Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:34, контрольная работа
Проблемы социальной работы, ответственности родителей и всего нашего общества за этих детей были и всегда будут одними из главных в педагогике. Будущее страны зависит от того, каким придет на смену это новое поколение.
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Грамотно поставленная работа социального педагога семейного типа помогает решить множество задач.
Введение……………………………………………………… 3
1. Определение понятий «семья» и «семейный социальный
педагог»……………………………………………………… 4
2. Основные социально-педагогические направления в
работе с семьёй…..………………………………………….. 8
3. Методика работы социального педагога с различными
категориями семей………………………………………….. 10
4. Методика социально-педагогического семейного
консультирования…………………………………………… 18
5. Методика социального патронажа и надзора……………… 20
Заключение…………………………………………………….. 22
Список использованной литературы……………………….. 24
3. Методика работы социального педагога с различными категориями семей.
В современной науке существует множество типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого типа. К примеру, типология семьи по ее функциональной состоятельности, или учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов, или типология семьи по типу воспитательных ошибок, а также типология, в основе которой способность семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы.
Традиционными категориями семей, с которыми работает социальный педагог, являются малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи.
Малообеспеченные семьи.
Семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.
К основным направлениям работы социального педагога с малоимущими семьями можно отнести:
- выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений (этот пункт можно отнести ко всем трём категориям семей);
- оказание юридической помощи: отстаивание интересов малоимущих и членов их семей, помощь в предоставлении различных консультационных услуг, защита прав малоимущих и т.п.;
- направление в случае необходимости в службу психологической помощи;
- организацию досуга и отдыха детей из данной категории семей совместно с профсоюзными организациями и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;
- оказание помощи в трудоустройстве; содействие в создании клубов, кружков, центров и т.п. для профессионального обучения или переобучения;
- трудоустройство несовершеннолетних;
- помощь в создании ассоциаций, объединений, групп самопомощи;
- оказание содействия в организации общения с уже существующими группами, отдельными лицами и т.п.;
- помощь в организации различных курсов, кружков и школ;
Семьи безработных граждан.
Безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.
Основные направления социально-педагогической работы с семьями безработных:
- выявление основных проблем, проектирование направлений помощи, которая может быть предложена в каждом конкретном случае;
- оказание посильной организационно-юридической помощи;
- обеспечение психологической помощи нуждающимся безработным и членам их семей;
- организация досуга и отдыха детей;
- содействие самому безработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве;
- стимулирование создания групп самопомощи;
- помощь в создании различных курсов, кружков и т.п., в том числе частных, целью которых будет обучение и переобучение, как занятых работников, так и безработных; привлечение к занятию в подобных объединениях людей, которые недавно были безработными, но в настоящее время имеют работу, для оказания поддержки безработным;
- помощь в получении материальной помощи различного вида;
- информационные и организационно-посреднические услуги;
- социальный патронаж детей «группы риска» из семей безработных граждан, обследование данных семей на предмет присвоения статуса малообеспеченной семьи для получения дополнительной социальной помощи и льгот и т.д.
Многодетные семьи.
Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. К основным направлениям работы социального педагога с многодетными семьями относятся следующие:
- определение с помощью различных источников основных проблем и потребностей семьи;
- установление основных нормативов в оказании помощи при строго дифференцированном подходе в зависимости от нужд и потребностей семьи в целом и каждого ее члена;
- помощь в получении различных пособий, льгот, предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей;
- помощь в обеспечении и повышении доходов;
- решение проблем женщины, в том числе эмоционально-психологических;
консультирование, педагогическая помощь;
- социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;
- контроль использования выделенных детям денег в случае необходимости;
- наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи, помощь семье в устройстве детей-инвалидов в специализированные учреждения, направление детей и родителей из конфликтных семей на консультацию к различным специалистам для урегулирования семейных отношений, предупреждения новых конфликтов и т.п.;
- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;
- периодическая проверка предоставления различных установленных видов помощи;
-стимулирование деятельности территориальных ассоциаций многодетных семей и т. п5.
Работа социального педагога с семьями начинается с выявления дисфункциональных семей. Источниками первичных сведений о неблагополучии в семьях являются школа, ПДН, КДНиЗП, иногда поликлиники и другие учреждения, а также частные лица, соседи, знакомые.
А. К. Железнова предлагает выделить следующие этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа.
1-й этап. Знакомство. Договор с семьей.
Заключается двухсторонний договор между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога. Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении "правил игры", очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели.
К заключению договора семья приходит вследствие работы КДНиЗП либо минуя комиссию.
Первый вариант установления контакта с семьей имеет свои преимущества. Заседание комиссии вскрывает проблемы семьи, их социальное значение, создает сильную мотивацию к изменению ситуации, предлагая конкретные пути для осуществления этих изменений.
Второй вариант включения семьи в работу предполагает высокую степень осознания проблемы и мотивации к выходу из нее у семьи изначально. Если этого нет, отказ от использования преимуществ первого варианта неоправдан.
Для мультипроблемной семьи, сжившейся в течение длительного времени с кризисной ситуацией и не предпринимающей попыток к ее изменению, стимулирующее значение может иметь усугубление ситуации, доведение ее до последней черты. Например, принятие КДНиЗП решения о сборе документов на лишение родительских прав.
2-й этап. Вхождение
в семью. Создание и
Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.
В основе мотивов к работе семьи с социальным педагогом лежат:
- осознание семьей необходимости перемен;
- подчеркнутое внимание к семье со стороны социума;
- выдвижение реально достижимых целей;
- создание для членов семьи ситуации свободного выбора, в основе которого
их позитивные намерения;
- хороший контакт, доверие членов семьи социальному педагогу;
- четкие представления о возможностях социального педагога
образовательного учреждения и их границах, о способах и методах его
работы;
- необходимая своевременная и разносторонняя (информационная,
организационная, материальная и моральная) поддержка социальным
педагогом усилий членов семьи для достижения успеха;
- реальные результаты первых совместно предпринятых шагов, первые
ощутимые перемены к лучшему;
- постепенное решение проблем.
Для
поддержания мотивации необходимы также
привлечение лиц, пользующихся особым
доверием, значимых для членов семьи; свободное
прохождение информации в системе: семья
— социальный педагог — образовательное
учреждение — КДНиЗП, медико-психолого-
3-й этап. Сбор информации о семье:
- применение широкого диапазона методов сбора информации;
- сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей;
- сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей;
- тщательный отбор объективной информации в местах пребывания членов
семьи;
- сопоставление информации из различных источников.
Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать:
- состав семьи;
- характеристику внешних и внутренних контактов семьи;
- нормы, ценности, правила, представления данной семьи;
- способности и возможности членов семьи;
- уровень материального обеспечения, особенности организации быта;
- состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.
Социальный педагог по мере необходимости прибегает к консультативной помощи специалистов и использует их заключения в своей работе.
Для сбора информации социальный педагог пользуется большим набором методов. Прежде всего, это беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения. Можно использовать такие разновидности беседы, как конструктивное интервью или беседа в расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо важных для данной семьи персон).
Сбор информации о семье является перманентным элементом его работы. На основе информации он формирует отношения с семьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.
4-й этап. Анализ информации о семье.
Анализ информации о семье социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.
5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.
Цели, задачи и перспективы работы социального педагога и семьи находят свое выражение в контракте. Контракт составляется социальным педагогом на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.
Контракт намечает основные направления приложения усилий. Он не является юридическим документом, но призван повысить ответственность сторон и структурировать активность для получения желаемых результатов. При составлении контракта социальный педагог пользуется принципом необходимости и достаточности.
Одновременно социальный педагог и семья совместно вырабатывают план ближайшего этапа (например, план на месяц или план достижения конкретного промежуточного результата), который содержит конкретные шаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления. Контроль над осуществлением этих шагов в намеченные сроки проводит социальный педагог. Ответственность за выполнение обязательств по контракту и текущих планов возлагается на семью.