Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:52, реферат
Цель работы – исследование профессионально важных качеств социального работника.
Гипотеза исследования – эффективность социальной работы сопряжена с уровнем развития профессионально важных качеств социального работника.
Объектом работы является сфера подготовки кадров и специфика работы социального работника.
Предмет исследования – профессионально важные качества социального работника.
Для достижения цели и доказательства выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемой теме и выявить особенности подготовки специалистов социальной работы;
2. Проанализировать особенности профессиональной деятельности социального работника;
3. Разработать анкету для проведения эксперимента;
4. Провести экспериментальное изучение профессионально важных качеств социального работника;
Введение……………………………………………………………………………………ст.3
Деятельность специалиста по социальной работе……………………………………….ст.4
Профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности………ст.7
Заключение………………………………………………………………………………....ст.12
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………..ст.15
Список использованной литературы……………………………………………………..ст.16
Социальный работник
осуществляет ряд конкретных видов
деятельности. К ним мы относим: психологическую,
педагогическую, организаторскую, управленческую
и др. Но при этом надо иметь в
виду, что тот или иной вид деятельности
преобладает в зависимости от
основных функций того или иного
социального специалиста.
К основным целям
социальной работы как профессиональной
деятельности можно отнести следующие:
1) увеличение
степени самостоятельности
2) создание условий,
в которых клиенты могут в
максимальной мере проявить
3) адаптация
или реадаптация людей в обществе;
4) создание условий,
при которых человек, несмотря
на физическое увечье, душевный
срыв или жизненный кризис, может
жить, сохраняя чувство собственного
достоинства и уважение к себе
со стороны окружающих;
5) и как конечная
цель - достижение такого результата,
когда необходимость в помощи
социального работника у
Социальная работа
как практическая деятельность, в
главном, как раз и направлена
на поддержание, развитие и реабилитацию
индивидуальной и социальной субъектности,
которые в единстве характеризуют жизненные
силы человека.
Реализатором целей
социальной работы является социальный
работник, прошедший специальную подготовку
для осуществления различных функций,
начиная от "линейной" работы с клиентом
и кончая управленческой деятельностью
в государственных ведомствах.
Социальная
работа - это сложный процесс, требующий
прочных знаний в области теории управления,
экономики, психологии, социологии, педагогики,
медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность
во многом зависит от самого социального
работника, его умений, опыта, личностных
особенностей и качеств.
Профессиональные
качества социального работника
рассматриваются как проявление
психологических особенностей личности,
необходимых для усвоения специальных
знаний, умений и навыков, а также
для достижения существенно приемлемой
эффективности в профессиональном труде.
Для описания социального
работника можно избрать язык
способностей как проекцию определенных
черт личности, отвечающих требованиям
социальной деятельности и определяющих
ее успешность, может быть, следующих:
умение слушать других; понимать их;
самостоятельность и творческий
склад мышления; быстрая и точная
ориентировка, организаторские способности,
моральные качества и др.
Сформулирован
оптимальный набор личностных качеств,
необходимых социальному
Таким же образом
выявлены психологические "противопоказания"
к социальной работе. К ним относятся:
отсутствие интереса к другим людям
(эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений,
категоричность, несобранность, неумение
вести диалог с оппонентом, конфликтность,
агрессивность, неумение воспринимать
чужую точку зрения на предмет.
Не каждый человек
пригоден для социальной работы; основным
определяющим фактором здесь является
система ценностей кандидата, которая
в конечном счете определяет его профессиональную
пригодность и эффективность практической
деятельности. Представление об абсолютной
ценности каждого человеческого существа
переходит здесь из разряда философского
понятия в категорию базисного психологического
убеждения как основы всей ценностной
ориентации индивида.
Социальная работа
была и остается одной из самых
трудных профессий. Она не всегда
адекватно воспринимается общественным
мнением. Но социальная работа является
одним из самых одухотворенных и
благородных видов деятельности
человека.
Стиль поведения
социального работника, обусловленный
совокупностью его личностных качеств,
его ценностными ориентациями и
интересами, оказывает решающее воздействие
на систему отношений, которую он
формирует не только с клиентами,
но и со своими коллегами, подчиненными
и начальством.
