Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:29, реферат

Описание работы

Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучания и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий - хватания и манипулирования(8, 10).

Работа содержит 1 файл

Сенсорное воспитание детей раннего возраста.docx

— 41.49 Кб (Скачать)

   Сенсорное воспитание дошкольников  имеет большое значение в системе  М. Монтессори. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…» (5,23).Задача не в информации, а насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям (4, 8). Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей. Глубокое осмысливание педагогической идеи на основе анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и процессов системы Монтессори возможно лишь на основании анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и развития ребенка.

В трудах М. Монтессори термины «воспитание»  и «развитие» встречаются повсеместно, а «образование» и «обучение» значительно реже. Цель воспитания – содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори «помощь жизни с самого рождения».

   Центральный метод Монтессори – свободная работа детей в «подготовленной среде»  при ограничении прямого воздействия.

Важное  значение сенсорного воспитания признавали  видные отечественные педагоги Н.П.Сакулина, Е.И.Тихеева, Э.Г.Пилюгина. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система дошкольного воспитания Л.А. Венгера и его школы.    Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Главное значение сенсорного воспитания - в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.

   Дети, обладающие сенсорной культурой,  становятся способны различать  широкую гамму красок, звуков, вкусовых  ощущений.  Сенсорные упражнения  дают ребенку возможность различать  и классифицировать предметы  по размеру, форме, окраске,  степени шероховатости или гладкости,  по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

В числе  педагогов ярких, талантливых, создавших  оригинальную систему дошкольного  воспитания необходимо отметить Елизавету  Ивановну Тихееву, которая ратовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный  опыт разных педагогических систем, с  учетом, как уровня развития общества, так и знания о природе ребенка…..». Отсюда и понятен ее решительный  протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания,  она сумела творчески использовать классическое наследие.  Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития  – внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства,  игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога – исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом.

      Другой видный исследователь  Л.А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Свои виды сенсорные эталоны имеют  в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения),  во вкусовом и обонятельном.

   Усвоить сенсорный эталон  – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Т.е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их  с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. 


Информация о работе Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста