Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:15, курсовая работа
Объект исследования: воспитание толерантности студентов в процессе языкового образования.
Предмет исследования: содержание воспитания толерантности студентов в учебном процессе.
В соответствии с объектом и предметом, исходя из цели и гипотезы, были
сформулированы следующие задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятия «толерантность личности» как педагогического феномена в процессе языкового образования студентов.
2. Обосновать понятие «воспитание толерантности студентов» как духовно
ориентированного процесса.
− как расширение собственного опыта и критический диалог [13].
Как отмечает В. Н. Петров, социологическое исследование толерантности обнаруживает взаимосвязь этого феномена с условиями ситуации (объективная реальность) и субъективными факторами (субъективная реальность), а также его принадлежность всем компонентам системы социального действия, включающего такие подсистемы, как личность, ситуация действия, сами акты социального действия и взаимодействия. Понимание толерантности в контексте теории социального действия опирается на представление о том, что это свойство принадлежит всем элементам его структуры: потребностям, интересам, находит свое воплощение в идеях (как проекте движения к удовлетворению потребностей), мотивах и целях [22]. А. В. Логинов предлагает рассматривать толерантность в связи с понятием идеологии. Толерантность определяется как форма сосуществования идеологий [14]. Он отмечает принципиально иной способ постановки проблемы толерантности – не как понятия или ценности, которые «даны», а как формы взаимодействия, которые по-разному воспроизводится в разных типах социальности.
Д. В. Зиновьев выделяет понятие «социокультурная толерантность». Это, по его мнению, моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям [7].
(С. М. Емельянов, Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин и др.).
М. Н. Мчедлов отмечает, что терпимость не означает уступку или потворство любой идеологической системе, это не безразличие и не смирение перед общественным или бытовым злом[18]. Такая точка зрения преобладает в большинстве современных исследований (М. С. Мириманова, М. Уолцер).
Педагогическая толерантность несет в себе черты всех видов и уровней толерантности, определяемой целями, задачами и особенностями педагогической деятельности учителя и всем многообразием встречающихся педагогических ситуаций, является профессионально важным качеством учителя.
Считается, что в педагогической деятельности взаимодействие непосредственно связано с толерантностью (О. Б. Нурлигянова, О.Б.Скрябина).3
Толерантность - это сложный, многокомпонентный, многоуровневый и полифункциональный феномен, имеющий несколько линий проявления и развития, которые могут быть названы базовыми измерениями толерантности.
В силу ряда объективно-
В свою очередь выделяют следующие компоненты толерантности:
Когнитивный компонент толерантности состоит в осознании и принятии человеком сложности, многомерности - как самой жизненной реальности, так и вариативности ее восприятия, понимания и оценивания разными людьми, а также относительности, неполноты и субъективности (по меньшей мере - частичной) собственных представлений и своей картины мира. Толерантность в когнитивном «измерении» ярче всего проявляется именно в ситуациях противоречий - при расхождении мнений, столкновении взглядов и т.д. - и позволяет рассматривать это несовпадение как проявление плюрализма, богатства индивидуальных восприятий и интерпретаций. Когнитивная интолерантность - наоборот, исходит из позиции наличия «нормы», «соответствия правильному» и т.п., и потому отвергает саму возможность множественности взглядов, сводя всякие расхождения между взглядами и оценками разных людей к ошибкам, заблуждениям или даже намеренному противодействию. Толерантность, т.о., означает еще и такое важное качество, как способность человека расхождение с собеседником во мнениях, когнитивный «конфликт» не переводить в конфликт межличностный.
Эмоциональная составляющая толерантности имеет особое значение благодаря тому, что именно в этом измерении коммуникативной ситуации собеседники имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и нетерпимо настроенными друг по отношению друга. В качестве отдельной составляющей эмоционального компонента может быть назван и особый вид эмоциональной устойчивости - «аффективная толерантность» (Кристалл, 2001), суть которой состоит в способности справляться с эмоциональным напряжением, терпимо относиться к болезненным переживаниям, тревоге - без того, чтобы подавлять или искажать их. Другой аспект этого вида толерантности связан с терпимым отношением к различным (включая яркие, индивидуальные, непривычные формы) эмоциональным проявлениям других людей. Развитая аффективная толерантность позволяет человеку лучше осознавать как собственные эмоциональные процессы, так и переживания других людей, не раздражаясь и не приписывая им негативного смысла.
Личностный компонент толерантности включает в себя, прежде всего, соответствующую ценностно-смысловую систему - в которой центральное место занимают ценности уважения человека как такового, ценности прав и свобод человека и равноправия людей по отношению к базовым вопросам, к выбору мировоззрения и жизненной позиции, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком и другие ценности демократического гражданского общества.
Если когнитивный компонент предполагает реальное изменение восприятия, понимания, мышления, интерпретации в направлении реализации принципов толерантности, то вербальный компонент ограничивается лишь «знаниевой составляющей». Это наиболее простое и поверхностное «измерение» толерантности, которое может свидетельствовать о знакомстве человека с идеями толерантности и способности более-менее внятно рассказать об этом, но еще ничего не говорит о реальном его отношении к этому.
И включают следующие уровни толерантности по критерию масштаба взаимодействующих субъектов:
Все рассматриваемые в исследовании виды, формы, компоненты, уровни толерантности связаны с тем, до какой черты, до какой степени, можно быть толерантным, то есть с проблемой границ толерантности.
Феномен толерантности осмысливается нами с позиций экзистенциального подхода и в перспективе ценностной ориентации человеческого существования (И.В. Абакумова, М.С. Каган, А. Ленгле, Д.А.Леонтьев, В. Франкл, С.Л. Франк, В.Э. Чудновский). Это позволяет понять саму толерантность как одну из важнейших аксиологических форм, организующих совместную человеческую жизнедеятельность, а также определить методологическую основу и пути воспитания толерантности, как ценности и нравственного качества личности.
Толерантность - это ценность, один из модусов осуществления свободы в существовании человека среди других людей. Существо этого модуса состоит в том, что толерантность реализуется в совместном бытии людей как допущение, понимание и принятие чужого образа жизни, поведения, обычаев, мнений, идей, верований. Именно ориентация на ценность чужого, иного, другого и составляет существо толерантности как ценности. Иначе говоря, толерантность имеет своим основанием интенцию «Другого». Рассмотрение толерантности как интенции позволяет осознать ее в качестве сущностной характеристики человеческого бытия.4
Мы рассматриваем
1) ценность человеческой жизни;
2) ценность личности как
таковой и оценка ее по
3) ценность сострадания,
сопереживания, сочувствия и
4) ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;
5) ценность следования нормам права, когда каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества.
Рассматривая толерантность в контексте экзистенциального подхода, т.е. придерживаясь того мнения, что она является одним из ключевых экзистенциалов человеческой жизни; особым принципом существования мира, который человек строит на основе понимания и принятия множественности и многообразия бытия; ценностью и жизненной позицией, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и принятия ответственного решения, мы видим ее сущность в признании ценности «Другого» как носителя иной экзистенции, событии с ним в его Абсолютной инаковости и ее восприятии с любовью (понимается нами как способность понять и принять человека в его сути, в его уникальности и неповторимости, его ценность и его необходимость). Под содержанием толерантности мы понимаем духовную проявленность активной нравственной позиции личности, атрибутивными характеристиками которой являются: постановка себя на место «Другого»; анализ ситуации с точки зрения «Другого»; самопрезентация в общении с «Другим»; нахождение точек соприкосновения; взаимодействие в контексте компромиссного общения; анализ и коррекция межличностных, межкультурных, межэтнических, межконфессиональных контактов.