Содержание и организация воспитания толерантности студентов в процессе языкового образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: воспитание толерантности студентов в процессе языкового образования.
Предмет исследования: содержание воспитания толерантности студентов в учебном процессе.
В соответствии с объектом и предметом, исходя из цели и гипотезы, были
сформулированы следующие задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятия «толерантность личности» как педагогического феномена в процессе языкового образования студентов.
2. Обосновать понятие «воспитание толерантности студентов» как духовно
ориентированного процесса.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 70.06 Кб (Скачать)

Введение.

Актуальность темы обусловлена социальными процессами современного этапа развития человечества, характеризующимися противоборством интеграционных и дезинтеграционных тенденций. С одной стороны, самого широкого спектра культурные связи между странами перерастают в глобальную взаимозависимость, что приводит к появлению новых видов коммуникаций. С другой, под воздействием роста национального самосознания увеличивается число межэтнических и межконфессиональных разногласий, прогрессируют такие явления, как сепаратизм, национальный экстремизм, ксенофобии и пр. Все это актуализирует проблему воспитания толерантности отдельного человека, способного преодолевать межкультурные конфликты, что, в свою очередь, позволит смягчить деструктивные процессы в мировом взаимодействии. По мнению ученых (А.Г. Асмолов, Т.И. Власова, Н.Д. Никандров,

В.И. Слободчиков и др.), в современной России данные явления происходят на фоне духовно-нравственного кризиса общества, отражающегося и в сфере образования. В отечественной педагогике и практике наблюдается поиск адекватных методов и технологий, направленных на преодоление последствий духовного вакуума постсоветского периода. Актуальность вопросов воспитания подрастающего поколения подтверждена в нормативно-правовых документах («Программа развития воспитания в системе образования России», 1999; «Молодежь России», 2001; Федеральная межведомственная программа «Студенчество России», 2002-2006 гг. и др.), в которых определена задача по воспитанию толерантности детей и молодежи.

Перед высшим образованием поставлена задача по созданию условий  для духовно-нравственного развития студентов, для реализации их прав на самореализацию в условиях расширяющихся межкультурных контактов. В связи с этим возрастает роль языкового образования, основной целью которого является формирование функциональной грамотности (владение одним/двумя иностранными языками в совершенстве) будущих специалистов. Ученые (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов и др.) отмечают, что иностранный язык имеет огромный духовный потенциал, позволяющий молодому поколению вступать в полноценное межкультурное общение, как в реальном, так и в виртуальном пространстве. В то же время анализ программ обучения иностранным языкам в ВУЗах показывает, что данные цели не всегда реализуются в полной мере, потому что массовая практика преподавания продолжает базироваться на традиционном подходе, при котором недостаточно акцентируются воспитательные задачи. Современная система высшего образования должна стать не только пространством профессионального, но и духовно-нравственного развития, создать условия для формирования данного качества как экзистенциальной ценности.

Таким образом, правомерно утверждать, что воспитание толерантности студентов, формирование менталитета толерантности  является важнейшей стратегической задачей языкового образования  в ХХI веке.

Объект исследования: воспитание толерантности студентов в процессе языкового образования.

Предмет исследования: содержание воспитания толерантности студентов в учебном процессе.

В соответствии с объектом и предметом, исходя из цели и гипотезы, были

сформулированы следующие задачи исследования: 

1. Уточнить содержание  понятия «толерантность личности»  как педагогического феномена  в процессе языкового образования  студентов.

2. Обосновать понятие  «воспитание толерантности студентов»  как духовно

ориентированного процесса.

3. Разработать модель  воспитания толерантности будущих  лингвистов средствами межкультурной  коммуникации как целостного  процесса.

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования проблемы толерантности студентов в процессе языкового образования» всесторонне рассматривается феномен толерантности: проводится лингвокультурный анализ концепта «толерантность»; определяется сущность и содержание данного феномена, описываются компоненты, функции, уровни толерантности, а также идеи философии экзистенциализма и теории ценностей как научной предпосылки изучения толерантности студентов; поднимается проблема границ толерантности.

Во второй главе «Содержание и организация воспитания толерантности студентов в процессе языкового образования» обосновывается духовно ориентированный подход к воспитанию толерантности студентов; разрабатывается теоретическая модель воспитания толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации.

В заключении подводятся итоги, формулируются выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. «Теоретико-методологические основы исследования проблемы толерантности  студентов в процессе языкового  образования».

    1. «Толерантность: сущность, содержание, компоненты, функции, уровни».

