Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:33, реферат
Глобальные изменения в социальной, экономической и культурной жизни России повлекли за собой трансформацию представлений о целях и функциях системы образования. В современном отечественном образовательном пространстве, функционирующем в условиях разнообразия учебных программ, педагогических технологий, изменения государственных стандартов, проектирования образовательных систем, направленных на обеспечение условий гармоничного развития личности учащегося, реализацию личностной концепции образования, приоритетной для исследования становится проблема совершенствования профессиональной подготовки педагога, способного к творческой и продуктивной деятельности.
Российское образование испытывает острую потребность в педагоге-профессионале, способном к саморазвитию и проектированию развивающих педагогических ситуаций. От учителя требуется раскрытие его интеллектуального и нравственного потенциала, сферы личностных смыслов, ценностей, деятельности и отношений. Педагогическое образование, отвечая потребностям времени, изменяет традиционную систему подготовки педагога. Важно готовить не просто специалиста-предметника, но профессионала-педагога, который будет организовывать свою деятельность, сообразуясь с ценностями всестороннего развития личности. Особое внимание в процессе подготовки будущих учителей стало уделяться предметам психолого-педагогического цикла. Педагогическая психология активно решает задачу выявления условий и механизмов развития и становления педагога, исследует личностную, ценностно-смысловую и деятельностную составляющие педагогической профессии.
Профессиональная педагогическая позиция выступает в качестве важнейшей категории, отражающей суть процесса профессионализации.
Введение
Глава 1 Профессиональная деятельность и личность педагога
1.1. Сущность педагогической деятельности
1.2. Структура педагогической деятельности
1.3. Основные виды педагогической деятельности
1.4. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Глава 2 Профессиональное становление и развитие педагога
2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация
педагогической деятельности
2.2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования
2.3. Профессиональное самовоспитание учителя
2.4. Основы самообразования студентов педагогического ВУЗа и учителей
Заключение
Библиографический
Оглавление
Введение | |||
Глава 1 | Профессиональная деятельность и личность педагога | ||
1.1. | Сущность педагогической деятельности | ||
1.2. | Структура педагогической деятельности | ||
1.3. | Основные виды педагогической деятельности | ||
1.4. | Учитель как субъект педагогической деятельности | ||
1.5. | Профессионально обусловленные требования к личности педагога | ||
Глава 2 | Профессиональное становление и развитие педагога | ||
2.1. | Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация | ||
педагогической деятельности | |||
2.2. | Развитие личности
учителя в системе |
||
2.3. | Профессиональное самовоспитание учителя | ||
2.4. | Основы самообразования студентов педагогического ВУЗа и учителей | ||
Заключение | |||
Библиографический |
Введение
Глобальные
изменения в социальной, экономической
и культурной жизни России повлекли
за собой трансформацию
Российское
образование испытывает острую потребность
в педагоге-профессионале, способном
к саморазвитию и проектированию
развивающих педагогических ситуаций.
От учителя требуется раскрытие
его интеллектуального и
Профессиональная
педагогическая позиция выступает
в качестве важнейшей категории,
отражающей суть процесса профессионализации.
Глава 1. Профессиональная деятельность и личность педагога
1.1. Сущность педагогической деятельности
Смысл
педагогической профессии выявляется
в деятельности, которую осуществляют
ее представители и которая
Данную деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Цель педагогической
В качестве основных объектов
цели педагогической
Цели педагогической
Основной функциональной
1.2. Структура педагогической
деятельности
В
отличие от принятого в психологии
понимания деятельности как многоуровневой
системы, компонентами которой являются
цель, мотивы, действия и результат,
применительно к педагогической
деятельности преобладает подход выделения
ее компонентов как относительно
самостоятельных функциональных видов
деятельности педагога.
Н. В. Кузьмина выделила три вида деятельности педагога:
1. конструктивная деятельность
2. организаторская деятельность – предполагает выполнение системы действий (включение учащихся в различные виды деятельности), создание коллектива и организацию совместной деятельности.
3. коммуникативная деятельность – установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности и родителями.
Однако названные компоненты, с
одной стороны, в равной мере
могут быть отнесены не только
к педагогической, но и почти
к любой другой деятельности,
а с другой - они не раскрывают
с достаточной полнотой все
стороны и области
Все виды деятельности проявляются в работе
педагога любой специальности. Их осуществление
предполагает владение педагогом специальными
умениями.
1.3. Основные виды педагогической
деятельности
Традиционно
основными видами педагогической деятельности,
осуществляемыми в целостном
педагогическом процессе, являются преподавание
и воспитательная работа.
Воспитательная работа - это педагогическая
деятельность, направленная на организацию
воспитательной среды и
Преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность - понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.
Обучение, раскрытию сущности и
содержания которого посвящено
много исследований, лишь условно,
для удобства и более
Выявление специфики основных
видов педагогической
1.4. Учитель как
субъект педагогической
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.
Позиция педагога - это система
тех интеллектуальных, волевых и
эмоционально-оценочных
Информация о работе Социально-психологические условия становления будущего учителя