Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:29, реферат

Описание работы

Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучания и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий - хватания и манипулирования(8, 10).

Работа содержит 1 файл

Сенсорное воспитание детей раннего возраста.docx

— 41.49 Кб (Скачать)

Содержание  сенсорного воспитания детей раннего  возраста

 

Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет  жизни имеет своей целью обеспечение  нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных  свойств (формы, величины, положения  в пространстве, звучания и т.д.) как  признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий - хватания и манипулирования(8, 10).

Основным  условием правильного воспитание ребенка  раннего возраста является обеспечение  достаточного разнообразия внешних  воздействий, организация зрительного  и слухового мира, в котором  существует младенец (Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в  обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов  по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних  свойствах предметов достигается  путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще  не владеют эталонными представлениями). Исследования учёных выявили наиболее оптимальный путь овладения правильным выполнением действий - от практических проб к выполнению действий при помощи зрительного соотнесения. Специально организованные занятия с дидактическим  материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей  второго-третьего года жизни (С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина и др.). Кроме  того, развитие восприятия пронизывает  все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и  служат важнейшей предпосылкой для  их дальнейшего развития.

   Сенсорное  воспитание детей раннего возраста  осуществляется в тех формах  педагогической организации, которые  обеспечивают формирование сенсорных  способностей как действенной  основы общего развития ребенка.  Для детей 3-7 лет такой наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания является  продуктивная деятельность на занятиях рисованием, лепкой, конструированием (9, 15).

Также был  выявлен тот факт, что уровень  ориентирования детей на внешние  свойства объектов зависит от характера  деятельности, в которую оказывается  включенным объект в момент обследования, а не от особенностей объекта. Кроме  того, ориентировочно-исследовательская  деятельность детей раннего возраста изменяется в зависимости от применяемых  способов оперирования и от степени  совершенства применяемого способа  исследования (10, 15).

Современные программно-методические руководства  уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей  раннего возраста предусмотрены  специально организованные занятия  по сенсорному воспитанию. Первоначально  эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает  создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные  и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия  по сенсорному воспитанию (на первом году жизни). В дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические  игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные  палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию  и в процессе повседневной жизни.

В настоящее  время в области психологии детского восприятия существует мнение, что  среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими являются:

- создание  условий, способствующих развитию  у детей широкой ориентировки  в окружающем их предметном  мире;

- формирование  обобщенных способов обследования  предметов, их свойств и отношений;  усвоение необходимой сенсорной  базы;

- своевременное  и правильное соединение опыта  со словом;

- формирование  плана представлений. 

Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям как с нормальным, так и с аномальным развитием – предметной, игровой, изобразительной (О.П. Гаврилушкина, А.А.Катаева, Е.А. Стребелева и др.).

В ходе специально организованных занятий проходит обучение детей раннего возраста выделению  свойств и отношений предметов  на основе усвоения ими перцептивных действий и сенсорных эталонов.

Программой  воспитания и обучения детей раннего  возраста предусмотрены специальные  упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементы строительных наборов по форме, величине, расположению (10, 23). Особое внимание рекомендуется  уделить обучению обследования предмета, умению анализировать его и предвидеть будущий результат действия с  ним. Эти умения являются необходимым  условием формирования ориентировочной  фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.

В процессе формирования изобразительной деятельности детей раннего возраста в подготовительном периоде обучения предлагается использовать специальные дидактические игры, направленные на упражнение детей в  восприятии различных свойств предметов, а также игры по развитию зрительно-двигательной координации. Особое место в работе занимает обучение обследованию, включающее в себя: целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, расположения и относительной величины частей; повторное целостное восприятие предмета. Правильность восприятия формы предмета обеспечивается проведением индивидуальной работы по формированию моделирующих движений (обводка предметов по контуру перед рисованием, ощупывание перед лепкой).

В качестве важного условия развития сенсорной  сферы выдвигается необходимость  использования всех доступных ребенку  способов передачи сенсорного опыта, подбор программных задач в соответствии с требованиями сенсорного развития, вне зависимости от уровня речевого развития ребенка. В систему сенсорного воспитания должна включаться специальная  работа по овладению всеми способами  усвоения сенсорного опыта – пониманием жестовой инструкции, подражанием.

Представляет  интерес система дидактических  и обучающих игр, предложенная М.Б. Медведевой и Т.П. Бабич. Данная система  ставит своей целью развить «целенаправленное  восприятие цвета, формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, аналитико-синтетическую деятельность...» (14,15) и представляет собой достаточно четкую и обоснованную последовательность работы. Так, формирование представлений о величине предметов авторы предлагают проводить следующим образом: соотнесение предметов по величине, по общему объему (матрешки, пирамидки); словесное обозначение предметов по величине: покажи длинную, короткую дорожку; раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания; локализация величины; развитие глазомера; чувство ритма; игры и упражнения на развитие зрительного внимания.

Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию в процессе развития предметно-практической (Г.В. Цикото), изобразительной (А.А. Еремина), игровой (А.Р. Маллер) и элементарной трудовой деятельности. Основной формой работы в этом направлении является упражнение и дидактическая игра.

В заключение теоретического анализа можно сделать  следующие выводы:

1. Анализ  психолого-педагогической литературы  по проблеме сенсорно-перцептивного  развития и сенсорного воспитания  детей раннего возраста показывает, что в настоящее время восприятие  рассматривается как особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный  и операционально-технический компонент.

2. У детей  раннего и дошкольного возраста  имеются органические предпосылки  сенсорного развития в виде  природных анатомо-физиологических  особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих  предпосылок недостаточно для  самостоятельного первоначального  освоения ребенком человеческого  опыта.

3. Развитие  восприятия осуществляется в  процессе сенсорного воспитания, понимаемого в широком педагогическом  смысле как целенаправленный  процесс, который осуществляется  педагогом и включает в себя  все виды учебных занятий и  специально проводимую воспитательную  работу.

 

Средства  сенсорного воспитания детей

 

Значение  сенсорного развития ребенка для  его будущей жизни выдвигает  перед теорией и практикой  дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных  средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление  сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной  культурой.

Сенсорная культура ребенка – результат  усвоения им сенсорной культуры, созданной  человечеством.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают  сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены семью  цветами спектра и их оттенками  по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают  геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование  в качестве «единиц измерения» при  оценке свойств веществ.

Именно  форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и  явлениях действительности. Ребенок  в течение длительного времени  учится использовать сенсорные эталоны  как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап  – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

В раннем детстве еще нет возможности  и необходимости знакомить детей  с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строится таким  образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения  и группировку свойств, что требует  знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все  основные варианты. Поскольку эта  система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

2 этап  – средствами восприятия выступают  уже не конкретные предметы, а  некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.д.

Особое  место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при  сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап  – на 4-5 году жизни, уже владея  сенсорными эталонами, дети начинают  их систематизировать. Воспитатель  помогает ребенку выстроить последовательность  цветов спектра, узнавая их  оттенки. На уровне восприятия  происходит и знакомство с  вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению  сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины  предмета (большой – маленький)  дети переходят к выделению  ее параметров: высоты, ширины, длины;  учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры (4,12).

В качестве средств сенсорного воспитания  у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование  и др.

Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих,  принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

Основная  особенность дидактических игр  – обучающая. Соединение в дидактических  играх обучающей задачи, наличие  готового содержания и правила дает возможность воспитателю более  планомерно использовать эти игры для  умственного воспитания детей. Они  создаются взрослыми в целях  воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через  игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций(14, 16).

В дидактических  играх и упражнениях надо предоставлять  детям возможность:

1.повторно  воспринимать окружающие предметы  и их свойства, упражнять в  их узнавании и различии;

Информация о работе Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста