитания дисциплинированности. При разъяснении правил нужно меньше говорить о том, чего нельзя делать, а концентрировать внимание детей на том, как нужно делать или как поступать в том или ином случае.  В ходе разъяснения важно направлять свои усилия на формирование у детей положительных мотивов дисциплинированного поведения и создавать условия для разносторонней деятельности учащихся.
    1. Особенности школьной дисциплины. Дисциплинированность и ее формирование. Дисциплинированность выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга. Сущность дисциплинированности составляет сознательное отношение к своему поведению и к своим обязанностям по отношению к обществу. Формирование дисциплинированности связано с выработкой определенных навыков дисциплинированного поведения. Большое значение в воспитании дисциплинированности имеет самодисциплина. О самодисциплине говорят тогда, когда человек подчиняет свою деятельность разумным основаниям, сознательно борясь с влечениями и склонностями низшего порядка (например, со склонностью к лени), уводящими его в сторону от исполнения тех или иных обязанностей. Следование этим влечениям развивает слабость воли, ее вялость. Наоборот, в борьбе с ними человек закаляет свою волю и развивает чувство долга. Самодисциплина предполагает наличие у человека более или менее сложившихся моральных убеждений. В детском возрасте сознательное подчинение своего поведения разумным основаниям, сознанию и чувству долга достигается только в процессе систематического воспитания, которое в начальной стадии проходит в рамках подчинения чужой воле. Подчинение определенным общественным требованиям, а в условиях детства — воле старших является необходимым для развития дисциплинированности. Для воспитания дисциплинированности большое значение имеют соблюдение установленного режима, закрепление выработанных в течение жизни привычек и навыков дисциплинированного поведения и подчинение определенным правилам.

 Школьная дисциплина – это определенный порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплину.  Внешней дисциплиной называю послушание, повиновение и подчинение, в основе которых лежат внешние положительные и отрицательные санкции – поощрение и наказание. Внутренней дисциплиной называют способность школьника к торможению нежелательных импульсов, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её лежат, усвоение правила и нормы, выступающая как внутренняя потребность. Главное условие, обеспечивающее дисциплинарное поведение школьников на уроке – тщательно разработанный урок. Когда урок хорошо построен, четко спланированы все его моменты, если все дети заняты делами, они не будут нарушать дисциплины. Ребенок регулирует свое поведение неосознанно: его привлекает ситуация интереса. Поэтому, как только урок становится неинтересным, дисциплинированное поведение исчезает. Важным фактором, влияющим на дисциплинированное поведение школьников на уроке, выступает тип отношений между учителем и детьми.

    1. Основы и методы воспитания сознательной дисциплины и дисциплинированности учащихся.

Процесс воспитания сознательной дисциплины – это процесс движения от внешней организации поведения к внутренней, переход к внутренне осознанным целям, моральным стимулам, убежденности в необходимости именного такого поведения. Важнейшее условие и средство воспитание сознательной дисциплины – установление правильных взаимоотношений педагога (классного руководителя) и воспитанников. Тон в деле воспитания классного коллектива задает классный руководитель. Классный руководитель доводит до сознания учащихся мысль о том, что главное в дисциплине не принуждения и запреты, а глубокое понимание каждым своего общественного долга, искреннее стремление принести пользу ученическому коллективу и обществу в целом.  Чтобы успешно воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, классный руководитель должен заботиться о повышении своего идейного уровня, овладевать педагогическим мастерством, знать психологию детей, быть требовательным, но в то же время душевным человеком и умелым организатором. Наряду с этим следует помнить, что работа по воспитанию у учащихся сознательной дисциплины пойдет успешнее, если классному руководителю удается объединить усилия трех коллективов: ученического, педагогического и родительского.

Важнейшим условием успеха воспитания сознательной дисциплины является поиск правильных взаимоотношений  между классным руководителем и  учащимися, которые возможны только на основе единства уважения, требовательности к ребенку со стороны классного  руководителя.

