Социально-педагогическая работа с детьми в семьях разведенных родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Брак, семья, развод, повторный брак — сложнейшие личные проблемы человека, от решения которых зависит его благополучие и личное счастье. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного общества. Сегодня каждый четвертый брак распадается, причем, по данным исследований, 67% мужчин и 32% женщин считают, что развод можно было предотвратить.

Содержание

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально-педагогической работы с детьми в семьях разведенных родителей.
Современные тенденции в социологическом анализе развода.
Дети в семьях разведенных родителей как объект социально-педагогической работы.
Глава 2 Состояние социально-педагогической работы с детьми разведенных родителей.
2.1 Проблемы организации социально-педагогической работы с «детьми развода» в современном Казахстане.
2.2 Технологии социальной работы с несовершеннолетними в ситуации развода родителей.

Работа содержит 1 файл

курсовая ек.docx

— 50.22 Кб (Скачать)

 Особое внимание ученые  уделяют анализу механизмов формирования деструктивных последствий развода родителей для детей и, в частности, факторам, способным усугубить его отрицательное воздействие. Доказано, что на психологические травмы несовершеннолетнего влияет не столько факт распада семьи,  сколько конфликтные отношения между родителями как до, так и после расторжения брака, те социальные  и психологические условия, в которые он попадает вследствие этого развода. Особенно сложна жизнь детей в так называемой «распадающейся семье» - чрезвычайно обострившейся конфликтной ситуации, когда брак фактически уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что «считается наиболее психотравмирующим источником для ребенка из-за длительности стрессовых ситуации и приводит к нарушениям в развитии личности».Существуют вполне достоверные исследования, подтверждающие, что затяжной межсупружеский  конфикт в семье разрушает личность ребенка, который обречен быть свидетелем ссор между родителями в течении ряда лет.

А.Г.Харчев и М.С.Мацковский среди факторов, способных усугубить негативное влияние развода на психику несовершеннолетнего, называют его субъективное представление о счастье семьи непосредственно до родительского разрыва, возраст матери, способность оставшегося супруга помочь ребенку справиться со своим беспокойством и обеспечить ему безопасное окружение, степень выраженности негативных норм по отношению к разводу в той группе, к которой принадлежит семья.   Д.Еникеева, Ю.А.Конусов и др. среди подобных факторов указывают вовлечение несовершеннолетнего в супружеский конфликт, низкий уровень жизни семьи в различные периоды развития, неучастие отца в воспитании при отсутствии других представителей мужского пола, привязанность к каждому из родителей, смену места жительства, учебы и социального окружения, возраст ребенка, линию поведения матери и отца, отсутствие помощи со стороны социальных институтов и служб. Зарубежными авторами среди факторов, влияющих на адаптацию детей к родительскому разводу, выделены: характер взаимодействия между родителями и детьми, эмоциональное состояние родителей, раннее существовавшие проблемы детей, социальная подготовка родителей и детей, недостаток внимания к ребенку, внезапность развода и др.

 Исследователи подчеркивают актуализацию в данной ситуации медико-социальных проблем. Во-первых, отмечается, что развод  вызывает у детей сильные переживания и психический надлом. М.И. Буянов указывает на такие последствия развода для несовершеннолетних, как заикание и мутизм(молчание),вызываемые психическими травмами шокового характера и часто наблюдаемые у детей из конфликтных семей. Во-вторых, наряду с указанными раннее поведенческими признаками отрицательного влияния развода на детей могут проявляться также соматические симптомы: боли в желудке, головные боли и др.Медики утверждают, что дети из семей после развода имеют повышенную(в 2-2.5 раза) заболеваемость в первые годы жизни и нередко отставание в физическом развитии.

Особое внимание в трудах исследователей уделяется изучению психолого-педагогических проблем, порождаемых  разводом.

В качестве таковых учеными  выделены:

  • усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду, нарушение социальной адаптации к повседневной жизни.
  • формирование дефектов характера и нравственного развития, проявляющихся в несформированности альтруистических и гуманистических свойств, в отсутствии положительного опыта сотрудничества, взаимных уступок и решений, в выборе в будущем роли постоянной жертвы.
  • социальная дискриминация, связанная с отсутствием отца и матери.
  • увеличение риска асоциального как реакции на предразводную конфликтную ситуацию в семье, бракоразводную процедуру, а также на свой особый социальный статус.
  • детская безнадзорность

  У ученых не вызывает сомнений вопрос о материально- бытовых проблемах, порождаемых разводом, обусловленных наличием одного трудового дохода в семье. Признается, что если в советский период в условиях социалистического государства вопрос о материальном обеспечении детей в случае отсутствия отца решался положительно, то сегодня он является одним из трудноразрешимых.

