Социально-психологические условия становления будущего учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:33, реферат

Описание работы

Глобальные изменения в социальной, экономической и культурной жизни России повлекли за собой трансформацию представлений о целях и функциях системы образования. В современном отечественном образовательном пространстве, функционирующем в условиях разнообразия учебных программ, педагогических технологий, изменения государственных стандартов, проектирования образовательных систем, направленных на обеспечение условий гармоничного развития личности учащегося, реализацию личностной концепции образования, приоритетной для исследования становится проблема совершенствования профессиональной подготовки педагога, способного к творческой и продуктивной деятельности.
Российское образование испытывает острую потребность в педагоге-профессионале, способном к саморазвитию и проектированию развивающих педагогических ситуаций. От учителя требуется раскрытие его интеллектуального и нравственного потенциала, сферы личностных смыслов, ценностей, деятельности и отношений. Педагогическое образование, отвечая потребностям времени, изменяет традиционную систему подготовки педагога. Важно готовить не просто специалиста-предметника, но профессионала-педагога, который будет организовывать свою деятельность, сообразуясь с ценностями всестороннего развития личности. Особое внимание в процессе подготовки будущих учителей стало уделяться предметам психолого-педагогического цикла. Педагогическая психология активно решает задачу выявления условий и механизмов развития и становления педагога, исследует личностную, ценностно-смысловую и деятельностную составляющие педагогической профессии.
Профессиональная педагогическая позиция выступает в качестве важнейшей категории, отражающей суть процесса профессионализации.

Содержание

Введение
Глава 1 Профессиональная деятельность и личность педагога
1.1. Сущность педагогической деятельности
1.2. Структура педагогической деятельности
1.3. Основные виды педагогической деятельности
1.4. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Глава 2 Профессиональное становление и развитие педагога
2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация
педагогической деятельности
2.2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования
2.3. Профессиональное самовоспитание учителя
2.4. Основы самообразования студентов педагогического ВУЗа и учителей
Заключение
Библиографический

Работа содержит 1 файл

реферат - копия.docx

— 35.48 Кб (Скачать)

Оглавление  

Введение  
Глава 1 Профессиональная  деятельность и личность педагога  
   1.1. Сущность педагогической деятельности  
   1.2. Структура педагогической деятельности  
   1.3. Основные виды педагогической деятельности  
   1.4. Учитель как  субъект педагогической деятельности  
  1.5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога  
Глава 2 Профессиональное  становление и развитие педагога  
  2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация   
    педагогической  деятельности  
  2.2. Развитие личности учителя в системе педагогического  образования  
  2.3. Профессиональное  самовоспитание учителя  
  2.4. Основы самообразования  студентов педагогического ВУЗа и учителей  
Заключение   
Библиографический  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Глобальные  изменения в социальной, экономической  и культурной жизни России повлекли за собой трансформацию представлений  о целях и функциях системы  образования. В современном отечественном  образовательном пространстве, функционирующем  в условиях разнообразия учебных  программ, педагогических технологий, изменения государственных стандартов, проектирования образовательных систем, направленных на обеспечение условий  гармоничного развития личности учащегося, реализацию личностной концепции образования, приоритетной для исследования становится проблема совершенствования профессиональной подготовки педагога, способного к  творческой и продуктивной деятельности.

     Российское  образование испытывает острую потребность  в педагоге-профессионале, способном  к саморазвитию и проектированию развивающих педагогических ситуаций. От учителя требуется раскрытие  его интеллектуального и нравственного  потенциала, сферы личностных смыслов, ценностей, деятельности и отношений. Педагогическое образование, отвечая  потребностям времени, изменяет традиционную систему подготовки педагога. Важно  готовить не просто специалиста-предметника, но профессионала-педагога, который  будет организовывать свою деятельность, сообразуясь с ценностями всестороннего  развития личности. Особое внимание в  процессе подготовки будущих учителей стало уделяться предметам психолого-педагогического  цикла. Педагогическая психология активно  решает задачу выявления условий  и механизмов развития и становления  педагога, исследует личностную, ценностно-смысловую  и деятельностную составляющие педагогической профессии.

     Профессиональная  педагогическая позиция выступает  в качестве важнейшей категории, отражающей суть процесса профессионализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Профессиональная деятельность и  личность педагога

               1.1.  Сущность педагогической деятельности 

     Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой  особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших  поколений младшим накопленных  человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного  развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в  обществе.