С укреплением коллектива, когда уже закладываются навыки и привычки дисциплинированного  поведения, возникают традиции и  сложились правильные отношения, требования педагога меняют свою форму, уходит как  бы на второй план. К этому времени  уже сформировывается и приобретает  определенный авторитет в коллективе ученическое самоуправление. Перед  классным руководителем встает задача мобилизовать общественное мнение класса, способствующее развитию и поддержке  всего лучшего, здорового и передового в коллективе, и организовать борьбу с тем, что мешает его активной учебной и общественной деятельности. Соблюдение преемственности воспитательного  процесса с учетом возрастных особенностей школьников – одно из важнейших  условий достижения сознательной дисциплины.

Воспитание сознательной дисциплины не ограничивается  идейно-нравственным просвещением. Задача состоит в том, чтобы научить детей необходимым  навыкам и привычкам культурного  поведения. Они формируются в  процессе всей деятельности учащихся. Одним из направлений воспитания сознательной дисциплины школьников является кропотливая индивидуальная работа с учащимися, систематически нарушающими правила поведения в школе и вне нее. Успешное преодоление их недисциплинированности возможно лишь тогда, когда эти учащиеся включены в деятельность детского коллектива и раскрывают свои лучшие качества.

    1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей при воспитании сознательной дисциплины.

В высшей нервной деятельности младших школьников процессы возбуждения  преобладают над процессами торможения. Поэтому детям легче выполнять  указания воспитателей, которые побуждают  их к определенным действиям. Период обучения детей в начальных классах  является наиболее благоприятным для  привития детям положительных навыков  и привычек поведения. Учитель до деталей продумывает характер и  объем навыков поведения, чтобы  четко определить систему методов  их формирования и закрепления. 
Учитывая неустойчивость произвольного внимания младших школьников, их импульсивность, важно, чтобы требования учителя к поведению детей были немногочисленны, кратко и четко сформулированы и постоянно подкреплялись напоминаниями, разъяснениями, показом, одобрением или осуждением. 
Младшие школьники очень подвижны и деятельны. Но они быстро устают от однообразных занятий. Эта их особенность требует от учителя смены видов и форм деятельности, использования разнообразных методов обучения и воспитания. Учащиеся начальных классов, особенно в первый год, не привыкли еще готовить пересказ в уме, безмолвно выполнять упражнения. Поэтому они часто говорят вслух, подкрепляют свои умственные действия некоторыми движениями рук. С этим приходится также считаться при обучении детей умению коллективно работать. Учитывая образность мышления младшего школьника, приходится широко пользоваться в воспитании живыми, близкими детям конкретными примерами, наглядностью и другими средствами. 
Большая эмоциональная возбудимость младших школьников требует от учителя более широкого использования метода поощрения, сочетаемого с возрастающей требовательностью к их поведению. Но даже в пределах младшего школьного возраста методика воспитания учащихся существенно меняется. Методы воспитания учащихся I и II классов отличаются от методов работы со школьниками III класса. 
При наблюдении за детьми учитель очень скоро обнаруживает, что одни капризны, упрямы, другие застенчивы, рассеянны, медлительны. Чтобы эти недостатки не превратились в постоянные черты характера, учителю важно направлять свои усилия на устранение этих условий. Но сделать это сразу не удается. Да к тому же только устранение условий не обеспечивает исправления недостатков в характере детей. Не следует забывать, что недостатки характера складывались постепенно и являются относительно устойчивыми. Каждый недостаток может быть исправлен определенной системой мер. 
В работе с капризными и упрямыми детьми необходим ровный, но настойчивый и требовательный тон. Дети сравнительно быстро привыкают к такому отношению учителя, понимают, что капризничать и упрямиться бесполезно, и подчиняются требованиям педагогов. 
Застенчивых детей приходится постепенно включать в жизнь коллектива. Приучение, тренировка — наиболее рациональные приемы работы с медлительными, рассеянными учащимися. 
Дисциплинированность является важной чертой характера и тесно связана со всеми другими свойствами личности. Особенно большое значение имеет воспитание выдержки у детей. 
Важную роль в воспитании дисциплины играет учет интересов школьников, их использование для вовлечения в полезную и интересную работу, а также внимание к здоровью, состоянию нервной системы. Воспитательная работа требует от учителя большого внимания к детям, учета всех изменений в характере и поведении учащихся. Только тогда учитель безошибочно наметит план действий по отношению к своим воспитанникам.

