Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:52, лекция
Идейно-политическое воспитание направлено на формирование у студентов идейной убежденности. Одной из важнейших сторон воспитания является воспитание гражданина – члена территориально-политического сообщества, государства, который имеет права и обязанности, связанные с членством в нем.
Воспитание у студентов идейной убежденности в процессе обучения и внеклассной работы опирается на глубокие научные знания, теоретические положения, отражающие современный этап развития нашего государства, его внешнюю и внутреннюю политику.
В дошкольные годы дети проявляют живой
интерес к труду взрослых, в игре и быту
стремятся им подражать и желают сами
что-то сделать. До семи лет они легко овладевают
несложными трудовыми умениями по самообслуживанию,
поддержанию чистоты и порядка, уходу
за растениями.
Старшие дошкольники успешно выполняют несложные обязанности
по обслуживанию коллектива, способны
уже к элементарной ответственности за
порученное дело, могут преодолевать небольшие
трудности в работе. Дети испытывают радость
от трудового усилия, сознавая полезность
своих действий, проявляют бережное отношение
к результатам труда взрослых.
Для создания положительного
отношения и привычки к труду важнейшее
значение имеет живой пример окружающих
взрослых, непосредственное соприкосновение
с их трудом. О силе примера взрослых в
коммунистическом воспитании детей неоднократно
говорили Н. К. Крупская, М. И. Калинин, А.
С. Макаренко. Они подчеркивали огромное
значение той трудовой атмосферы, которая
постоянно окружает ребенка. Но воспитать
у детей психологическую готовность к
труду возможно только в процессе деятельности.
В детских садах имеются все возможности
для наиболее рациональной организации
бытового труда взрослых. В этом труде
явно выражен его общественный характер,
поэтому бытовой труд персонала детского
сада имеет в своем влиянии на детей много
преимуществ по сравнению с бытовым трудом,
осуществляемым в семье. Ознакомление с трудом взрослых ставит
целью дать детям конкретные знания и
представления о труде и воспитать уважение
к труду взрослых, научить ценить его,
возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно
решается задача воздействовать и на поведение
детей — вызвать желание трудиться, работать
добросовестно, тщательно. Детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд.
Но использовать его необходимо, так как
в процессе этого труда фиксируется (при
наблюдении и в беседах) внимание детей
на таких его сторонах, как организованность
работы, ответственность, коллективная
слаженность и т. п.
Школьная дисциплина – это определенный порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешней дисциплиной называю послушание, повиновение и подчинение, в основе которых лежат внешние положительные и отрицательные санкции – поощрение и наказание. Внутренней дисциплиной называют способность школьника к торможению нежелательных импульсов, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её лежат, усвоение правила и нормы, выступающая как внутренняя потребность. Главное условие, обеспечивающее дисциплинарное поведение школьников на уроке – тщательно разработанный урок. Когда урок хорошо построен, четко спланированы все его моменты, если все дети заняты делами, они не будут нарушать дисциплины. Ребенок регулирует свое поведение неосознанно: его привлекает ситуация интереса. Поэтому, как только урок становится неинтересным, дисциплинированное поведение исчезает. Важным фактором, влияющим на дисциплинированное поведение школьников на уроке, выступает тип отношений между учителем и детьми.
Процесс воспитания сознательной дисциплины – это процесс движения от внешней организации поведения к внутренней, переход к внутренне осознанным целям, моральным стимулам, убежденности в необходимости именного такого поведения. Важнейшее условие и средство воспитание сознательной дисциплины – установление правильных взаимоотношений педагога (классного руководителя) и воспитанников. Тон в деле воспитания классного коллектива задает классный руководитель. Классный руководитель доводит до сознания учащихся мысль о том, что главное в дисциплине не принуждения и запреты, а глубокое понимание каждым своего общественного долга, искреннее стремление принести пользу ученическому коллективу и обществу в целом. Чтобы успешно воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, классный руководитель должен заботиться о повышении своего идейного уровня, овладевать педагогическим мастерством, знать психологию детей, быть требовательным, но в то же время душевным человеком и умелым организатором. Наряду с этим следует помнить, что работа по воспитанию у учащихся сознательной дисциплины пойдет успешнее, если классному руководителю удается объединить усилия трех коллективов: ученического, педагогического и родительского.