     Данную деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

       Цель педагогической деятельности  связана с реализацией цели  воспитания, которая и сегодня  многими рассматривается как  идущий из глубины веков общечеловеческий  идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель  достигается решением конкретизированных  задач обучения и воспитания  по различным направлениям.

       В качестве основных объектов  цели педагогической деятельности  выделяют воспитательную среду,  деятельность воспитанников, воспитательный  коллектив и индивидуальные особенности  воспитанников. Реализация цели  педагогической деятельности связана  с решением таких социально-педагогических  задач, как формирование воспитательной  среды, организация деятельности  воспитанников, создание воспитательного  коллектива, развитие индивидуальности  личности.

       Цели педагогической деятельности - явление динамическое. И логика  их развития такова, что, возникая  как отражение объективных тенденций  общественного развития и приводя  содержание, формы и методы педагогической  деятельности в соответствие  с потребностями общества, они  складываются в развернутую программу  поэтапного движения к высшей  цели - развитию личности в гармонии  с самой собой и социумом.

       Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются  все свойства педагогической  деятельности, является педагогическое  действие как единство целей  и содержания. Понятие о педагогическом  действии выражает то общее,  что присуще всем формам педагогической  деятельности (уроку, экскурсии,  индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной  из них. В то же время педагогическое  действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного. Обращение к формам материализации педагогического действия помогает показать логику педагогической деятельности. Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи. Опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия. 
 

             1.2. Структура педагогической  деятельности 

     В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения  ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов  деятельности педагога. 

     Н. В. Кузьмина выделила три вида деятельности педагога:

    1. конструктивная  деятельность

    • Конструктивно-содержательная – отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса;
    • Конструктивно-оперативная – планирование своих действий и действий учащихся;
    • Конструктивно-материальная – проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса. 

    2. организаторская  деятельность – предполагает выполнение системы действий (включение учащихся в различные виды деятельности), создание коллектива и организацию совместной деятельности.

    3. коммуникативная  деятельность – установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности и родителями.

     

       Однако названные компоненты, с  одной стороны, в равной мере  могут быть отнесены не только  к педагогической, но и почти  к любой другой деятельности, а с другой - они не раскрывают  с достаточной полнотой все  стороны и области педагогической  деятельности.

       Все виды деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями. 

             1.3. Основные виды педагогической деятельности 

     Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном  педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа. 

       Воспитательная работа - это педагогическая  деятельность, направленная на организацию  воспитательной среды и управление  разнообразными видами деятельности  воспитанников с целью решения  задач гармоничного развития личности.

     Преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

     По  большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность - понятия тождественные. Такое понимание соотношения  воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

       Обучение, раскрытию сущности и  содержания которого посвящено  много исследований, лишь условно,  для удобства и более глубокого  его познания, рассматривается изолированно  от воспитания. Неслучайно педагоги, занимающиеся разработкой проблемы  содержания образования, неотъемлемыми  его компонентами наряду со  знаниями и умениями, которыми  человек овладевает в процессе  обучения, считают опыт творческой  деятельности и опыт эмоционально-ценностного  отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и  воспитательной работы реализовать  названные элементы образования  не представляется возможным. 

       Выявление специфики основных  видов педагогической деятельности  показывает, что преподавание и  воспитательная работа в их  диалектическом единстве имеют  место в деятельности педагога  любой специальности. Например, мастер  производственного обучения в  системе профессионально-технического  образования в процессе своей  деятельности решает две основные  задачи: вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально  выполнять различные операции  и работы при соблюдении всех  требований современной технологии  производства и организации труда;  подготовить такого квалифицированного  рабочего, который сознательно стремился  бы к повышению производительности  труда, качества выполняемой работы, был бы организован, дорожил  честью своего цеха, предприятия.  Хороший мастер не только передает  свои знания ученикам, но и  направляет их гражданское и  профессиональное становление. В  этом, собственно, и заключается  суть профессионального воспитания  молодежи. Только мастер, знающий  и любящий свое дело, людей,  сможет привить учащимся чувство  профессиональной чести и вызвать  потребность в совершенном овладении  специальностью. 

             1.4. Учитель как  субъект педагогической деятельности 

     Одним из важнейших требований, которые  предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как  субъект педагогической деятельности.

       Позиция педагога - это система  тех интеллектуальных, волевых и  эмоционально-оценочных отношений  к миру, педагогической действительности  и педагогической деятельности  в частности, которые являются  источником его активности.

Информация о работе Социально-психологические условия становления будущего учителя