Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:15, курсовая работа
Объект исследования: воспитание толерантности студентов в процессе языкового образования.
Предмет исследования: содержание воспитания толерантности студентов в учебном процессе.
В соответствии с объектом и предметом, исходя из цели и гипотезы, были
сформулированы следующие задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятия «толерантность личности» как педагогического феномена в процессе языкового образования студентов.
2. Обосновать понятие «воспитание толерантности студентов» как духовно
ориентированного процесса.
За внешними условиями и внутренними предпосылками должна последовать смысловая активность человека, его свободное, ответственное самоопределение и духовная ориентация толерантности, рассматриваемая нами как устремленность к трансцендентному, как попытка выхода за пределы всех существующих у человека форм сознания и опыта, как готовность к взаимодействию в ситуации несовпадения культурно-языковых и ментально-поведенческих кодов.
Толерантность - это экзистенциальный феномен, возникающий в ситуации
неоднородности (гетерогенности) коммуникативных стратегий участников диалога и предполагающий, что:
1) субъектами выступают
носители разных культурных
2) интенциональность включает обоюдное желание продолжения взаимодействия при одновременном понимании существенности различий;
3) интерсубъектность поддерживается совместным пребыванием в пространстве, не содержащем явных запретов на те или иные культурные особенности;
4) смысл реализуется как
возможность обретения «себя-
апробации частичных инокультурных моделей в процессе вербального взаимодействия без принятия иных обязательств и норм.
В современной отечественной педагогике существует несколько подходов к воспитанию духовности: традиционное, религиозное (С.Ю. Дивногорцева) и светское, представленное теориями экзистенциально ориентированного (Т.И.Власова) и личностно ориентированного (Е.В. Бондаревская) воспитаний.
В духовно ориентированной парадигме толерантная личность представлена как
В контексте духовно
1) целенаправленный духовно
ориентированный процесс
2) целенаправленный процесс
активизации потребности и
Воспитание толерантности студентов предполагает создание благоприятных условий для перехода толерантности из неосознаваемого знания в осознанную значимость/ценность – личностную структуру сознания; а также создание ситуаций, в которых студенты могли бы в полной мере проявить данное нравственное качество.
Учитывая три группы факторов: развития (психофизиологические и духовно-нравственные особенности студенческого возраста), формирования (условия, в которых развивается человеческая индивидуальность) и становления (те влияния и воздействия, которые применяет к себе сам человек, желая стать таким, каким он себя видит в идеале), может быть выстроена следующая модель воспитания толерантности студентов (см. рис.1 с.22).5
Воспитание толерантности студентов в контексте духовно ориентированной парадигмы активизирует этап переживания личности присутствия «Другого» (другого человека, культуры, языка и т.п.) в процессе ценностного осмысления межкультурной коммуникации, реализуемый в культурокреативной образовательной среде. Под культурокреативной средой понимается среда со-бытийного культуротворчества, культурокреативного со-бытия (переживания) в процессе духовных контактов с представителями различных культур. Культурокреативная среда обеспечивает возможность совместного с другими людьми творческого проживания и преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления творческой активности и творческого самоутверждения. В данной среде люди имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и нетерпимо настроенными друг по отношению друга. Отсюда системообразующим педагогическим условием воспитания толерантности студентов является организация культурокреативных со-бытий (переживаний) в процессе духовных контактов с представителями различных культур в учебном процессе.
Выстроенная модель воспитания толерантности студентов базируется на следующих принципах:
В данных принципах выражены основные требования к содержанию, методам и организации процесса воспитания толерантности студентов.
Содержание воспитания толерантности рассматривается нами с точки зрения внутреннего членения воспитания толерантности на отдельные компоненты:
Средства воспитания толерантности:
При определении методов воспитания толерантности мы придерживались подхода, определенного в концепции воспитания Е.В.Бондаревской, позволяющего отказаться от позиции рассмотрения методов как способов организации деятельности и педагогического воздействия на сознание и поведение личности и ориентирующего на понимание их как движущих сил воспитания.
Исследования, проведенные многими выдающимися учеными (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, И.А. Колесникова), позволили заключить, что диалогичность является центральной и неотъемлемой характеристикой внутриличостного и межличностного взаимодействия. Отсюда основополагающим сквозным механизмом воспитания толерантности средствами межкультурной коммуникации является диалог: внутренний диалог между «Я обыденным» и «Я духовным»; и внешний диалог между субъектами-носителями экзистенциальных ценностей, осуществляемый в ситуациях межличностной, межкультурной, межэтнической коммуникации.
Так как внешнее поведение, отношение к окружающим детерминировано внутренним «Я» личности, отсюда, в процессе воспитания толерантности студентов активно используются методы самоопределения и самоорганизации внутреннего мира личности:
1) метод самопознания: «Я» в моем представлении, что я знаю о себе (самоосознание), что я чувствую (самочувствие), каковы мои переживания, ценности и в чем смысл моей жизни (самоосмысление);
2)метод самоизменения: стремление к «Я» идеальному, к тому, каким я хочу быть (в том числе и толерантным) – самосовершенствование, саморазвитие;
3)метод взаимопонимания: «Я» глазами других, саморефлексия, самоактуализация, самореализация через взаимоподдержку, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание, со-бытие, сотворчество.
При выстраивании модели воспитания
толерантности студентов
В основе толерантности студентов лежат:
Отсюда, основными измерениями толерантности личности и направлениями воспитания являются: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, личностный и вербальный.
26.Философский энциклопедический словарь
[Текст] / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев,
С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. – М.: Сов. энциклопедия,
1983. – 840 с.
13. Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализ-
ме и критицизме [Текст] / В. А. Лекторский // Вопро-
сы философии. – 1997. – № 11. – С. 45–54.
22.Петров, В. Н. Этнические мигранты и полиэт-
ническая принимающая среда: проблемы толерантно-
сти [Текст] / В. Н. Петров // Социологические исследо-
вания. – 2003. – № 7.
14. Логинов, А. В. Толерантность: от понятия к
проблеме [Текст] / А. В. Логинов // Толерантность:
Вестник Уральского межрегионального института
общественных отношений. – Екатеринбург: УрГУ,
2001. – С. 120
7. Зиновьев, Д. В. Социокультурная толерант-
ность – её сущностные характеристики [Текст] /
Д. В. Зиновьев // Парадигма. – 1998. – № 1. – С. 50–61.
18.Мчедлов, М. Н. Толерантность [Текст] /
М. Н. Мчедлов. – М., 2004.
1 Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского «Declaration of principles on tolerance» был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости».
2 Яценко, Ю.С. Экзистенциальный подход к воспитанию толерантности личности. [Текст] Ю.С. Яценко // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов XIII годичного собрания Южного отделения РАО и XXV психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д: РГПУ, 2006. Часть I. – 0,1 п.л.
3 Солынин Н. Э. Основные подходы к определению понятия «толерантность»// Ярославский педагогический вестник № 4–2009 (61)
4 Яценко, Ю.С. Идеи философии экзистенциализма и теории ценностей как методологическая основа воспитания толерантности личности. [Текст] Ю.С. Яценко // Словесность: традиции и современность. Сборник научных трудов. - Ростов н/Д: РГПУ, 2006. – 0,2 п.л.
5 Яценко, Ю.С. Модель воспитания толерантности студентов в процессе межкультурной коммуникации. [Текст] Ю.С. Яценко// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2008. № 9 – 0,6