Социально-психологические условия становления будущего учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:33, реферат

Описание работы

Глобальные изменения в социальной, экономической и культурной жизни России повлекли за собой трансформацию представлений о целях и функциях системы образования. В современном отечественном образовательном пространстве, функционирующем в условиях разнообразия учебных программ, педагогических технологий, изменения государственных стандартов, проектирования образовательных систем, направленных на обеспечение условий гармоничного развития личности учащегося, реализацию личностной концепции образования, приоритетной для исследования становится проблема совершенствования профессиональной подготовки педагога, способного к творческой и продуктивной деятельности.
Российское образование испытывает острую потребность в педагоге-профессионале, способном к саморазвитию и проектированию развивающих педагогических ситуаций. От учителя требуется раскрытие его интеллектуального и нравственного потенциала, сферы личностных смыслов, ценностей, деятельности и отношений. Педагогическое образование, отвечая потребностям времени, изменяет традиционную систему подготовки педагога. Важно готовить не просто специалиста-предметника, но профессионала-педагога, который будет организовывать свою деятельность, сообразуясь с ценностями всестороннего развития личности. Особое внимание в процессе подготовки будущих учителей стало уделяться предметам психолого-педагогического цикла. Педагогическая психология активно решает задачу выявления условий и механизмов развития и становления педагога, исследует личностную, ценностно-смысловую и деятельностную составляющие педагогической профессии.
Профессиональная педагогическая позиция выступает в качестве важнейшей категории, отражающей суть процесса профессионализации.

Содержание

Введение
Глава 1 Профессиональная деятельность и личность педагога
1.1. Сущность педагогической деятельности
1.2. Структура педагогической деятельности
1.3. Основные виды педагогической деятельности
1.4. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Глава 2 Профессиональное становление и развитие педагога
2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация
педагогической деятельности
2.2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования
2.3. Профессиональное самовоспитание учителя
2.4. Основы самообразования студентов педагогического ВУЗа и учителей
Заключение
Библиографический

Работа содержит 1 файл

реферат - копия.docx

— 35.48 Кб (Скачать)

       В позиции педагога проявляется  его личность, характер социальной  ориентации, тип гражданского поведения  и деятельности.

       Социальная позиция педагога  вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще  в общеобразовательной школе.  В процессе профессиональной  подготовки на их базе формируется  мотивационно-ценностное отношение  к педагогической профессии, целям  и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение  к педагогической деятельности  в самом широком ее понимании  в конечном итоге выражается  в направленности, составляющей  ядро личности учителя.

       Л. Б. Ительсон дал характеристику  типичных ролевых педагогических  позиций. Педагог может выступать  в качестве:

  • информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);
  • друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
  • диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
  • советчика, если использует осторожное уговаривание;
  • просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;
  • вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.
 

       Каждая из этих позиций может  давать положительный и отрицательный  эффект в зависимости от личности  воспитателя. Однако всегда дают  отрицательные результаты несправедливость  и произвол; подыгрывание ребенку,  превращение его в маленького  кумира и диктатора; подкуп, неуважение  к личности ребенка, подавление  его инициативы и т.п. 

             1.5. Профессионально  обусловленные требования 

                    к личности педагога  

     Совокупность  профессионально обусловленных  требований к учителю определяется как профессиональная готовность к  педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной  стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

     Учитель - не только профессия, суть которой  транслировать знания, а высокая  миссия сотворения личности, утверждения  человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

    • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
    • любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
    • подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
    • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
    • потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
    • физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
 

     В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем  каркасом, вокруг которого компонуются  основные профессионально значимые свойства личности педагога.

       Основу педагогического призвания  составляет любовь к детям.  Это основополагающее качество  является предпосылкой самосовершенствования,  целенаправленного саморазвития  многих профессионально значимых  качеств, характеризующих профессионально-педагогическую  направленность учителя.

       Среди таких качеств - педагогический  долг и ответственность. Руководствуясь  чувством педагогического долга,  учитель всегда спешит оказать  помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах  своих прав и компетенции; он  требователен к себе, неукоснительно  следуя своеобразному кодексу  педагогической морали.

     Современный учитель должен хорошо ориентироваться  в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности  для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно  в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние  перспективы преподаваемой науки. 
 

