Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:29, реферат

Описание работы

Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучания и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий - хватания и манипулирования(8, 10).

Работа содержит 1 файл

Сенсорное воспитание детей раннего возраста.docx

— 41.49 Кб (Скачать)

2. оформлять  чувственное впечатление, уточнять  названия предметов и их характерные  свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться  не только по внешнему виду  предмета, но и по словесному  описанию;

3. делать  первичные обобщения, группировать  предметы по общим свойствам;

4. соотносить, сравнивать жизненные свойства  предмета с имеющимися мерками,  сенсорными эталонами (форма предметов  с геометрическими фигурами).

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном  процессе,  через её правила и  действия у детей формируется  корректность, доброжелательность, выдержка.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых  правил направляется, контролируется игровыми действиями. Само развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

Другое  средство развития детской сенсорики – конструирование, которое является практической деятельностью, направленной на получение определенного продукта.

Детское конструирование (создание различных  построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек  из бумаги, картона, дерева) тесно связано  с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей (17, 26).  Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются  познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает  образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуется не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным.

Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая  в процесс восприятия  процессы мышления.

В процессе обучения детей сооружению разных конструкций, однородных построек или игрушек (жилой  дом, школа, детский сад; коробка, домик, корзиночка) создаются условия для  развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему  изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие  и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто  требуется в игре.

В процессе обучения конструированию у детей  вырабатываются и обобщенные способы  действий, умение целенаправленно обследовать  предметы или образцы построек, игрушек.

Рисование и аппликация – виды изобразительной  деятельности, основное назначение которой  – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного  зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность –  это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы  нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с  ним познакомится, запомнить его  форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в  рисунке, лепке, аппликации, постройке  то, что восприняли раньше, с чем  уже знакомы(16,5).

Изобразительная деятельность и конструирование  должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые  получают дети в результате всей воспитательной работы (17, 10).

На занятиях  рисованием,  лепкой дети учатся правильно  называть и различать цвета. Необходимо отметить важность сюжетно-ролевого замысла, который пронизывает занятия  продуктивной деятельностью. Достаточно овладеть изображением какой-либо формы, как при повторной ее передаче образ «оживает», действует. Воспитателю  необходимо это учитывать и не превращать освоение детьми разнообразных  форм в скучное и ненужное прорисовывание. Развивая сюжетно-игровой замысел,воспитатель видит в неполном еще изображении «живой образ», который привлекает ребенка.

Для изобразительной  деятельности этого возраста характерны быстрые переходы из рисования в  игру, отличительной особенностью которой  является возможность обучать маленьких  детей посредством активной, интересной для них деятельности.

 

Список использованной литературы

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста -  М.: Медицина, 1977. - 303 с.
  2. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
  4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.
  5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
  6. Венгер А.А., Выгодская Г.Л. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения -  М.: Просвещение, 1972. - 142 с.
  7. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений - М.: Лист, 1993. – 120с.
  8. Гербова В.В., Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада - М.:  Просвещение, 1981. - 70с.
  9. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников. Учебное пособие для студентов пед.вузов и колледжей. – М.: Издательский центр Академия , 1999. – 65с.
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений, - М., Издательский центр Академия, 1998. – 350 с.
  11. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 480 с.
  12. Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. -1970. - №3. – с. 36-41 с.
  13. Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. - 1972. -№2. - с. 48-55.
  14. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. – 350 с.
  15. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом – М.: Экзамен, 2006. - 111 с.
  16. Николаева Т.В. Педагогическое обследование ребёнка третьего года жизни с нарушенным слухом – М: Издательский центр Академия, 2001.- 50 с.
  17. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях –М.: Просвещение, 1986. - 143 с.
  18. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983. – 126 с.
  19. Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги //Вопросы психологии. - 1960. - №5. - С. 115-124.
  20. Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Методические указаения – М.: Просвещение, 1969. – 176 с.
  21. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание. -2002.-№10.- С.90-93.
  22. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду - М.: 1965. – 160с.
  23. Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка – задачи воспитания. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях - М.: 1960 – 250с.

 

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ: навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

РАЗВИТИЕ: процесс  закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более  совершенное; переход от старого  качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.

 

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный  опыт. Успешность умственного, эстетического  и нравственного воспитания в  значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

На этапе  раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов  к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать  тепло и холод и т.п. Сенсорная  культура обеспечивает полноценное  восприятие окружающего мира, что  способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что  сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного  развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений  о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст  наиболее благоприятен для совершенствования  деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием  форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей  сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Цельюсенсорного воспитания является формирование сенсорных  способностей у малышей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

Формирование  у детей систем перцептивных действий

Формирование  у детей систем сенсорных эталонов

Формирование  у детей умений самостоятельно применять  системы перцептивных действий и  системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Ориентировка  в многообразном конкретном опыте  требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.

Литература:

Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» - М., «Просвещение», 1981.

Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с  детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983

Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогические аспекты  сенсорного воспитания

 

   Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности(1, 12).

   Сенсорное воспитание создает  необходимые предпосылки для  формирования психических функций,  имеющих первостепенное значение  для возможности дальнейшего  обучения. Оно направлено на развитие  зрительного, слухового, тактильного,  кинетического, кинестетического  и других видов ощущений и  восприятий.

   Ребенок на каждом возрастном  этапе оказывается наиболее чувствительным  к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная  ступень становится благоприятной  для дальнейшего нервно-психического  развития и всестороннего воспитания  дошкольника. Чем меньше ребенок,  тем большее значение в его  жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление  со свойствами предметов играет  определяющую роль. Профессор Н.  М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания (23, 9).

   В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно  из центральных мест. Видными  представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.

 Рассматривая  психолого-педагогические подходы  к сенсорному развитию детей,  отметим некоторых деятелей, оказавших  значительное влияние на исследование  этой проблемы.

   Великий педагог Фридрих Фребель следовал принципу «Будем жить ради наших детей» и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей. Знакомство с системой Пестолоцци, произведения великого Яна Амоса Каменского  «Материнская школа»  подтолкнула Фребеля к созданию собственной теории.  Фридрих Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе.

- Мир  един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает  наличие отдельных элементов,  единых по сущности.

- Проявление  многообразия и единства, выявление  их, приспособление их для познания  окружающего мира.

-  Движущие  силы развития : внутренние и внешние.

- Совместное  действие равных и противоположных  условий (факторов) и путем уравнения,  связи их в жизни.

   В 1919 году известным философом  Рудольфом Штейнером было создано  международное культурно-образовательное  движение под названием Вольдорфская педагогика. Развитие проходит через подражание. Подход человеку, как к единому целому, является главным педагогическим принципом на всех стадиях Вольдорфской школы. Цель Вольдофской педагогики– привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.

      Глубокий гуманизм воспитательной  работы, отсутствие авторитаризма  выдающегося педагога Марии Монтесори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Ряд ее идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером и его ученика. Педагогика Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям.  В результате самостоятельной работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые (5, 16).

Информация о работе Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста