Социальный проект «Школа Супергероев»: план, реализация, оценка эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:06, реферат

Описание работы

Цель - повышение уровня социальной адаптации безнадзорных подростков.
Задачи:
1. Снижение эмоционального психологического напряжения;
2. Формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
3. Выполнение попечительских функций;
4. Восстановление (приобретение) ребенком чувства семьи, своей значимости;
5. Способствование личностному росту, самораскрытию.

Работа содержит 1 файл

проектMicros2012oft Word.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Анализ экспертного  интервью показал, что мнение интервьюируемых экспертов совпало по большей части вопросов каждого блока. Эксперты в своей работе в течение последних нескольких лет, точную дату появления социально проектирования не назвал ни один из респондентов, часто сталкиваются с таким методом работы, как социальное проектирование и считают его весьма эффективным методом применительно к социальной сфере. Социальный педагог говорит, что «Социальные проекты дают возможность влиять на негативные явления в обществе как бы извне, дают установку на положительные качества поведения неосознанно самим объектом воздействия».  

Внедрение этого  метода в профессиональную деятельность специалистов социальной сферы ведется  весьма активно, применяют его к  различным по масштабу и сложности  случаям и ситуациям. Причем экспертами было отмечено, что социальное проектирование применимо как к групповым техникам социальной и психотерапевтической работы с лицами, объединенными конкретной социальной проблемой, так и к проектам, направленным на широкую массу людей, среди которых и люди, не попадающие в группы риска, на которых не нацелены социально благотворительные акции и профилактическая работа. При этом вопрос «Достаточно ли уделяется внимания исследованию социального проектирования, как технологии социальной работы?» вызвал недоумение у всех экспертов, они пояснили это следующим образом: социальное проектирование, как технология социальной работы не вызывает вопросов, оно рассматривается скорее как интегративный метод работы, применяемый практически ко всем сферам жизнедеятельности человека. Хотя один из специалистов Комиссии по Делам Несовершеннолетних и защите их прав заметил, что «на сегодняшний день преимущества социального проектирования в полной мере не реализованы. Этот метод можно было бы применять более активно и профессионально, что принесло бы большие результаты и больше видимого эффекта. Но, учитывая то обстоятельство, что для Санкт-Петербурга это новый и недостаточно изученный метод работы, можно предположить, что в перспективе социальное проектирование все же займет свою нишу среди социальных методик». Эксперты не видят необходимости в изучении данного метода, так как он является примером творческой работы, а творчество, по мнению экспертов, не является методом работы, у которого есть четкие рамки и критерии организации. При ответе на данный вопрос заместитель директора Центра по воспитательной работе выразился следующим образом: «Не имеет смысла изобретать нестандартные методы решения для стандартных задач. Прежде чем «изобретать велосипед» стоит поискать существующие методы решения и выбрать из них оптимальный для конкретной ситуации. Творческий подход может привести или к гениальному результату, или к полному провалу».

В качестве проблем при реализации социального  проекта эксперты указали:

·  Работая с людьми, необходимо учитывать возможность форс-мажорных обстоятельств, которые невозможно предусмотреть, а реагировать на специфические обстоятельства профессионально может лишь специалист в данном конкретном вопросе;

·  Проблема оценки результатов, так как результаты работы видны только спустя продолжительное время;

·  Необходимо не только достигнуть поставленной цели, но и предотвратить возобновление проблемы;

·  Невозможно оценить конечные результаты программы, без учета воздействия внешних факторов. 

Среди факторов, которые не позволяют применять социальное проектирование к определенным категориям граждан, были названы такие как: нежелание самих граждан принимать участие в различных тренингах, акциях и дискуссиях, которые зачастую являются составляющей частью социальных проектов, низкая социальная активность граждан и нежелание признавать наличие у себя тех или иных социальных проблем. Экспертам не удалось конкретно назвать категории граждан или ситуации, к которым применение такого метода работы, как социальное проектирование, было бы неуместным или же не эффективным. Социальный педагог при ответе на этот вопрос заметил, что «нет таких категорий клиентов социальной работы, к которым было бы невозможно применить социальное проектирование, так как этот метод подразумевает вариативность вариантов работы и, соответственно, большое, огромное поле для творческой деятельности».

