Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:06, реферат
Цель - повышение уровня социальной адаптации безнадзорных подростков.
Задачи:
1. Снижение эмоционального психологического напряжения;
2. Формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
3. Выполнение попечительских функций;
4. Восстановление (приобретение) ребенком чувства семьи, своей значимости;
5. Способствование личностному росту, самораскрытию.
1.Социальный проект «Школа Супергероев»: план, реализация, оценка эффективности
Социальный проект «ШКОЛА СУПЕРГЕРОЕВ» предназначен для безнадзорных подростков, в поведении которых наблюдается тенденция к девиантному поведению. Участники проекта воспитанники Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Вера», состоят на учете в Комиссии по Делам Несовершеннолетних и Защиты их прав при администрации Адмиралтейского района Сакт-Петербурга, что дает основания причисления их к группе риска возникновения девиантного поведения и разработки социально проекта для их социальной адаптации.
Цель - повышение уровня социальной адаптации безнадзорных подростков.
Задачи:
1. Снижение эмоционального психологического напряжения;
2. Формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
3. Выполнение попечительских функций;
4. Восстановление (приобретение) ребенком чувства семьи, своей значимости;
5. Способствование личностному росту, самораскрытию.
6. Состав групп - 7 разнополых детей и подростков с небольшой разницей в возрасте, от 11 до 14 лет.
Место проведения
- Актовый зал
Форма проведения - Групповые занятия (не исключает возможность осуществления индивидуального подхода). Частота занятий – один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (разминка).
2. Основная часть (рабочая).
3. Завершение (анализ, выход из рабочей ситуации).
Программа рассчитана на 9 занятий по 2 академических часа (общая продолжительность 18 часов).
Вводная часть
и завершение рассчитаны примерно на
четверть всего времени занятия.
Остальное время уделено
Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно - два разминочных упражнения. В начале каждого занятия ведущему важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на занятие. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой не обсуждаются.
Средством решения задач проекта служат групповые дискуссии и ролевые игры.
В ходе групповой
дискуссии участники обучаются
умению управлять групповым процессом
обсуждения проблемы. В процессе такой
работы участники приобретают
В ролевой игре упор делается на межличностное взаимодействие. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. Игровой характер ситуации раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующее за игрой подробное обсуждение усиливает обучающий эффект.
Таблица 1. План график реализации социального проекта «Школа Супергероев»
№ пп |
Название занятия |
Содержание занятия |
Инструментарий |
Количество занятий |
1 |
Презентация |
Презентация проекта «Школа Супергероев» |
Помещение, экран, компьютер, проектор, презентация, фотоаппарат |
1 |
2 |
Диагностика |
Выявление «способностей супергероя». Тест на стрессоустойчивость, Психодиагностический тест |
Диагностические тесты |
1 |
3 |
Тренинги |
1)Приветствие 2)Разминка 3)Основная часть 4)Обсуждение занятия 5)Завершение |
Дневники супергероев, бейджики, карандаши, ручки, фломастеры, ватман, газетные листы, листы для записей и т.д. |
4 |
4 |
Автобиография |
Каждый участник пишет в дневник о своем прошлом, настоящем и будущем |
Дневники, ручки |
1 |
5 |
Дискуссии |
Обсуждение различных тем, связанных со спецификой Супергероя |
Помещение, стол, стулья, ватманы, дневники, доска для наглядного воспроизведения |
3 |
6 |
Завершающее |
Вручение сертификатов и подарков детям, напутственные речи, воспоминание о занятиях, вынесение положительного опыта из «школы». |
Сертификаты, фотографии, фотоальбомы |
1 |
7 |
Постскриптум |
Урок патриотического воспитания, посещение парада, посвященного 65-ти летию победы в Великой отечественной войне, информационная лекция о военном времени, военной символике. |
1 |
Прежде чем адаптировать и применять тренинг, включенный в проект к его участникам, нам необходимо было провести диагностику для выбора оптимальной формы работы и тематики дискуссионных занятий. Для этого мы применили 2 диагностических теста:
Тест на стрессоустойчивость. Был применен нами для выявления возможных агрессивных реакций со стороны подростков на проводимые мероприятия и возможного пресечения неадекватных реакций, а так же для выявления психологической устойчивости участников проекта, при постороннем воздействии на их поведенческие установки. Каждый человек по-разному выходит из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые связаны с педагогической работой. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпочитают «плыть по течению». Другие проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Третьи замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем. Четвертые поступают как-то по-другому. Тест на стресоустойчивость позволяет выявить доминирующий у конкретного человека способ решения жизненных проблем (Приложение №2);
Психодиагностический тест. Был применен нами для выявления предрасположенности к тому или иному виду деятельности, обнародованию тех или иных потенциальных способностей, как психологически обусловленных, так и интеллектуальных. Психогеометрия как система сложилась в США, ее автор Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%
(Приложение №3)
Результаты
теста на стресоустойчивость показали,
что четыре участника проекта
легко примиряются с
Диаграмма 1 Результаты теста на стресоустойчивость
Результаты психогеометрического теста С. Деллингер можно кратко проинтерпретировать следующим образом:
Трое протестированных участников проекта проявили «правополушарное» мышление, т.е. нестандартное мышление[58]. Принадлежность к данному типу характеризуется креативностью, интуитивностью, интегративностью и мозаичностью. Негативные черты данного типа – несдержанность, эспрессивность, эксцентричность, аполитичность.