Важнейшим условием успеха воспитания сознательной дисциплины является поиск правильных взаимоотношений между классным руководителем и учащимися, которые возможны только на основе единства уважения, требовательности к ребенку со стороны классного руководителя.
С укреплением коллектива,
когда уже закладываются навыки
и привычки дисциплинированного
поведения, возникают традиции и
сложились правильные отношения, требования
педагога меняют свою форму, уходит как
бы на второй план. К этому времени
уже сформировывается и приобретает
определенный авторитет в коллективе
ученическое самоуправление. Перед
классным руководителем встает задача
мобилизовать общественное мнение класса,
способствующее развитию и поддержке
всего лучшего, здорового и передового
в коллективе, и организовать борьбу
с тем, что мешает его активной
учебной и общественной деятельности.
Соблюдение преемственности
Воспитание сознательной дисциплины
не ограничивается идейно-нравственным
просвещением. Задача состоит в том,
чтобы научить детей
В высшей нервной деятельности
младших школьников процессы возбуждения
преобладают над процессами торможения.
Поэтому детям легче выполнять
указания воспитателей, которые побуждают
их к определенным действиям. Период
обучения детей в начальных классах
является наиболее благоприятным для
привития детям положительных навыков
и привычек поведения. Учитель до
деталей продумывает характер и
объем навыков поведения, чтобы
четко определить систему методов
их формирования и закрепления.
Учитывая неустойчивость произвольного
внимания младших школьников, их импульсивность,
важно, чтобы требования учителя к поведению
детей были немногочисленны, кратко и
четко сформулированы и постоянно подкреплялись
напоминаниями, разъяснениями, показом,
одобрением или осуждением.
Младшие школьники очень подвижны
и деятельны. Но они быстро устают от однообразных
занятий. Эта их особенность требует от
учителя смены видов и форм деятельности,
использования разнообразных методов
обучения и воспитания. Учащиеся начальных
классов, особенно в первый год, не привыкли
еще готовить пересказ в уме, безмолвно
выполнять упражнения. Поэтому они часто
говорят вслух, подкрепляют свои умственные
действия некоторыми движениями рук. С
этим приходится также считаться при обучении
детей умению коллективно работать. Учитывая
образность мышления младшего школьника,
приходится широко пользоваться в воспитании
живыми, близкими детям конкретными примерами,
наглядностью и другими средствами.
Большая эмоциональная возбудимость
младших школьников требует от учителя
более широкого использования метода
поощрения, сочетаемого с возрастающей
требовательностью к их поведению. Но
даже в пределах младшего школьного возраста
методика воспитания учащихся существенно
меняется. Методы воспитания учащихся
I и II классов отличаются от методов работы
со школьниками III класса.
При наблюдении за детьми учитель
очень скоро обнаруживает, что одни капризны,
упрямы, другие застенчивы, рассеянны,
медлительны. Чтобы эти недостатки не
превратились в постоянные черты характера,
учителю важно направлять свои усилия
на устранение этих условий. Но сделать
это сразу не удается. Да к тому же только
устранение условий не обеспечивает исправления
недостатков в характере детей. Не следует
забывать, что недостатки характера складывались
постепенно и являются относительно устойчивыми.
Каждый недостаток может быть исправлен
определенной системой мер.
В работе с капризными и упрямыми
детьми необходим ровный, но настойчивый
и требовательный тон. Дети сравнительно
быстро привыкают к такому отношению учителя,
понимают, что капризничать и упрямиться
бесполезно, и подчиняются требованиям
педагогов.
Застенчивых детей приходится
постепенно включать в жизнь коллектива.
Приучение, тренировка — наиболее рациональные
приемы работы с медлительными, рассеянными
учащимися.
Дисциплинированность является
важной чертой характера и тесно связана
со всеми другими свойствами личности.
Особенно большое значение имеет воспитание
выдержки у детей.