 

 

В испанском языке термин «толерантность» означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском – способность терпеть

что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.1

Понятие «толерантность» используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине и др., в результате чего были выявлены рядоположенные определяемые понятия. К раскрывающим сущность понятия «толерантность» относятся слова: терпимость, терпение, признание, уважение, великодушие в отношении других, прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другому, выносливость, готовность к примирению и др.

Ряд авторов раскрывают понятие  «толерантность» на основе рассмотрения его противоположного значения «интолерантность». Интолерантность понимается как качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп.

Что же касается этимологии слова «толерантность», то оно происходит, как показывают исследования, от латинского слова «tolerantia» - терпение. Наибольшее распространение это понятие получает в Западной Европе в эпоху средневековых религиозных войн между католиками и протестантами.

Толерантность – это, прежде всего, личностное качество, выражающееся в активной нравственной позиции и психологической готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция предстает в виде выработанных в сознании индивида личностно-значимых образцов бесконфликтного, компромиссного поведения на основе личностных ценностно-смысловых установок, ориентаций и нравственных императивов. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов (Г.Солдатова).

Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, она подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции (самокоррекции), а целью ее воспитания является позитивное взаимодействие с окружающими.

Анализ литературы по проблеме показывает, что на сегодняшний день существует несколько подходов в  рассмотрении толерантности как  феномена:

      • бихевиоральный (П.Ф. Комогоров),
      • когнитивный (О.Б. Скрябина),
      • экзистенциально-гуманистический (А.Г. Асмолов, С.Л.Братченко),
      • диверсификационный (В. Лекторский, О.Б. Скрябина, И.Петтай, М. Уолцер),
      • личностный (Т. Адорно, С.И. Орехов, Л.И. Рюмшина),
      • этический (Е.А. Кротков, П.П. Николсон),
      • диалоговый,
      • фасилитативный.

 

Бихевиоральный  подход трактует толерантность как особое поведение человека, направленное на конструктивное взаимодействие с этим «другим»; как качество, характеризующее отношение к другому человеку как к достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства непринятия, вызванного всем тем, что знаменует в «другом» иное.

С позиций когнитивного подхода толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы, которые признают сложность, многомерность и многообразие, а также невозможности сведения всего многообразия точек зрения к «общей истине» и неизбежной множественности индивидуальных картин мира.

Экзистенциально-гуманистический  подход трактует толерантность как осознанную, осмысленную и ответственную толерантность, не сводимую к автоматизмам или стереотипным действиям. Это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения. Таким образом, проявление толерантности образует аксиологическую модель, которая имеет синкретический характер. Это проявляется в том, что ценность – цель определяет ценности-средства, а ценности отношения к «Другому» зависят от ценностей-качеств, ценностей-знаний.2

С позиции диверсификационного подхода понятие толерантность не сводится к однозначной дефиниции, одной тематике или характеристике. Толерантность - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий множество линий проявления и развития, и потому  пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, является важным измерением практически любого психологического процесса и состояния, одним из ключевых «экзистенциалов» человеческой жизни. Диверсификационный подход проявляется также в многообразии форм и видов толерантности.

Согласно личностному подходу психологической основой толерантности являются ценности, смыслы и личностные установки.

Этический подход рассматривает толерантность как одно из важнейших качеств личности, проявляющееся в знании норм морали и общечеловеческих ценностей, в умении использовать их в различных видах деятельности, в восприятии отношения и поведения другого человека, различающегося по убеждениям, национальности, языку, культуре, обычаям. Она характеризует терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной, либо культурной принадлежности, к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения, на основе диалога. Толерантность, будучи социальным понятием, имеет и нравственную природу. Мораль является неофициальным, не закрепленным ни в каких социальных структурах и опирающимся на непосредственное массовое сознание, регулятором поведения.

Диалоговый подход обусловливает важный тип толерантности - межличностная толерантность - особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе – «иными». Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности – как с точки зрения ее изучения, так и с точки зрения развития и обучения.

При фасилитативном подходе основное внимание уделяется поиску адекватной психолого-педагогической тактики развития толерантности на создании наиболее благоприятных условий для выработки каждым собственной, самостоятельной и независимой позиции, для естественного, рефлексивного и индивидуального становления толерантности.

Однако существует и другой ряд подходов:

  • Философский подход. В философии толерантность определяется как терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность проявляется по отношению к особенностям различных народов, наций и религий; является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции [26].

В современной философии  толерантность рассматривается с различных точек зрения (М. Уолцер, В. М. Золотухин, М. Б. Хомяков и др.).

В. А.Лекторский выделил четыре возможных понимания данного феномена:

− как «безразличие к  существованию различных взглядов и практик, так как они рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество»;

− как невозможность взаимопонимания;

− как снисхождение;

Информация о работе Содержание и организация воспитания толерантности студентов в процессе языкового образования