Раскрывая личностные
качества социального работника, Холостова
Е.Н. разделяет их на три группы:
1) психологические
характеристики, являющиеся составной
частью способности к данному
виду деятельности;
2) вторая - психолого-педагогические
качества, ориентированные на
3) третья - психолого-педагогические
качества, направленные на создание
эффекта личного обаяния. [31; 101]
В работе с людьми,
как правило, психологические требования
базируются на собранности и внимательности,
понимании другого, проявлении таких
волевых качеств, как терпение, самообладание
и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии,
характеристик психики невозможна эффективная
работа.
Как показывает
зарубежный опыт, от социального работника
ожидается очень много. В соответствии
со «Стандартами классификации практической
социальной работы в США» ему необходимо
иметь представление о:
- теории и
методике работы с отдельным
клиентом и их группой;
- ресурсах и услугах,
предоставляемых обществом (общиной);
- программах и целях
социальных служб, как в штате, так и на
федеральном уровне;
- организации
местной инфраструктуры и
- основах социально-экономической
и политической теории;
- расовых, этнических
и других культурных группах
в обществе (их морально-нравственных
ценностях, жизненных укладах
и вытекающих отсюда проблемах)
- результатах профессиональных
и научных исследований, которые можно
использовать в практической работе;
- концепциях и методах
социального планирования;
- теории и
практике проведения
- теории и
практике управления
- социальных, психологических,
статистических
- теории и
концепции управления службами
социальной защиты населения;
- факторах окружающей
среды и общества, влияющих на клиента;
- теориях и методах
психосоциальной оценки различных видов
и форм вмешательства со стороны социальных
служб, а также дифференциальном диагнозе
состояния клиента;
-теории и
практике организационных и
- теории и
методах адвокатской практики;
- этических стандартах
и практике профессиональной
социальной. работы;
- теории и
методах преподавания и
- тенденциях в проводимой
политике социальной защиты населения;
- законах и постановлениях
на местном, федеральном уровнях, а также
на уровне штатов, влияющих на различные
виды социальных услуг.
В Финляндии
социальный работник обязан проводить
в жизнь следующие принципиальные установки:
1. Быть корректным.
2. Помогать клиенту
избавиться от комплекса неполноценности.
3. Обеспечивать
свободу выбора.
4. Конфиденциальность.
5. Превентивный
характер.
6. Поощрение
самостоятельности.
Заключение
В России сложился
и функционирует институт «специалистов
социальной работы». С 1991 года началась
профессиональная подготовка по специальности
«социальная работа».
В настоящей
работе сделана попытка
Эффективность
социальной работы в тексте дипломного
исследования рассматривается как
максимально возможное в данных условиях
достижения целей по удовлетворению социальных
потребностей населения при оптимальных
затратах. [39;135]
В понимании
проблем успешной социальной работы
важное место занимает вопрос о сущности
критериев и показателей
Большое значение
в повышении эффективности
Социальный работник
осуществляет ряд конкретных видов
деятельности: психологическую, педагогическую,
организаторскую и др.; он осуществляет
цели социальной работы (увеличение степени
самостоятельности клиентов, их способности
контролировать свою жизнь и более
эффективно разрешать возникающие
проблемы; адаптация людей в обществе
и, наконец, достижение такого состояния,
когда необходимость в помощи
социального работника отпадает
и т.д.).
Социальный работник
должен владеть не малым арсеналом
профессиональных умений, навыков, обладать
глубокими знаниями в области
наук о человеке: психологии, социологии,
педагогики, право, чтобы выступать
достойным реализатором целей социальной
работы.
Знания и умения
социального работника в
В аттестации учитываются
следующие требования к социальным
работникам: профессионально-этическая
компетентность (культурный уровень, психологическая
устойчивость, степень активности в
работе); определены качества специалистов
социальной работы, необходимые в
выполнении должностных обязанностей
(умение выслушать клиента, бескорыстие,
толерантность, личное обаяние и
т.д.); оцениваются результаты работы
за период, предшествующий аттестации;
а также учитываются
Многие руководители
современных организаций уже
пришли к выводу, что без проведения
аттестации и объективной оценки
сотрудников по всем параметрам не
добиться стабильной работы и в конечном
итоге положительных
Профессионально
важные качества в работе рассматриваются
как проявления психологических
особенностей личности социальных работников.
Социальные работники всегда интерпретируют
объективную реальность через структуру
своей личности. Личностные качества
специалистов по социальной работе являются
базисными при становлении