Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:29, реферат
Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучания и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий - хватания и манипулирования(8, 10).
Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста
Сенсорное
воспитание ребенка первых трех лет
жизни имеет своей целью
Основным условием правильного воспитание ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует младенец (Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.
Сенсорное
воспитание на втором и третьем году
жизни заключается, прежде всего, в
обучении детей предметным действиям,
требующим соотнесения
Сенсорное
воспитание детей раннего
Также был
выявлен тот факт, что уровень
ориентирования детей на внешние
свойства объектов зависит от характера
деятельности, в которую оказывается
включенным объект в момент обследования,
а не от особенностей объекта. Кроме
того, ориентировочно-
Современные
программно-методические руководства
уделяют значительное внимание проблеме
сенсорного воспитания. Для детей
раннего возраста предусмотрены
специально организованные занятия
по сенсорному воспитанию. Первоначально
эта работа предполагает накопление
сенсорных представлений и
В настоящее время в области психологии детского восприятия существует мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими являются:
- создание
условий, способствующих
- формирование
обобщенных способов
- своевременное и правильное соединение опыта со словом;
- формирование плана представлений.
Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям как с нормальным, так и с аномальным развитием – предметной, игровой, изобразительной (О.П. Гаврилушкина, А.А.Катаева, Е.А. Стребелева и др.).
В ходе специально организованных занятий проходит обучение детей раннего возраста выделению свойств и отношений предметов на основе усвоения ими перцептивных действий и сенсорных эталонов.
Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементы строительных наборов по форме, величине, расположению (10, 23). Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследования предмета, умению анализировать его и предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.
В процессе
формирования изобразительной деятельности
детей раннего возраста в подготовительном
периоде обучения предлагается использовать
специальные дидактические
В качестве
важного условия развития сенсорной
сферы выдвигается
Представляет
интерес система дидактических
и обучающих игр, предложенная М.Б.
Медведевой и Т.П. Бабич. Данная система
ставит своей целью развить «
Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию в процессе развития предметно-практической (Г.В. Цикото), изобразительной (А.А. Еремина), игровой (А.Р. Маллер) и элементарной трудовой деятельности. Основной формой работы в этом направлении является упражнение и дидактическая игра.
В заключение теоретического анализа можно сделать следующие выводы:
1. Анализ
психолого-педагогической
2. У детей
раннего и дошкольного
3. Развитие
восприятия осуществляется в
процессе сенсорного
Средства сенсорного воспитания детей
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
В качестве
средств решения познавательных
задач в сенсорной культуре выступают
сенсорные эталоны –
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
В раннем
детстве еще нет возможности
и необходимости знакомить
2 этап
– средствами восприятия
Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
3 этап
– на 4-5 году жизни, уже владея
сенсорными эталонами, дети
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций(14, 16).
В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность:
1.повторно
воспринимать окружающие
Информация о работе Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста