Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:20, курсовая работа
Брак, семья, развод, повторный брак — сложнейшие личные проблемы человека, от решения которых зависит его благополучие и личное счастье. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного общества. Сегодня каждый четвертый брак распадается, причем, по данным исследований, 67% мужчин и 32% женщин считают, что развод можно было предотвратить.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально-педагогической работы с детьми в семьях разведенных родителей.
Современные тенденции в социологическом анализе развода.
Дети в семьях разведенных родителей как объект социально-педагогической работы.
Глава 2 Состояние социально-педагогической работы с детьми разведенных родителей.
2.1 Проблемы организации социально-педагогической работы с «детьми развода» в современном Казахстане.
2.2 Технологии социальной работы с несовершеннолетними в ситуации развода родителей.
Особое внимание ученые уделяют анализу механизмов формирования деструктивных последствий развода родителей для детей и, в частности, факторам, способным усугубить его отрицательное воздействие. Доказано, что на психологические травмы несовершеннолетнего влияет не столько факт распада семьи, сколько конфликтные отношения между родителями как до, так и после расторжения брака, те социальные и психологические условия, в которые он попадает вследствие этого развода. Особенно сложна жизнь детей в так называемой «распадающейся семье» - чрезвычайно обострившейся конфликтной ситуации, когда брак фактически уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что «считается наиболее психотравмирующим источником для ребенка из-за длительности стрессовых ситуации и приводит к нарушениям в развитии личности».Существуют вполне достоверные исследования, подтверждающие, что затяжной межсупружеский конфикт в семье разрушает личность ребенка, который обречен быть свидетелем ссор между родителями в течении ряда лет.
А.Г.Харчев и М.С.Мацковский среди факторов, способных усугубить негативное влияние развода на психику несовершеннолетнего, называют его субъективное представление о счастье семьи непосредственно до родительского разрыва, возраст матери, способность оставшегося супруга помочь ребенку справиться со своим беспокойством и обеспечить ему безопасное окружение, степень выраженности негативных норм по отношению к разводу в той группе, к которой принадлежит семья. Д.Еникеева, Ю.А.Конусов и др. среди подобных факторов указывают вовлечение несовершеннолетнего в супружеский конфликт, низкий уровень жизни семьи в различные периоды развития, неучастие отца в воспитании при отсутствии других представителей мужского пола, привязанность к каждому из родителей, смену места жительства, учебы и социального окружения, возраст ребенка, линию поведения матери и отца, отсутствие помощи со стороны социальных институтов и служб. Зарубежными авторами среди факторов, влияющих на адаптацию детей к родительскому разводу, выделены: характер взаимодействия между родителями и детьми, эмоциональное состояние родителей, раннее существовавшие проблемы детей, социальная подготовка родителей и детей, недостаток внимания к ребенку, внезапность развода и др.
Исследователи подчеркивают актуализацию в данной ситуации медико-социальных проблем. Во-первых, отмечается, что развод вызывает у детей сильные переживания и психический надлом. М.И. Буянов указывает на такие последствия развода для несовершеннолетних, как заикание и мутизм(молчание),вызываемые психическими травмами шокового характера и часто наблюдаемые у детей из конфликтных семей. Во-вторых, наряду с указанными раннее поведенческими признаками отрицательного влияния развода на детей могут проявляться также соматические симптомы: боли в желудке, головные боли и др.Медики утверждают, что дети из семей после развода имеют повышенную(в 2-2.5 раза) заболеваемость в первые годы жизни и нередко отставание в физическом развитии.
Особое внимание в трудах исследователей уделяется изучению психолого-педагогических проблем, порождаемых разводом.
В качестве таковых учеными выделены:
У ученых не вызывает сомнений вопрос о материально- бытовых проблемах, порождаемых разводом, обусловленных наличием одного трудового дохода в семье. Признается, что если в советский период в условиях социалистического государства вопрос о материальном обеспечении детей в случае отсутствия отца решался положительно, то сегодня он является одним из трудноразрешимых.
