Содержание и организация воспитания толерантности студентов в процессе языкового образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: воспитание толерантности студентов в процессе языкового образования.
Предмет исследования: содержание воспитания толерантности студентов в учебном процессе.
В соответствии с объектом и предметом, исходя из цели и гипотезы, были
сформулированы следующие задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятия «толерантность личности» как педагогического феномена в процессе языкового образования студентов.
2. Обосновать понятие «воспитание толерантности студентов» как духовно
ориентированного процесса.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 70.06 Кб (Скачать)

За внешними условиями  и внутренними предпосылками  должна последовать смысловая активность человека, его свободное, ответственное самоопределение и духовная ориентация толерантности, рассматриваемая нами как устремленность к трансцендентному, как попытка выхода за пределы всех существующих у человека форм сознания и опыта, как готовность к взаимодействию в ситуации несовпадения культурно-языковых и ментально-поведенческих кодов.

Толерантность - это экзистенциальный феномен, возникающий в ситуации

неоднородности (гетерогенности) коммуникативных стратегий участников диалога и предполагающий, что:

1) субъектами выступают  носители разных культурных моделей;

2) интенциональность включает обоюдное желание продолжения взаимодействия при одновременном понимании существенности различий;

3) интерсубъектность поддерживается совместным пребыванием в пространстве, не содержащем явных запретов на те или иные культурные особенности;

4) смысл реализуется как  возможность обретения «себя-Другого», т.е.

апробации частичных инокультурных моделей в процессе вербального взаимодействия без принятия иных обязательств и норм.

 

 

Глава 2. «Содержание и организация воспитания толерантности студентов в процессе языкового образования»

2.1 Духовно ориентированный подход к воспитанию толерантности студентов

 

 

В современной отечественной  педагогике существует несколько подходов к воспитанию духовности: традиционное, религиозное (С.Ю. Дивногорцева) и светское, представленное теориями экзистенциально ориентированного (Т.И.Власова) и личностно ориентированного (Е.В. Бондаревская) воспитаний.

В духовно ориентированной  парадигме толерантная личность представлена как

      1. высоко духовная личность и душевный человек;
      2. психологически устойчивая и нравственно зрелая личность, настроенная на развитие позитивных социальных, межличностных и межкультурных отношений, исключающих конфронтацию и насилие, и осознающая три фундаментальных принципа толерантности (мир многообразен; в нем неизбежны противоречия и конфликты, которые надо решать конструктивно; для этого необходимы личная и социальная ответственность);
      3. человек с позитивным взглядом на мир, осознающий собственную уникальность и необходимость единения с другими людьми на принципах соборности, осознающий многообразие и взаимообусловленность окружающего мира, обеспокоенный его судьбой и понимающий, что то, каким будет этот мир, зависит от каждого, и от него в том числе.

В контексте духовно ориентированной  парадигмы, воспитание толерантности  студентов рассматривается как

1) целенаправленный духовно  ориентированный процесс становления  толерантности как осознаваемой  ценности жизни, как нравственного императива со-бытия различных экзистенций;

2) целенаправленный процесс  активизации потребности и готовности  личности к конструктивному духовному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, культурной и конфессиональной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стиля мышления и поведения.

Воспитание толерантности  студентов предполагает создание благоприятных условий для перехода толерантности из неосознаваемого знания в осознанную значимость/ценность – личностную структуру сознания; а также создание ситуаций, в которых студенты могли бы в полной мере проявить данное нравственное качество.

 

 

2.2 Теоретическая модель воспитания толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации

 

 

Учитывая три группы факторов: развития (психофизиологические и духовно-нравственные особенности студенческого возраста), формирования (условия, в которых развивается человеческая индивидуальность) и становления (те влияния и воздействия, которые применяет к себе сам человек, желая стать таким, каким он себя видит в идеале), может быть выстроена следующая модель воспитания толерантности студентов (см. рис.1 с.22).5

Воспитание толерантности  студентов в контексте духовно  ориентированной парадигмы активизирует этап переживания личности присутствия «Другого» (другого человека, культуры, языка и т.п.) в процессе ценностного осмысления межкультурной коммуникации, реализуемый в культурокреативной образовательной среде. Под культурокреативной средой понимается среда со-бытийного культуротворчества, культурокреативного со-бытия (переживания) в процессе духовных контактов с представителями различных культур. Культурокреативная среда обеспечивает возможность совместного с другими людьми творческого проживания и преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления творческой активности и творческого самоутверждения. В данной среде люди имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и нетерпимо настроенными друг по отношению друга. Отсюда системообразующим педагогическим условием воспитания толерантности студентов является организация культурокреативных со-бытий (переживаний) в процессе духовных контактов с представителями различных культур в учебном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 



 


 



 

 

 



 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Выстроенная модель воспитания толерантности студентов базируется на следующих принципах:

      • персональной установки на развитие толерантности;
      • индивидуально-личностном природосообразном принципе;
      • культурокреативности и диалога культур;
      • персонализации или опоры на внутреннюю активность студентов;
      • создания толерантной среды в образовательном учреждении;
      • соборности и единения на основе со-бытия;
      • воспитывающей рефлексии.

 В данных принципах выражены основные требования к содержанию, методам и организации процесса воспитания толерантности студентов.

Содержание воспитания толерантности рассматривается нами с точки зрения внутреннего членения воспитания толерантности на отдельные компоненты:

      • когнитивный компонент (формирование у студентов представления и понятия о толерантности как нравственном качестве и общечеловеческой ценности);
      • культурокреативный компонент (осознание воспитанниками равноценности своего народа, языка, культуры и других);
      • поведенческий компонент (развитие умений, навыков, привычек и потребности толерантного поведения);
      • личностный компонент (развитие способности к рефлексии, самооценке, самовоспитанию, свободному нравственно оправданному выбору линии поведения и принятию ответственности за свой выбор).

Средства воспитания толерантности:

      • к внутренним относятся: переживание, самочувствие, самоосмысление, самоопределение;
      • к внешним – то, с помощью чего осуществляется этот процесс в ВУЗе: посредством гуманитарных дисциплин (иностранные языки, культура межнациональных отношений, основы межкультурной коммуникации, страноведение).

При определении методов воспитания толерантности мы придерживались подхода, определенного в концепции воспитания Е.В.Бондаревской, позволяющего отказаться от позиции рассмотрения методов как способов организации деятельности и педагогического воздействия на сознание и поведение личности и ориентирующего на понимание их как движущих сил воспитания.

Исследования, проведенные  многими выдающимися учеными (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, И.А. Колесникова), позволили заключить, что диалогичность является центральной и неотъемлемой характеристикой внутриличостного и межличностного взаимодействия. Отсюда основополагающим сквозным механизмом воспитания толерантности средствами межкультурной коммуникации является диалог: внутренний диалог между «Я обыденным» и «Я духовным»; и внешний диалог между субъектами-носителями экзистенциальных ценностей, осуществляемый в ситуациях межличностной, межкультурной, межэтнической коммуникации.

Так как внешнее поведение, отношение к окружающим детерминировано внутренним «Я» личности, отсюда, в процессе воспитания толерантности студентов активно используются методы самоопределения и самоорганизации внутреннего мира личности:

1) метод самопознания: «Я»  в моем представлении, что я  знаю о себе (самоосознание), что я чувствую (самочувствие), каковы мои переживания, ценности и в чем смысл моей жизни (самоосмысление);

2)метод самоизменения: стремление к «Я» идеальному, к тому, каким я хочу быть (в том числе и толерантным) – самосовершенствование, саморазвитие;

3)метод взаимопонимания:  «Я» глазами других, саморефлексия, самоактуализация, самореализация через взаимоподдержку, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание, со-бытие, сотворчество.

При выстраивании модели воспитания толерантности студентов педагогу необходимо, прежде всего, ориентироваться на внутреннюю сознательную деятельность воспитанника по самосовершенствованию, саморазвитию и самовоспитанию. Отсюда абсолютно не приемлема формулировка «ты должен» (требование общества к человеку). Вектор воспитания меняет свое направление с «ты должен» на «ты можешь»: не «ты должен быть толерантным», а «ты хочешь и можешь быть толерантным».

В основе толерантности студентов  лежат:

      • представление и понятие о толерантности (когнитивный/знаниевый компонент толерантности);
      • толерантные чувства (эмоциональный компонент толерантности);
      • потребность и готовность к свободному нравственно оправданному выбору линии поведения (поведенческий компонент толерантности);
      • способность к рефлексии, самооценке, самовоспитанию и принятию ответственности за свой выбор (личностный компонент толерантности)
      • умение произносить «правильные слова».

Отсюда, основными измерениями  толерантности личности и направлениями  воспитания являются: когнитивный, эмоциональный,  поведенческий, личностный и вербальный.

 

 

 

 

 

26.Философский энциклопедический словарь

[Текст] / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев,

С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. – М.: Сов. энциклопедия,

1983. – 840 с.

13. Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализ-

ме и критицизме [Текст] / В. А. Лекторский // Вопро-

сы философии. – 1997. – № 11. – С. 45–54.

 

22.Петров, В. Н. Этнические мигранты и полиэт-

ническая принимающая среда: проблемы толерантно-

сти [Текст] / В. Н. Петров // Социологические исследо-

вания. – 2003. – № 7.

14. Логинов, А. В. Толерантность: от понятия к

проблеме [Текст] / А. В. Логинов // Толерантность:

Вестник Уральского межрегионального института

общественных отношений. – Екатеринбург: УрГУ,

2001. – С. 120

7. Зиновьев, Д. В. Социокультурная толерант-

ность – её сущностные характеристики [Текст] /

Д. В. Зиновьев // Парадигма. – 1998. – № 1. – С. 50–61.

18.Мчедлов, М. Н. Толерантность [Текст] /

М. Н. Мчедлов. – М., 2004.

1 Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского «Declaration of principles on tolerance» был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости».

2 Яценко, Ю.С. Экзистенциальный подход к воспитанию толерантности личности. [Текст] Ю.С. Яценко // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов XIII годичного собрания Южного отделения РАО и XXV психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д: РГПУ, 2006. Часть I. – 0,1 п.л.

3 Солынин Н. Э. Основные подходы к определению понятия «толерантность»// Ярославский педагогический вестник № 4–2009 (61)

4 Яценко, Ю.С. Идеи философии экзистенциализма и теории ценностей как методологическая основа воспитания толерантности личности. [Текст] Ю.С. Яценко // Словесность: традиции и современность. Сборник научных трудов. - Ростов н/Д: РГПУ, 2006. – 0,2 п.л.

5 Яценко, Ю.С. Модель воспитания толерантности студентов в процессе межкультурной коммуникации. [Текст] Ю.С. Яценко// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2008. № 9 – 0,6


Информация о работе Содержание и организация воспитания толерантности студентов в процессе языкового образования