Содержание взаимодействия учителя и учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Описание работы

Идейно-политическое воспитание направлено на формирование у студентов идейной убежденности. Одной из важнейших сторон воспитания является воспитание гражданина – члена территориально-политического сообщества, государства, который имеет права и обязанности, связанные с членством в нем.
Воспитание у студентов идейной убежденности в процессе обучения и внеклассной работы опирается на глубокие научные знания, теоретические положения, отражающие современный этап развития нашего государства, его внешнюю и внутреннюю политику.

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 56.74 Кб (Скачать)

Тема: Содержание взаимодействия учителя и учащихся.

  1. Политическое воспитание и формирование общественной активности учащихся.

Идейно-политическое воспитание направлено на формирование у студентов  идейной убежденности. Одной из важнейших сторон воспитания является воспитание гражданина – члена территориально-политического сообщества, государства, который имеет права и обязанности, связанные с членством в нем. 
Воспитание у студентов идейной убежденности в процессе обучения и внеклассной работы опирается на глубокие научные знания, теоретические положения, отражающие современный этап развития нашего государства, его внешнюю и внутреннюю политику. Важно, чтобы и сами студенты были заинтересованы в приобретении разносторонних знаний. На точном и глубоком знании общественной жизни страны формируется у подрастающего поколения понимание политики. Воплощая в воспитании задачи идейно - патриотического воспитания, преподаватели, классные руководители раскрывают закономерности развития нашего общества, роль человека-гражданина в общественной и производственной жизни страны. Ребята должны хорошо понимать, что кроется за такими словами, как политика, политический. Задачи идейно- политического воспитания довольно многообразны, и решить их можно только при условии органического единства формирования гражданского сознания в организации общественно-политической деятельности.

    1. Система и пути политического воспитания

Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских  и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, во внешкольных  и общественных организациях, средств  массовой информации, трудовых коллективов. 
Цели-функции политического воспитания: 
Образовательная (раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи). 
Воспитательная функция проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. В ней происходит формирование у школьника чувств патриотизма и интернационализма. 
Развивающая функция вытекает из образовательной и воспитательной функций. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позиций нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием. 
Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей.

    1. Воспитание политической активности учащихся.

 

  1. Нравственное воспитание и развитие личности.

Нравственное  воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения  человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей,  и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом  этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином

процессе реальная возможность развития  человека как личности обеспечивается

всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных  условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося  на  знании  и учете объективных закономерностей развития личности процесса  воспитания,  который служит необходимой  и всеобщей формой этого развития.

    1. Система нравственного воспитания и развития учащихся В общей системе нравственного воспитания следует выделить группу методов, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К ним относятся этические беседы, рассказы на нравственные темы; лекции, диспуты по этическим проблемам, читательские конференции. Положительные мотивы, привычки нравственного поведения воспитываются с помощью группы методов, направленных на формирование устойчивого нравственного поведения. 
      Этическая беседа широко применяется в работе с учащимися различных возрастных групп. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов коммунистической нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий. В целом же можно сказать, что этические беседы способствуют приобретению нравственных знаний, выработке этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения на основе полученных знаний о коммунистической морали. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Я.А.Коменский считает, что Нравственное воспитание протекает не только в процессе обучения, но и в условиях внеклассных занятий. Особенное значение Коменский придавал внеклассному чтению. К внешкольным занятиям Коменский относит также игры и драматические представления. Он рекомендует телесные, гигиенические упражнения (беганье, прыганье, борьба, игра в мяч и т. д.), прогулки, сидячие игры, театральные представления.
    2. Особенности процесса нравственного воспитания детей.

Педагогу важно разобраться  в том, как нравственное воспитание влияет на развитие воспитанника, как  ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного  совершенства. Это можно понять, если расчленить целостный процесс  нравственного воспитания на отдельные  звенья и рассмотреть каждое из них. В младшем школьном возрасте, в период собственного нравственного развития детей, нравственная сфера претерпевает дальнейшие изменения. В начальной школе дети сталкиваются с тем, что они постоянно должны следовать моральным правилам и нормам, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшие школьники должны постоянно учиться применять данные правила и нормы во взаимоотношениях с учителями, другими взрослыми, сверстниками. Дети младшего школьного возраста психологически готовы к пониманию смысла всех нравственных норм и правил. В этом возрасте происходит становление таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, коллективизма, способности к сопереживанию, эмпатии. Но нравственному развитию младшего школьника присуще возрастные изменения. На этом возрастном этапе дети еще не способны к выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая моральные требования, младший школьник продолжает полагаться на авторитет родителей, учителя, более старших учащихся. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к отрицательному влиянию.   Начиная с подросткового возраста, основными движущими силами нравственного развития, выступают биологическое взросление и социальное научение. Биологическое развитие является необходимой основой нравственного развития подростка. Наибольшее значение для нравственного развития в подростковом возрасте приобретают идеалы. Их формирование тесно связано с интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с другом. И если первоначально идеалы возникают у ребенка непроизвольно, без сознательного поиска, то уже в старшем подростковом и юношеском возрасте ведется активный поиск людей, образы которых соответствуют нравственным стремлениям и служат опорой нравственного поведения. В старшем школьном возрасте нравственное развитие характеризуется появлением следующего нового функционального образования - нравственных убеждений, представляющих сплав соответствующих знаний и чувств. В убеждениях находит свое выражение проанализированный жизненный опыт школьника. Это делает их убеждения специфическими мотивами поведения и деятельности школьников, придает поведению большую устойчивость, последовательность и гибкость. С возникновением убеждений сначала перестраиваются, а затем полностью исчезают идеалы, воплощенные в образе конкретного человека. Вместо единичного конкретного образа возникает некий собирательный идеал. У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Стремление старшеклассников к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознания себя в качестве элемента социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Решая проблему смысла жизни, старшеклассники задумываются не, сколько над вопросом "кем быть?", сколько над вопросом "каким быть?".

