Содержание профессиональной компетентности учителя физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:53, реферат

Описание работы

Содержание конструктивных, гностических (общеучебных и познавательных), управленческих и организаторских, коммуникативных компетенций учителя.

Работа содержит 1 файл

Функции.docx

— 20.04 Кб (Скачать)

1)Конструктивное

Конструктивные: включают конструирование урока/тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, разноуровневых заданий, самостоятельной работы учащихся, общения и т.д., а именно - планирование и моделирование предстоящей деятельности (своей и учащихся), выбор и структурирование содержания, средств, методов, форм организации учебной/воспитательной деятельности, выделение этапов деятельности и постановка задач.

- знания в  области педагогического целеполагания  в сфере ФК и С, планирования процесса физического воспитания и спортивной подготовки,

- знание образовательных  стандартов и программ в области  ФКиС,

- умение ставить  задачи урока ФК/тренировочного  занятия и определять этапы  их достижения,

- владение способами  и методами долгосрочного, среднесрочного  и краткосрочного планирования, методами диагностики результатов,

- умение выбрать  организационные формы занятий,  адекватные педагогическим целям  и задачам 

2) ГНОСТИЧЕСКИЕ (ОБЩЕУЧЕБНЫЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ:

•  организация  продуктивной учебно-познавательной деятельности (приобретение знаний из различных  источников информации, в т.ч. дополнительных; грамотная формулировка образовательных  запросов; структурирование и приращение полученных знаний; применение инноваций  для поиска информации и умение представлять результаты своих исследований с  использованием компьютерных технологий; умение контролировать познавательный процесс);

•  умение аналитически мыслить (анализировать, давать самооценку учебной и познавательной деятельности, выявлять пробелы в знаниях, умениях  и навыках);

•  готовность и способность к самообразованию;

•  функциональная грамотность (демонстрация навыков  измерительных процедур; умение отличать реальное знание от мифологического; применение вероятностных и статистических методов познания).

В шкалу «Гностические  компетенции» (ГК) входят действия, имеющие  отношение к накоплению знаний о  целях педагогической системы и  средствах их достижения, о состоянии  объектов и субъектов педагогического  воздействия на различных стадиях  решения педагогических задач, о  психологических особенностях как учащихся, так и педагогов, руководителей.

Гностические: включают исследование и диагностика отдельных учащихся/воспитанников и коллектива, уровней обученности и воспитанности учащихся, уровней их физического развития и спортивной подготовленности и т.д., самого себя как субъекта деятельности; обогащение собственных предметных, методических, методологических, психологических знаний и умений, в т.ч., связанных с содержанием и способами воздействия на людей, взаимодействия с ними, с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся/воспитанниками, с особенностями процесса и результата собственной деятельности, ее достоинствами и недостатка

- знание средств  и методов диагностики уровня  психического, нравственного, интеллектуального  и физического развития учащихся/воспитанников,  определения их направленности, интересов, потребностей,

- умение осуществлять  психолого-педагогическое тестирование (двигательных, интеллектуальных, моральных  качеств и способностей), анализировать  и интерпретировать результаты,

- навыки использования  результатов диагностики как  основы для педагогического целеполагания  и проектирования,

- владение методами  самоанализа и самооценки. 

3)УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - Профессиональная управленческая деятельность учителя характеризуется тем, что ее содержание и средства сосредоточены в сфере прав, обязанностей, возможностей влиять на учебно-познавательную деятельность и личность школьников, ответственности за результаты этого влияния. Явно выраженная персонификация управленческой деятельности учителя, ее тесная связь с личностными характеристиками педагога и спецификой индивидуального восприятия, понимания и отно­шения к средствам, условиям, объектам и участникам образовательной деятельности делает ее, по сути, творческой, гибко реагирующей на объективные и субъ­ективные условия ее осуществления.

Успешная реализация основных управленческих функций требует  от учителя глубокого знания управляемых  объектов и процессов, законов управления и предъявляет высокие требования к личностным особенностям педагога.

4) Содержание  деятельности студентов по развитию  организаторской компетенции: проведение  семинаров, мастер-классов, школ  актива, организация мероприятий  культурно-досуговой деятельности, организация процесса взаимообучения и взаимодействия студентов

5) Таким образом,  многие исследователи выделяют  необходи­мость наличия целого ряда важных качеств для руководителя, называя их, например, волевые, организаторские, но при этом не раскрывают сущность выделенных качеств.

Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями

4)Организаторская  компетентность 

Организаторские: организация информации в процессе ее подготовки, деятельности и поведения  учащихся (вовлечение их в деятельность, организация продуктивного целенаправленного  сотрудничества), собственной профессиональной деятельности и поведения, непосредственных учебных (уроков/тренировочных занятий) и внеучебных мероприятий, педагогических ситуаций, адекватных учебным/воспитательным целям

- знание основных  форм организации физического  воспитания и спортивной подготовки,

- владение способами  организации учебно-воспитательной/тренировочной  деятельности,

- способность  управлять учебной/тренировочной  деятельностью учащихся и собственной  деятельностью,

- свободное владение  предметным материалом и способность  демонстрировать его практическую  ценность,

- опыт принятия  педагогических решений, разрешения  проблемных учебно-воспитательных  ситуаций,

- владение методами  физического воспитания и спортивной  тренировки, умение применять их  на практике,

- умение применять  потенциал ФК и С в воспитательной деятельности. 

5) КОММУНИКАТИВНАЯ

Коммуникативные: включают установление конструктивных взаимоотношений и организация  взаимодействия между участниками  образовательного процесса (учащимися/воспитанниками, их родителями, коллегами), в т.ч. - осуществление  перцепции (понимание особенностей личности человека (темперамента, направленности, отношений и т.п.), их анализ, постижение эмоционального настроя, переживаний  другого человека), вербального общения (привлечение внимания, установление психологического контакта, управление общением, установление эмоциональных  обратных связей).

знание стилей педагогического общения, способов и методов создания благоприятного микроклимата в коллективе, 

- умение выбрать  стиль общения, адекватный контингенту  учащихся/воспитанников и педагогическим  задачам, способность реализовать  тот или иной стиль общения,

- умение устанавливать  доверительные отношения внутри  коллектива учащихся/воспитанников,  создавать настрой на общение  и конструктивную деятельность,

- умение выстраивать  конструктивные взаимоотношения  с родителями учащихся/воспитанников  и коллегами,

- умение целенаправленно  поддерживать общение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8)ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  НЕПРИГОТНОСТЬ:

Можно попробовать  уволить неугодного сотрудника, сославшись на его недостаточную квалификацию (пп."б" п.3 ст.81 Трудового кодекса РФ).

Лучше всего этот способ применять, если работник письменно  ознакомлен с квалификационными  требованиями к своей должности: образование, знание иностранных языков, получение необходимого дополнительного  образования, повышение квалификации, норма выработки и т.п. Эти требования могут быть закреплены в трудовом договоре или должностной инструкции. Если таких документов нет, то квалификационные характеристики определенной должности  можно оформить приказом. А затем  несколько раз зафиксировать  результаты деятельности работника  за определенный период.

Уволить по этому  основанию также возможно, если провести аттестацию работника. Порядок проведения аттестации, полномочия и состав аттестационной комиссии работодатель может закрепить  в локальном акте (например, в  положении об аттестации). В состав комиссии должны входить специалисты, которые смогут реально оценить  профессиональные знания "претендента  на вылет". А чтобы избежать обвинений  в предвзятости и заинтересованности членов комиссии, пригласите специалистов со стороны.

О предстоящей аттестации работника нужно предупредить заранее, желательно письменно. Результаты аттестации следует зафиксировать в заключении, подписанном всеми членами аттестационной комиссии.

И еще один немаловажный момент. Работнику, который не прошел аттестацию, нужно предложить другую работу, но только если есть вакантная  должность соответствующей квалификации. Если же он отказался от предложенной работы, то желательно заручиться его  письменным отказом.

Пример 1. В ООО "Агропереработка" была проведена аттестация пяти технологов, ответственных за качество мясной продукции. Для этого приказом была создана  аттестационная комиссия, в состав которой входили ветеринар, главный  технолог, представитель санитарно-эпидемиологической службы и юрист. Аттестация проводилась  письменно в виде вопросного теста. По итогам теста технолог Лужин получил  наименьшее количество баллов, которое  по Положению об аттестации в ООО "Агропереработка" не давало права  ему занимать данную должность. Результаты аттестации были закреплены в заключении аттестационной комиссии.

После аттестации Лужину была предложена должность фаршесоставителя, от которой он отказался. Приказом руководителя Лужин был уволен по пп."а" п.3 ст.81 Трудового кодекса РФ. Основание - недостаточная квалификация.

Информация о работе Содержание профессиональной компетентности учителя физической культуры