Конечно, исследователи указывают на связь между эффективностью, своеобразием воспитания в неполной семье и дополнительными трудностями, испытываемыми матерью в воспитательном процессе . Однако В. М. Целуйко, А. В. Василенко, Е. А. Дементьева и др. отмечают, что состав семьи (полная — неполная) отнюдь не фатально коррелирует с отклонениями и аномалиями в поведении детей. Отсутствие отца — не столько причина, сколько предпосылка нарушений в психическом и личностном развитии. Решающую же роль играет личность матери, воспитывающей ребенка без мужа, ее способность в трудных условиях выбрать нужный курс, противостоять тем менее благоприятным, чем в полных семьях, обстоятельствам, в которые она поставлена. Поэтому, говоря об эффективности (неэффективности) на наш взглядвоспитания в неполной семье, имеет смысл исходить из двух принципов:
1)на основании неудачного
опыта той или иной неполной
семьи не стоит выводить
2) даже основываясь на
удачном опыте отдельно взятой
не полной семьи, не следует
упрощать возможности
Одно из наиболее развитых направление в теоретическом анализе проблем детей развода — исследование возможностей предупреждения и компенсации негативного влияния на них подобной семейной ситуации, хотя и здесь попрежнему много спорных аспектов, требующих дальнейшего научного осмысления. В рамках данного направления в трудах исследователей наиболее освещены: морально-психологическое состояние родителей в ситуации развода как детерминант социальной адаптации (дезадаптации) детей, само- и взаимопомощь в семьях разведенных с детьми, организация социальной работы с ними. При всей важности проблем, связанных с состоянием детей, преимущественное внимание к ним специалистов (без учета морального состояния родителей) чревато серьезными последствиями и может усугубить тяжелые эмоциональные и другие нарушения. К сожалению, в науке проблемы детей и родителей в ситуации развода рассматриваются, как правило, отдельно. В подобных условиях отмечается повышенная невротизация родителей, в частности матерей, что является одним из факторов последующей невротизации их детей. Последнее особенно важно при разработке планов профилактической и реабилитационной социальной работы с ними. Большая часть работ ученых, как уже отмечалось, ориентирована на выявление возможностей само- и взаимопомощи, основными субъектами которой являются разведенные (разводящиеся) родители. Внимание авторов сосредоточено на вы работке рекомендаций супругам по преодолению собственной депрессии, вызванной разводом. Основная масса советов посвящена формированию оптимальной линии поведения родителей в периоды до, во время и после развода, позволяющей уменьшить степень травматизации ребенка. К сожалению, немногие авторы предлагают родителям рекомендации, каким образом строить взаимоотношения с ребенком в ситуации повторного брака. Заслуживает внимания тот факт, что в последние годы появляются работы, в которых поднимается вопрос о недооценке возможностей самопомощи ребенка в ситуации развода.
Акцентируя внимание на эффективности само- и взаимопомощи, исследователи, к сожалению, мало говорят о том, что сложности детей развода вряд ли могут быть решены лишь усилиями членов семьи, ведь они сами часто нуждаются в поддержке.
Можно выделить ряд работ, посвященных определению роли государственных и общественных органов в решении проблем разведенных семей с детьми. Внимание исследователей сконцентрировано на различных аспектах профилактики негативного влияния развода на членов семьи. Широко освещены вопросы подготовки молодежи к браку, организации профессиональной профилактической работы среди молодых супругов особое внимание уделено изучению специфики организации терапевтической работы с конфликтными семьями и семьями в период бракоразводного процесса, а также обобщению и анализу опыта работы государственных и общественных служб помощи детям и родителям, выработке механизмов совершенствования как непосредственно их деятельности, так и социальной политики в сфере брачно-семейных отношений в целом.
Конечно, не все
то, что обособляется от семьи
обречено на гибель, но современная
наука до конца так и не
знает, какие потери и
Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми в семьях разведенных родителей