Важную роль в воспитании дисциплины
играет учет интересов школьников, их
использование для вовлечения в полезную
и интересную работу, а также внимание
к здоровью, состоянию нервной системы.
Воспитательная работа требует от учителя
большого внимания к детям, учета всех
изменений в характере и поведении учащихся.
Только тогда учитель безошибочно наметит
план действий по отношению к своим воспитанникам.
Приучить детей к культуре труда — это значит приучить их к организованности в труде, к четкости во всякой работе. Очень важно научить детей планировать время и бережно относиться к нему, правильно чередовать труд и отдых. Свободные от учебных занятий часы следует заполнять разумными развлечениями и полезной деятельностью. Домашнее чтение, спорт, фотосъемка, конструирование и моделирование, различные игры, прогулки, помощь родителям в их домашней работе или самообслуживание — вот чем могут заняться школьники в неучебное время. Все это способствует выработке у них устойчивых навыков организованного поведения. Культура поведения обязательно предполагает уважение к окружающим людям, вежливость и почтительность к старшим. Чтобы дети выросли вежливыми и чуткими, их надо с малых лет приучать приветливо, здороваться и прощаться со старшими и сверстниками, уступать место старшим в трамвае, автобусе и т. д. Надо с малых лет учить детей вежливо обращаться с просьбой и благодарить за оказанную помощь, не повышать голоса при разговоре с взрослыми, уметь внимательно выслушивать собеседника, не перебивая его, помогать взрослым в их работе, стараться сделать полезное дело для родных, знакомых, товарищей, для коллектива. Уже детей дошкольного возраста рекомендуется приучать обращаться к старшим и незнакомым на «Вы», желать «Доброго утра» и «Спокойной ночи» всем членам семьи. Хорошо воспитанные дети обязательно благодарят за оказанную услугу, сказав: «Спасибо», «Благодарю вас». Детей среднего и старшего возраста надо приучать сопровождать свои просьбы словами: «Пожалуйста», «Будьте добры», «Если вас не затруднит». Если произойдет какая-либо неловкость, дети первыми должны извиниться словами «Простите», «Извините», «Виноват». Обратившись к взрослому незнакомому человеку, они должны сказать: «Разрешите спросить» или «Скажите, пожалуйста». Прежде чем войти в чужую комнату, дети должны попросить разрешения словами: «Можно войти» или «Разрешите войти». Воспитание у детей навыков культурного поведения предполагает также приучение их к сдержанности. Сдержанность — это умение владеть собой, умение согласовать свое поведение с интересами окружающих людей. С малых лет надо приучать детей не проявлять своей радости, огорчения или негодования очень шумно. Культурность человека выражается не только в делах и поступках, но и в его речи. Надо следить за тем, чтобы дети говорили правильным языком, не допускали грубых и вульгарных выражений. Большую помощь в этом могут оказать лучшие произведения художественной литературы, написанные прекрасным языком. Надо приучать детей к регулярному чтению произведений классиков художественной литературы, просить их пересказать содержание прочитанной книги и таким путем развивать их речь, обогащать их язык. Дети должны строго соблюдать личную и общественную гигиену. Содержание в чистоте своего тела, одежды, постели, жилого помещения сохраняет здоровье человека. Правильно поступают родители, которые приучают детей ежедневно утром и вечером мыть руки, лицо, уши, шею, ежедневно чистить зубы, причесывать волосы, мыть руки перед едой, полоскать рот после еды, регулярно проветривать комнату.
Эстетическое воспитание — целенаправленный
процесс формирования творчески
активной личности, способной воспринимать,
чувствовать, оценивать прекрасное,
трагическое, комическое, безобразное
в жизни и искусстве, жить и
творить «по законам красоты».
Эстетическое воспитание включает в
себя эстетическое развитие — организованный
процесс становления в ребенке
природных сущностных сил, обеспечивающих
активность эстетического восприятия,
чувствования, творческого воображения,
эмоционального переживания, образного
мышления, а также формирование духовных
потребностей. Эстетическое воспитание
и развитие детей осуществляются
с помощью системы
Информация о работе Содержание взаимодействия учителя и учащихся