  1. Трудовое воспитание

Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения  к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.

    1. Труд, как фактор воспитания и развития личности

Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения  опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как  неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный  учебный материал, и как столь  же неотъемлемая часть физического  и эстетического воспитания.

    1. Система трудового воспитания учащихся.

Систему трудового воспитания учащихся можно представить четырьмя взаимосвязанными блоками: 1) трудовое воспитание в учебном  процессе; 2) трудовое воспитание во внеучебной работе школы; 3) трудовое воспитание в семье; 4) трудовое воспитание во внешкольной работе. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания: 1) ознакомление школьников с основами современного производства, научной организацией труда, трудовым законодательством,; 2) вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, 3) развитие нравственно-трудовых качеств личности: трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости,; 4) формирование у школьников мотивов трудовой деятельности, развитие познавательных интересов, наклонностей и способностей, стремления применять знания на практике; 5) побуждение учащихся к сознательному выбору профессии и получению допрофессиональной подготовки.

 В школе осуществляется специальное трудовое обучение. Уже в начальных классах на уроках труда, которые нередко объединяются с занятиями по изобразительному искусству и становятся уроками художественного труда, учащиеся приобретают элементарные навыки работы, с бумагой, картоном, пластилином, природными материалами. Они принимают участие в выращивании сельскохозяйственных растений на пришкольном участке, ухаживают за домашними животными, цветами, ремонтируют наглядные пособия, изготавливают полезные вещи, подарки и игрушки для подшефного детского сада. Этот посильный общественно полезный труд закладывает основы трудолюбия, умения и желания работать собственными руками, способствует развитию интересов и увлечений, организует полезные занятия в свободное время. Экскурсии на фабрики и заводы, на семейные фермы, поля колхозов, совхозов, арендаторов облегчают младшим школьникам понимание существа и значения для людей высокопроизводительного труда.

Вторая ступень, основная школа (V—IX классы), опираясь на трудовой опыт начальных классов, дает знания, умения и навыки, связанные с обработкой металла, дерева, с основами электротехники, металловедения, графической грамотой. Школьники-подростки узнают о главных отраслях народного хозяйства, выполняют несложные заказы предприятий, а с VIII класса работают в ученических производственных бригадах, трудовых объединениях, УПК, учебных цехах, школьных хозяйствах, где приобретают положительный опыт трудового воспитания. В организации труда учащихся VI—VIII классов городских и сельских школ осуществляется дифференцированный подход. В городах изучается технический и обслуживающий труд; на селе — сельскохозяйственный, обслуживающий и технический. В городских школах, близко расположенных к селу, и в сельских, непосредственно связанных с городом, программы обучения взаимо-дополняются.

Программы трудового обучения старшеклассников предусматривают широкий круг профессий. В промышленном производстве и сфере обслуживания учащиеся могут овладеть профессиями станочников, слесарей-сборщиков, строительно-монтажного производства, прикладной химии, машиностроительного черчения, программиста, торгового обслуживания, кулинарии, машинописи и основ делопроизводства. Сельскохозяйственное производство вводит школьников в профессии, связанные с механизацией и автоматизацией производственных сельскохозяйственных процессов, с животноводством, растениеводством. Профили трудовой подготовки определяются на местах, с учетом потребностей народного хозяйства и наличия учебно-технической, производственной базы.

    1. Основы и пути трудового воспитания учащихся.
 

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а  также рядом хозяйственно-экономических  факторов, производственными условиями  района, области, возможностями и  традициями школы и т.д.

Содержательную основу трудового  воспитания школьников составляют следующие  виды труда. Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности. Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.

Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности  в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.

Информация о работе Содержание взаимодействия учителя и учащихся