Социальный педагог семейного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

Проблемы социальной работы, ответственности родителей и всего нашего общества за этих детей были и всегда будут одними из главных в педагогике. Будущее страны зависит от того, каким придет на смену это новое поколение.
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Грамотно поставленная работа социального педагога семейного типа помогает решить множество задач.

Содержание

Введение……………………………………………………… 3
1. Определение понятий «семья» и «семейный социальный
педагог»……………………………………………………… 4
2. Основные социально-педагогические направления в
работе с семьёй…..………………………………………….. 8
3. Методика работы социального педагога с различными
категориями семей………………………………………….. 10
4. Методика социально-педагогического семейного
консультирования…………………………………………… 18
5. Методика социального патронажа и надзора……………… 20
Заключение…………………………………………………….. 22
Список использованной литературы……………………….. 24

Работа содержит 1 файл

Итоговая контрольная педагогика.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     Социальный педагог оказывает семье информационную и организационную помощь.

     Информационная помощь заключается в предоставлении сведений о режиме работы различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации.

     Организационная помощь состоит в том, что социальный педагог инициирует рассмотрение проблемы семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения ее проблем.

6-й этап. Выход  из семьи6.     По окончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет Карту изменений семьи. Рассматривается вопрос  о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). При этом социальный педагог регулярно информирует МППК, КДНиЗП и членов сети взаимодействия о положении семьи. Он продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.

     Описанные этапы присутствуют в работе с каждой семьей. Границы выделяемых этапов условны. Так, например, первый этап может начинаться с поступления информации о семье и завершаться подписанием договора с семьей. Второй — берет начало в недрах первого, а усилия по поддержанию мотивации семьи к изменению ситуации могут быть востребованы на разных сроках работы с ней. Третий этап — сбор информации о семье — начинается с поступления первых сведений о семье, наиболее актуален в начале интенсивной работы с ней, а завершается только с выходом из семьи.

     В деятельности социального педагога используются такие формы надзора, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный).  
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Методика социально-педагогического  семейного консультирования.

    

     Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа.

     Предметом социально-педагогического консультирования являются:

- в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот,  субсидий, инвалидностей, материальная  помощь в кризисной ситуации  и т.п.;

- в сфере организации  быта: обеспечение необходимыми  предметами мебели и бытовой  техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;

- в сфере семейного  здоровья: диагностика и лечение  хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;

- в сфере духовного  и морального здоровья: избавление  от алкогольной зависимости, традиции  и устои семьи, расхождение  в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;

- в сфере воспитания  детей: решение проблем школьной  дезадаптации, диагностика и коррекция  отклоняющегося поведения, организация  психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая  неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т.п.;

- в сфере внутренних  и внешних коммуникаций семьи:  восстановление старых или построение  новых позитивных социальных  связей, содействие в разрешении  конфликтов, гармонизации детско-родительских  и супружеских отношений.

     В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в целом, либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Методика социального  патронажа и надзора.

    

     Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4 — 9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей.

    Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц.

     Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них, формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.

     Объектом социального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций. Социальный надзор направлен также на ход выполнения конкретных  социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания. Это — дома-интернаты, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии и т.д.

     Особую значимость имеет осуществление надзора за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц «группы риска» и девиантного поведения (алкоголики, наркоманы, проститутки и т.п.). В данном случае возникает крайняя необходимость объединения усилий официального и неофициального надзора, чтобы, используя все доступные и приемлемые формы работы с ними, помочь им избавиться от свойственных им пороков. При этом объектом повышенного внимания остается соблюдение членами семьи общепринятых морально-нравственных норм, обычаев и традиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

  

     Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью изнутри.

     Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять социальный педагог семейного типа.

    Существуют три традиционные категории семей, с которыми работает социальный педагог, это малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи. К каждой категории требуется свой индивидуальный подход, хотя некоторые из пунктов применяются одинаково для всех категорий, например такие как: выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений.

     Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности, в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.

     Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.

     Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

     В кругу внимания социального педагога - и позитивные социальные традиции, сложившиеся в том или ином микросоциуме: совместный труд и отдых, оздоровление и благоустройство микрорайона, работа с подростками вне школы, забота о молодых семьях.

     Деятельность семейного социального педагога необходима по работе с семьей, т.к. современное общество нуждается в специалистах, которые смогли бы разрешить социальные проблемы, тем самым положительно повлиять на развитие и воспитание ребенка в семье, устраняя негативные факторы социализации, влияющие на подростковую личность.

     Таким образом, деятельность семейного социального педагога - зона доверия между людьми, путь к взаимопониманию, взаимопомощи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

1. Гаранина, Е. Ю. Семьеведение [Текст]: учеб. пособие / Е.Ю.Гаранина,

    Н.А.Коноплёва, С.Ф.Карабанова. – М.: Флинта, 2009. – 384с.

2. Гуров, В.Н.  Социальная работа с семьёй  [Текст]: учеб. пособие / В.Н.

    Гуров.  – М., 2006. – 216с.

3. Косабуцкая, С.А. Социальный педагог, введение в должность [Текст]:

    сб. материалов / С.А.Косабуцкая, О.К.Крокинская, Л.С.Нагавкина. –

    СПб.: КАРО, 2000. – 272с.

4. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие /  

    Т.В.Лодкина.  – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 208с.

5. Малафеева, А.И. Модель центра социально-педагогической адаптации

   [Текст]: учеб. пособие / А.И.Малафаева, И.В.Сеньчукова. – Хабаровск,

   2002. – 295с.

6. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков [Текст]:

    учеб. пособие; под ред. А.Б.Фоминой.  – М., 2003. – 128с.

7. Шакурова, М.В.  Методика и технология работы социального педагога

    [Текст]: учеб. пособие / М.В.Шакурова. – 2-е изд., стереотип. – М.:

    Академия, 2004. – 272с.

Информация о работе Социальный педагог семейного типа