     Глава 2. Профессиональное становление и  развитие педагога

             2.1. Мотивы выбора  педагогической профессии и мотивация

                    педагогической деятельности 

     Проблема  мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации  поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных  и малоразработанных. Практически  нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

       Анализ факторов, влияющих на  выбор педагогической профессии  абитуриентами, позволяет определить  их значимость и выстроить  ранжированный ряд:

    • интерес к учебному предмету - 27,2%;
    • желание обучать данному предмету - 16,2%;
    • стремление посвятить себя воспитанию детей - 19,2%;
    • осознание педагогических способностей - 6%;
    • желание иметь высшее образование - 13%;
    • представление об общественной важности, престиже педагогической профессии - 12,2%;
    • стремление к материальной обеспеченности - 2,2%;
    • так сложились обстоятельства - 4%.
 

       Если объединить выбравших педагогическую  профессию в соответствии с  их склонностями к обучению  и воспитанию, их интересом к  детям, то лишь немногим более  половины будущих учителей выбирают  профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической  направленности их личности.

     Нужно отметить, что даже в крайне тяжелых  условиях общественно-экономической  жизни в России находились замечательные  учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной ценности. Одним  из таких был Николай Александрович  Добролюбов. Вот выдержка из сочинения  Н.А.Добролюбова, написанного им при  поступлении в Главный педагогический институт в Петербурге: "Рано овладела мною благородная решимость посвятить  себя на служение отечеству моему. Долго  странные мечты волновали неопытный  ум, но наконец остановился я на звании педагога. Размышляя об этом звании, я почувствовал в себе и  способность, и желание, и терпение - все, что нужно для этого трудного дела... Я способен передавать познания, потому что не обделен даром слова, потому что имею сердце, которое  нередко само ищет высказаться, а  что больше требуется от педагога... Одно смущает меня: я слаб, молод, неопытен. Как могу я передавать новые истины новому поколению, когда  я сам только еще вступаю в  жизнь, только еще жажду просвещения? Но для того-то и прихожу я в  это святилище науки, чтобы в  нем приготовить себя к совершенному прохождению своей должности, чтобы  здесь в продолжение нескольких лет приучить себя к мысли быть наставником юношества...". 
 
 
 
 

             2.2. Развитие личности  учителя в системе педагогического

                    образования  

     В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических образовательных  учреждений к выполнению ими своих  профессиональных функций; между типовой  системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и  экстенсивного подходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя  от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело  к резкому снижению социального  статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы  подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем. 

       Названные противоречия обусловливают  необходимость решения связанных  с ними проблем в педагогическом  образовании:

    1. проблемы нового целеполагания;
    2. проблемы новой структуры образования;
    3. проблемы обновления содержания образования;
    4. проблемы обновления организационных форм и методов.

     Названные проблемы служат основанием для смены  целевых ориентаций, внедрения системы  многоуровневого педагогического  образования.

     Цель  многоуровневой структуры педагогического  образования - расширение возможностей образовательных учреждений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных  запросов личности и общества, повышение  гибкости общекультурной, научной и  профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики  и рынка труда.

       Многоуровневое педагогическое  образование, реализующееся различными  по содержанию и срокам обучения  преемственными образовательно-профессиональными  программами, обеспечивает решение  следующих задач:

    1. личности (студенту) - осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям;
    2. обществу (системе образования, школе) - получить специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами;
    3. преподавательскому корпусу (факультета, колледжа, университета, института) - с большей полнотой реализовать научные и профессионально-педагогические потенции.
 

     Основу  педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое  образовательно-профессиональными  программами первого и второго  уровней. Они предоставляют личности обучающегося возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую  фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических знаний по избранному направлению образования.

     Обращенность  современного педагогического образования  к личности будущего учителя как  субъекту общения, познания и социального  творчества повышает и роль самого студента в освоении педагогической профессии. Он должен четко представлять цель и задачи своей деятельности, ясно видеть пути профессионального  становления. 

           2.3. Профессиональное  самовоспитание учителя 

     Профессиональное  самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов  и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в  самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает  автоматически из необходимости  разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние  источники активности (требования и  ожидания общества) либо стимулируют  работу над собой, либо вынуждают  учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В психологии известны многие компенсаторные механизмы  снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, "бегство от реальности" и др.

       В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности  учителя, лежит противоречие между  целью и мотивом. Обеспечить  сдвиг мотива на цель - значит  вызвать истинную потребность  в самовоспитании. Вызванная таким  образом потребность учителя  в самовоспитании в дальнейшем  поддерживается личным источником  активности (убеждениями; чувствами  долга, ответственности, профессиональной  чести, здорового самолюбия и  т.п.). Все это вызывает систему  действий по самосовершенствованию,  характер которых во многом  предопределяется содержанием профессионального  идеала. Другими словами, когда  педагогическая деятельность приобретает  в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда  и проявляется потребность в  самосовершенствовании, тогда и  начинается процесс самовоспитания.

Информация о работе Социально-психологические условия становления будущего учителя