Разработка  техники работы с конкретной группой  осуществляется непосредственно после  диагностики и относительно конкретных людей, если в одном случае социальное проектирование будет применимо, то в другом случае с подобной тематикой осуществление данного метода работы будет неуместным.

Среди методов  оценки эффективности социального  проектирования были названы:

·  Диагностическое тестирование, сравнивая результаты тестирования до начала проекта и после его завершения, можно получить результаты, которые дадут нам картину эффекта от проделанной работы;

·  Оценка отдельных индикаторов, которые численно характеризуют проведенные мероприятия;

·  Оценка степени достижения поставленных перед программой целей. Этот метод дает непосредственную оценку достигнутых результатов, особенно в том случае, если цели программы были определены количественно;

·  Экспертные заключения.  

Эксперты считают, что вышеперечисленных методов вполне достаточно для диагностики результатов проекта, которые включают все названные обстоятельства. Если же в каком-то конкретном проекте этих методик окажется недостаточно, то для него необходимо разработать свою оценочную систему. Оценка эффективности на данный момент, по мнению экспертов, представляет собой субъективную оценку, осуществляемую путем наблюдения, то есть ощущаемый результат, который невозможно обозначить конкретно.

Главной погрешностью существующей системы оценки эффективности социального проектирования, по мнению экспертов, является чрезмерная субъективность, что не дает полной картины результатов того или иного проекта. Так же среди погрешностей была названо и то, что оценить результат можно только по прошествии некоторого времени с момента реализации проекта.

Улучшение социального  проектирование происходит по мере его  развития и внедрения в работу профессионалов, и нет нужды в  том, что бы разрабатывать новые  специальные методики, дополняющие  этот метод. А вот метод оценки эффективности социального проектирования, по мнению экспертов, нуждается в серьезной доработке. Целевые проекты можно проверять путем проверки достижения поставленных задач. Долгосрочные же проекты нуждаются в постоянном контроле и глубинных исследованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проведя  исследование основных форм оценки эффективности  социального проектирования, как  метода работы с детьми и подростками  с девиантным поведением, мы можем  подвести итоги и сделать некоторые  выводы, исходя из поставленных задач.

Исследуя социальное проектирование как метод работы именно с детьми и подростками  с девиантным поведением, мы не могли  оставить без внимания теории девиантного  поведения. Проанализировав труды  по девиантологии, мы можем сказать, что девиантное поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К социологическим теориями девиантного поведения относятся:

Теория социального  напряжения Р. Мертона. Она подразумевает, что основной причиной преступности является противоречие между общественными ценностями и возможностями их достижения по установленным обществом правилам.

Субкультурная теория А. Коэна. В основе этой теории лежит идея о том, что субкультуры, т.е. микрогруппы являются носителями девиантных идей.

Теория конфликта  и девиантность К. Маркса. Основана на предпосылке о том, что в  любом обществе существует неравенство  в распределении ресурсов и власти.

Теория стигматизации  или наклеивания ярлыков Дж. Мида. Она акцентирует внимание на том, как общество реагирует на различного рода социальные отклонения и, таким образом, влияет на их репродукцию.

Теория дифференциальной ассоциации Э. Сатерленда. Говорит о  том, что люди ведут себя определенным образом, под влиянием своего окружения.

Таким же образом, в процессе работы мы смогли выявить  виды девиантных поведений и объединить их в группы по масштабности проблемы. Получилась следующая картина:

Гиперкенетическое нарушение поведения. Характеризуется  недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения.

Расстройство  поведения, ограничивающееся семейным кругом проявляется в антисоциальном или агрессивном поведении, но только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками.

