Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:34, контрольная работа
Проблемы социальной работы, ответственности родителей и всего нашего общества за этих детей были и всегда будут одними из главных в педагогике. Будущее страны зависит от того, каким придет на смену это новое поколение.
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Грамотно поставленная работа социального педагога семейного типа помогает решить множество задач.
Введение……………………………………………………… 3
1. Определение понятий «семья» и «семейный социальный
педагог»……………………………………………………… 4
2. Основные социально-педагогические направления в
работе с семьёй…..………………………………………….. 8
3. Методика работы социального педагога с различными
категориями семей………………………………………….. 10
4. Методика социально-педагогического семейного
консультирования…………………………………………… 18
5. Методика социального патронажа и надзора……………… 20
Заключение…………………………………………………….. 22
Список использованной литературы……………………….. 24
Социальный педагог оказывает семье информационную и организационную помощь.
Информационная помощь заключается в предоставлении сведений о режиме работы различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации.
Организационная помощь состоит в том, что социальный педагог инициирует рассмотрение проблемы семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения ее проблем.
6-й этап. Выход из семьи6. По окончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет Карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). При этом социальный педагог регулярно информирует МППК, КДНиЗП и членов сети взаимодействия о положении семьи. Он продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.
Описанные этапы присутствуют в работе с каждой семьей. Границы выделяемых этапов условны. Так, например, первый этап может начинаться с поступления информации о семье и завершаться подписанием договора с семьей. Второй — берет начало в недрах первого, а усилия по поддержанию мотивации семьи к изменению ситуации могут быть востребованы на разных сроках работы с ней. Третий этап — сбор информации о семье — начинается с поступления первых сведений о семье, наиболее актуален в начале интенсивной работы с ней, а завершается только с выходом из семьи.
В
деятельности социального педагога используются
такие формы надзора, как официальный
(формальный) и неофициальный (неформальный).
4.
Методика социально-
Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа.
Предметом социально-педагогического консультирования являются:
- в сфере жизнеобеспечения:
трудоустройство, оформление
- в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;
- в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;
- в сфере духовного
и морального здоровья: избавление
от алкогольной зависимости,
- в сфере воспитания
детей: решение проблем
- в сфере внутренних
и внешних коммуникаций семьи:
восстановление старых или
В
отличие от индивидуального консультирования,
при семейном консультировании социальный
педагог работает либо с семьей в целом,
либо выстраивает консультационный процесс
поэтапно: от индивидуального консультирования
отдельных членов семьи до проведения
совместной встречи.
5. Методика социального патронажа и надзора.
Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4 — 9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей.
Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц.
Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них, формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.
Объектом социального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций. Социальный надзор направлен также на ход выполнения конкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания. Это — дома-интернаты, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии и т.д.
Особую
значимость имеет осуществление надзора
за состоянием и жизнедеятельностью семей
и лиц «группы риска» и девиантного поведения
(алкоголики, наркоманы, проститутки и
т.п.). В данном случае возникает крайняя
необходимость объединения усилий официального
и неофициального надзора, чтобы, используя
все доступные и приемлемые формы работы
с ними, помочь им избавиться от свойственных
им пороков. При этом объектом повышенного
внимания остается соблюдение членами
семьи общепринятых морально-нравственных
норм, обычаев и традиций.
Заключение.
Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью изнутри.
Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять социальный педагог семейного типа.
Существуют три традиционные категории семей, с которыми работает социальный педагог, это малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи. К каждой категории требуется свой индивидуальный подход, хотя некоторые из пунктов применяются одинаково для всех категорий, например такие как: выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений.
Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности, в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.
Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.
Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
В кругу внимания социального педагога - и позитивные социальные традиции, сложившиеся в том или ином микросоциуме: совместный труд и отдых, оздоровление и благоустройство микрорайона, работа с подростками вне школы, забота о молодых семьях.
Деятельность семейного социального педагога необходима по работе с семьей, т.к. современное общество нуждается в специалистах, которые смогли бы разрешить социальные проблемы, тем самым положительно повлиять на развитие и воспитание ребенка в семье, устраняя негативные факторы социализации, влияющие на подростковую личность.
Таким образом, деятельность семейного
социального педагога - зона доверия между
людьми, путь к взаимопониманию, взаимопомощи.
Список
использованной литературы.
1. Гаранина, Е. Ю. Семьеведение [Текст]: учеб. пособие / Е.Ю.Гаранина,
Н.А.Коноплёва, С.Ф.Карабанова. – М.: Флинта, 2009. – 384с.
2. Гуров, В.Н. Социальная работа с семьёй [Текст]: учеб. пособие / В.Н.
Гуров. – М., 2006. – 216с.
3. Косабуцкая, С.А. Социальный педагог, введение в должность [Текст]:
сб. материалов / С.А.Косабуцкая, О.К.Крокинская, Л.С.Нагавкина. –
СПб.: КАРО, 2000. – 272с.
4. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие /
Т.В.Лодкина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 208с.
5. Малафеева, А.И. Модель центра социально-педагогической адаптации
[Текст]: учеб. пособие / А.И.Малафаева, И.В.Сеньчукова. – Хабаровск,
2002. – 295с.
6. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков [Текст]:
учеб.
пособие; под ред. А.Б.Фоминой.
7. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога
[Текст]: учеб. пособие / М.В.Шакурова. – 2-е изд., стереотип. – М.:
Академия, 2004. – 272с.