Социально-психологические условия становления будущего учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:33, реферат

Описание работы

Глобальные изменения в социальной, экономической и культурной жизни России повлекли за собой трансформацию представлений о целях и функциях системы образования. В современном отечественном образовательном пространстве, функционирующем в условиях разнообразия учебных программ, педагогических технологий, изменения государственных стандартов, проектирования образовательных систем, направленных на обеспечение условий гармоничного развития личности учащегося, реализацию личностной концепции образования, приоритетной для исследования становится проблема совершенствования профессиональной подготовки педагога, способного к творческой и продуктивной деятельности.
Российское образование испытывает острую потребность в педагоге-профессионале, способном к саморазвитию и проектированию развивающих педагогических ситуаций. От учителя требуется раскрытие его интеллектуального и нравственного потенциала, сферы личностных смыслов, ценностей, деятельности и отношений. Педагогическое образование, отвечая потребностям времени, изменяет традиционную систему подготовки педагога. Важно готовить не просто специалиста-предметника, но профессионала-педагога, который будет организовывать свою деятельность, сообразуясь с ценностями всестороннего развития личности. Особое внимание в процессе подготовки будущих учителей стало уделяться предметам психолого-педагогического цикла. Педагогическая психология активно решает задачу выявления условий и механизмов развития и становления педагога, исследует личностную, ценностно-смысловую и деятельностную составляющие педагогической профессии.
Профессиональная педагогическая позиция выступает в качестве важнейшей категории, отражающей суть процесса профессионализации.

Содержание

Введение
Глава 1 Профессиональная деятельность и личность педагога
1.1. Сущность педагогической деятельности
1.2. Структура педагогической деятельности
1.3. Основные виды педагогической деятельности
1.4. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Глава 2 Профессиональное становление и развитие педагога
2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация
педагогической деятельности
2.2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования
2.3. Профессиональное самовоспитание учителя
2.4. Основы самообразования студентов педагогического ВУЗа и учителей
Заключение
Библиографический

Работа содержит 1 файл

реферат - копия.docx

— 35.48 Кб (Скачать)

       Профессиональный идеал и средства  профессионального самовоспитания  учителя. Психологи отмечают два  приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы  соотнести уровень своих притязаний  с достигнутым результатом, а  второй - в социальном сравнении,  сопоставлении мнений о себе  окружающих. Но при использовании  этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

       Основной способ формирования  самооценки учителя (в том числе  будущего) - соизмерение своих результатов  с идеалом личности и деятельности  учителя-воспитателя, и такая  работа должна начинаться как  можно раньше, с первого курса.  Самый простой и в то же  время надежный способ формирования  профессионального идеала - чтение  специальной литературы, знакомство  с жизнью и педагогическим  творчеством выдающихся педагогов.  Правильно сформированный идеал  учителя - условие эффективности  его самовоспитания. 

             2.4. Основы самообразования  студентов педагогического ВУЗа

                    и учителей 

     В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые  предъявляют к ним высокие  требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и  т.п.

       Овладение умениями и навыками  самостоятельной работы начинается  с установления гигиенически  и педагогически обоснованного  режима дня. Надо так спланировать  свою учебную и внеучебную  деятельность, чтобы оставалось  время и для самообразовательной  работы, и для культурного отдыха.

       Овладение навыками самостоятельной  работы и умениями рациональной  организации учебного труда свидетельствует  о сформированности культуры  умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся  в умениях анализа и синтеза,  сравнения и классификации, абстрагирования  и обобщения, "переноса" полученных  знаний и приемов умственной  деятельности в различные новые  условия; устойчивый познавательный  интерес, умения и навыки творческого  решения познавательных задач,  умение сосредоточиться на главных,  наиболее важных в данный момент  проблемах; рациональные приемы  и методы самостоятельной работы  по добыванию знаний, совершенное  владение устной и письменной  речью; гигиену умственного труда  и его педагогически целесообразную  организацию, умение разумно использовать  свое время, расходовать физические  и духовные силы.

       Наиболее эффективный путь профессионального  самообразования учителя - разработка  одной из научных или методических  проблем в рамках комплексной  темы школы. 
 

     Заключение 

     Анализ  и обобщение различных подходов и точек зрения отечественных  и зарубежных ученых на сущность исследуемого явления показал, что использование  информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности  в развитии интеллектуальных возможностей обучаемых. Организация диалога  с компьютером влияет на характер отношения пользователя к нему и  тем самым определяет место компьютера в структуре интеллектуальной деятельности пользователя и соответственно преобразования этой деятельности в условиях компьютеризации. Однако основополагающим для нашего исследования стал тот факт, что  основная цель средней и высшей педагогической школы на современном этапе социального  развития заключается в развитии личности. В связи с этим необходимо преодолевать противоречие между формированием  технократической направленности личности студента в условиях тотальной компьютеризации  профессиональной подготовки и необходимостью воспитания будущего учителя в духе гуманистической ориентации. Поэтому  уже сейчас нужно предусмотреть  такие формы организации компьютерного  обучения, которые вели бы не только к развитию познавательных способностей, но и социально значимых свойств  личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список 

  1. Добролюбов  Н.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1952. - С. 67-68.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 2006.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2007.
  4. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск, 2006.
  5. Социально-психологическая адаптация как один из механизмов социализации // Актуальные вопросы обучения и воспитания детей и молодежи,- М.,1994,- с.49-52

Информация о работе Социально-психологические условия становления будущего учителя