Другие трое участников принадлежат к типичным коммуникаторам, для которых высокую роль играют люди и их благополучие. Характерными чертами данного типа являются: высокая чувствительность, развитая эмпатия, ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) наряду со слабыми организаторскими способностями, уступчивостью и нелогичностью.
И, наконец, один участник оказался в состоянии перехода и изменения. Это временное состояние, оно может быть свойственно любой личности в разные периоды времени. И тем ни менее характерные черты для данного типа личности – это непоследовательность и непредсказуемость поступков, низкая самооценка. Но и в данном состоянии личности есть свои позитивные черты, это, прежде всего, - любознательность, пытливость и живой интерес ко всему происходящему.
Диаграмма 2. Результаты психогеометрического теста С. Деллингер
В процессе реализации проекта было выявлено, что участники проекта обладают низкими коммуникативными навыками, они оказались не способны к полноценному описанию своего поведения, а тем более своих мотивов и эмоции, вследствие чего было принято решение разнообразить тренинг упражнениями на развитие коммуникативных навыков, умение выражать свои мысли в полном объеме. Результативность данного решения проявилась спустя несколько занятий, когда участникам было предложено записать в свои «дневники» все свои переживания, прошедшие и настоящие, а так же описать свои цели и планы на будущее. Участники нашли необходимое описание для своих переживаний без посторонней помощи и смогли продуктивно поработать над самопознанием.
При описании эффективности социального проекта «Школа Супергероев», необходимо отметить, что оценка результатов проделанной работы проводится с существенным временным отрывом от непосредственной реализации проектов, т.к. видимый эффект от решения поставленных задач проявляется лишь через продолжительный период времени.
Делая выводы на данном этапе, можно сказать, что в поведении участников проекта наблюдается позитивная тенденция развития необходимых для социальной адаптации коммуникативных навыков и поведенческих качеств. В процессе реализации проекта участники стали более раскрепощенными и более активно высказывали свою позицию, нежели на первых этапах работы. Явным так же был переход от негативного агрессивного восприятия окружающих к позитивному мышлению, он выражался в поиске положительных качеств, благоприятных прогнозах и попытках объяснения негативных проявлений благими целями.
Мы считаем, что реализация социального проекта «Школа Супергероев» стоила затраченных средств и усилий, так как была направлена, прежде всего, на компенсацию недостатков в воспитании безнадзорных подростков, на реализацию попечительских функций, на восстановление чувства семьи, на формирование положительного опыта социального поведения, снижение психоэмоционального напряжения и на способствование личностному росту и самораскрытию. Эти задачи получили свое решение и продолжают двигаться по намеченному нами позитивному плану.
1.2 Экспертная оценка эффективности социального проектирования, как метода социальной работы
Экспертное интервью – это одна из разновидностей глубинного интервью, главной особенностью которого является статус и компетентность респондента. Данный вид интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы об особенностях исследуемой темы, прогнозах ее развития. В качестве экспертов обычно выступают специалисты, которым известны специфические стороны изучаемого явления.
Для проведения опроса интервьюер должен обладать достаточной компетентностью в изучаемом предмете, а также знать терминологию, используемую профессионалами при обсуждении вопросов по теме исследования. В нашем случае, интервьюером выступает автор данной выпускной квалификационной работы.
Целью исследования является оценка эффективности социального проектирования
Объект - Эффективность социального проекта.
Предмет - Существующие методики оценки эффективности социального проектирования
Задачи:
1. Оценить эффективность социального проектирования на современном этапе;
2. Выявление актуальности/неактуальности применения социального проектирования (к конкретной категории, с определенными явлениями, в отдельных культурах и т.д.);
3. Определить современные методы оценки эффективности;
4. Выявить существующие проблемы/недочеты в методах оценки эффективности;
5. Разработка рекомендаций по оценке эффективности для конкретного социального проекта.
Социальное проектирование является эффективной технологией социальной работы, но проверка полученных результатов не дает конкретной оценки проведенной работы, так как не существует объективных критериев оценивания эффективности реализации социальных проектов.
План работы:
1. Разработка плана и составление глубинного интервью;
2. Проведение интервью с 5 экспертами;
3. Расшифровка полученной информации;
4. Проведение анализа.
5. На разработку, проведение и анализ экспертного интервью отведен 1 месяц.
6. Инструментарий:
7. Список вопросов
8. Диктофон
Респонденты:
1. Специалисты КДН иЗП: (2 человека);
2. Зам. директора по воспитательной работе ГБУ «СРЦ «Вера»;
3. Педагог – психолог Центра;
4. Социальный – педагог.
Информация о работе Социальный проект «Школа Супергероев»: план, реализация, оценка эффективности