Несоциализированное  расстройство поведения характеризуется сочетанием устоявшегося антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и с нарушениями взаимоотношений со сверстниками

Социализированное расстройство поведения отличается от несоциализированного тем, что стойкое асоциальное или агрессивное поведение возникает у коммуникабельных детей и подростков.

1.  Делинквентное поведение.

2.  Аддиктивное поведение.

3.  Девиации сексуального поведения.

4.  Психогенное патологическое формирование личности.

Выясненные  формы девиантного поведения  дали нам основание перейти к  следующему этапу работы - это анализ современных технологий социальной работы. На этом этапе мы получили следующие  результаты. Всю суть социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением можно свести к профилактике, коррекции и реабилитации. Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска. Коррекционная же деятельность представляет из себя социально-педогогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам. Что же касается реабилитации, то следует сказать, что социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Именно таким  образом можно кратко охарактеризовать современные технологии социальной работы с детьми с девиантным поведением. Исследуя такую технологию социальной работы, как социальное проектирование, получили следующую картину этого процесса: собственно социальное проектирование можно условно подразделить на 4 этапа, это идея (замысел), проектирование как таковое, реализация и оценка эффективности. Идея подразумевает под собой наличие желания, что-либо изменить в социальном пространстве и идею. Проектирование является основным этапом. Здесь концепция соединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия в соответствии с задачами, вводится в достижение результата этапность, увязываются работы с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются контрольные стадии и конечный результат. Реализация представляет собой проведение установленных на этапе проектирования мероприятий. Далее идет весьма сложный этап, это этап оценки эффективности проекта. На данном этапе применяются следующие методы оценки:

·  оценка процессов, которая дает ответ на вопрос, реализуется ли проект так, как задумывалось;

·  оценка вклада, представляющая собой попытку оценить воздействие проекта на показатели результативности изолировано.

В любом случае оценка эффективности должна опираться  на следующие принципы:

·  учет фактора времени, в том числе динамичность параметров проекта его экономического окружения, разрывы во времени, неравноценность разновременных затрат и результатов;

·  сопоставление ситуаций не «до проекта» и «после проекта», а «без проекта» и «с проектом»;

·  оценка всех наиболее существенных последствий проекта;

·  учет влияния на эффективность потребности в текущих затратах, необходимых для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта социальных и экономических институтов;

·  оценка влияния неопределенности и рисков.

Чтобы на собственном  опыте убедится, в сложности процесса эффективности, мы разработали свой социальный проект, следуя всем инструкциям  авторов, ранее затрагивавших этот вопрос. И так наш социальный проект «ШКОЛА СУПЕРГЕРОЕВ» был предназначен для безнадзорных подростков, в поведении которых наблюдается тенденция к девиантному поведению. При описании эффективности нашего социального проекта, необходимо отметить, что оценка результатов проделанной работы проводится с существенным временным отрывом от непосредственной реализации проектов, и методом оценки было выбрано не только соответствие задач достигнутым результатам, но и метод включенного наблюдения.

Делая выводы на данном этапе, можно сказать, что  в поведении участников проекта  наблюдается позитивная тенденция развития необходимых для социальной адаптации коммуникативных навыков и поведенческих качеств. В процессе реализации проекта участники стали более раскрепощенными и более активно высказывали свою позицию, нежели на первых этапах работы. Явным так же был переход от негативного агрессивного восприятия окружающих к позитивному мышлению.

Мы считаем, что реализация социального проекта  «Школа Супергероев» стоила затраченных  средств и усилий, так как была направлена, прежде всего, на компенсацию  недостатков в воспитании безнадзорных подростков, на реализацию попечительских функций, на восстановление чувства семьи, на формирование положительного опыта социального поведения, снижение психоэмоционального напряжения и способствовала личностному росту и самораскрытию. Эти задачи получили свое решение и продолжают двигаться по намеченному нами позитивному плану.

Информация о работе Социальный проект «Школа Супергероев»: план, реализация, оценка эффективности