    1. Воспитание навыков и привычек культурного поведения.

Приучить детей к культуре труда — это значит приучить их к организованности в труде, к четкости во всякой работе. Очень важно научить детей планировать время и бережно относиться к нему, правильно чередовать труд и отдых. Свободные от учебных занятий часы следует заполнять разумными развлечениями и полезной деятельностью. Домашнее чтение, спорт, фотосъемка, конструирование и моделирование, различные игры, прогулки, помощь родителям в их домашней работе или самообслуживание — вот чем могут заняться школьники в неучебное время. Все это способствует выработке у них устойчивых навыков организованного поведения. Культура поведения обязательно предполагает уважение к окружающим людям, вежливость и почтительность к старшим. Чтобы дети выросли вежливыми и чуткими, их надо с малых лет приучать приветливо, здороваться и прощаться со старшими и сверстниками, уступать место старшим в трамвае, автобусе и т. д. Надо с малых лет учить детей вежливо обращаться с просьбой и благодарить за оказанную помощь, не повышать голоса при разговоре с взрослыми, уметь внимательно выслушивать собеседника, не перебивая его, помогать взрослым в их работе, стараться сделать полезное дело для родных, знакомых, товарищей, для коллектива. Уже детей дошкольного возраста рекомендуется приучать обращаться к старшим и незнакомым на «Вы», желать «Доброго утра» и «Спокойной ночи» всем членам семьи. Хорошо воспитанные дети обязательно благодарят за оказанную услугу, сказав: «Спасибо», «Благодарю вас». Детей среднего и старшего возраста надо приучать сопровождать свои просьбы словами: «Пожалуйста», «Будьте добры», «Если вас не затруднит». Если произойдет какая-либо неловкость, дети первыми должны извиниться словами «Простите», «Извините», «Виноват». Обратившись к взрослому незнакомому человеку, они должны сказать: «Разрешите спросить» или «Скажите, пожалуйста». Прежде чем войти в чужую комнату, дети должны попросить разрешения словами: «Можно войти» или «Разрешите войти». Воспитание у детей навыков культурного поведения предполагает также приучение их к сдержанности. Сдержанность — это умение владеть собой, умение согласовать свое поведение с интересами окружающих людей. С малых лет надо приучать детей не проявлять своей радости, огорчения или негодования очень шумно. Культурность человека выражается не только в делах и поступках, но и в его речи. Надо следить за тем, чтобы дети говорили правильным языком, не допускали грубых и вульгарных выражений. Большую помощь в этом могут оказать лучшие произведения художественной литературы, написанные прекрасным языком. Надо приучать детей к регулярному чтению произведений классиков художественной литературы, просить их пересказать содержание прочитанной книги и таким путем развивать их речь, обогащать их язык. Дети должны строго соблюдать личную и общественную гигиену. Содержание в чистоте своего тела, одежды, постели, жилого помещения сохраняет здоровье человека. Правильно поступают родители, которые приучают детей ежедневно утром и вечером мыть руки, лицо, уши, шею, ежедневно чистить зубы, причесывать волосы, мыть руки перед едой, полоскать рот после еды, регулярно проветривать комнату.

  1. Эстетическое воспитание. “Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного. Одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностей – внимание к детской творческой деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной. Если правильно организовать, можно обеспечить художественно-эстетическое , всестороннее развитие ребёнка и подготовку его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием. Именно в рамках всех названных видов деятельности создаются условия для эффективной всесторонней подготовки детей к школе”

 

    1. Сущность эстетического воспитания и его место во всестороннем развитии личности.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески  активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное  в жизни и искусстве, жить и  творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в  себя эстетическое развитие — организованный процесс становления в ребенке  природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного  мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляются с помощью системы эстетического  воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами-искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся. Художественное воспитание — целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное образование — процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к .искусству и художественному творчеству. Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства. Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству и к жизни в целом.

Информация о работе Содержание взаимодействия учителя и учащихся