Конечно, исследователи указывают  на связь между эффективностью, своеобразием воспитания в неполной семье и  дополнительными трудностями, испытываемыми  матерью в воспитательном процессе . Однако В. М. Целуйко, А. В. Василенко, Е. А. Дементьева и др. отмечают, что состав семьи (полная — неполная) отнюдь не фатально коррелирует с отклонениями и аномалиями в поведении детей. Отсутствие отца — не столько причина, сколько предпосылка нарушений в психическом и личностном развитии. Решающую же роль играет личность матери, воспитывающей ребенка без мужа, ее способность в трудных условиях выбрать нужный курс, противостоять тем менее благоприятным, чем в полных семьях, обстоятельствам, в которые она поставлена. Поэтому, говоря об эффективности (неэффективности) на наш взглядвоспитания в неполной семье, имеет смысл исходить из двух принципов:

 

1)на основании неудачного  опыта той или иной неполной  семьи не стоит выводить окончательные  и "глобальные" заключения;

 

2) даже основываясь на  удачном опыте отдельно взятой  не полной семьи, не следует  упрощать возможности воспитания  и превращать ее в норму  и, более того, в эталон. 

Одно из наиболее развитых направление в теоретическом  анализе проблем детей развода  — исследование возможностей предупреждения и компенсации негативного влияния на них подобной семейной ситуации, хотя и здесь попрежнему много спорных аспектов, требующих дальнейшего научного осмысления. В рамках данного направления в трудах исследователей наиболее освещены: морально-психологическое состояние родителей в ситуации развода как детерминант социальной адаптации (дезадаптации) детей, само- и взаимопомощь в семьях разведенных с детьми, организация социальной работы с ними. При всей важности проблем, связанных с состоянием детей, преимущественное внимание к ним специалистов (без учета морального состояния родителей) чревато серьезными последствиями и может усугубить тяжелые эмоциональные и другие нарушения. К сожалению, в науке проблемы детей и родителей в ситуации развода рассматриваются, как правило, отдельно. В подобных условиях отмечается повышенная невротизация родителей, в частности матерей, что является одним из факторов последующей невротизации их детей. Последнее особенно важно при разработке планов профилактической и реабилитационной социальной работы с ними. Большая часть работ ученых, как уже отмечалось, ориентирована на выявление возможностей само- и взаимопомощи, основными субъектами которой являются разведенные (разводящиеся) родители. Внимание авторов сосредоточено на вы работке рекомендаций супругам по преодолению собственной депрессии, вызванной разводом. Основная масса советов посвящена формированию оптимальной линии поведения родителей в периоды до, во время и после развода, позволяющей уменьшить степень травматизации ребенка. К сожалению, немногие авторы предлагают родителям рекомендации, каким образом строить взаимоотношения с ребенком в ситуации повторного брака. Заслуживает внимания тот факт, что в последние годы появляются работы, в которых поднимается вопрос о недооценке возможностей самопомощи ребенка в ситуации развода.

Акцентируя внимание на эффективности  само- и взаимопомощи, исследователи, к сожалению, мало говорят о том, что сложности детей развода вряд ли могут быть решены лишь усилиями членов семьи, ведь они сами часто нуждаются в поддержке.

Можно выделить ряд работ, посвященных определению роли государственных  и общественных органов в решении  проблем разведенных семей с  детьми. Внимание исследователей сконцентрировано на различных аспектах профилактики негативного влияния развода  на членов семьи. Широко освещены вопросы подготовки молодежи к браку, организации профессиональной профилактической работы среди молодых супругов  особое внимание уделено изучению специфики организации терапевтической работы с конфликтными семьями и семьями в период бракоразводного процесса, а также обобщению и анализу опыта работы государственных и общественных служб помощи детям и родителям, выработке механизмов совершенствования как непосредственно их деятельности, так и социальной политики в сфере брачно-семейных отношений в целом.

  Конечно, не все  то, что обособляется от семьи  обречено на гибель, но современная  наука до конца так и не  знает, какие потери и приобретения  имеют дети в результате развода.  При рассмотрении последствий  развода, как правило, не дифференцировано  воздействие на юных членов  семьи предразводной и постразводной ситуации. Отсутствуют типологии разведенных семей, хотя и признается, что в каждом семейном типе создаются различные условия и предпосылки для воспитания, а одни и те же, казалось бы, трудности по-разному осложняют их жизнь. В трудах исследователей все дети, находящиеся на попечении семьи с одним родителем, рассматриваются как единая группа. В связи с этим нет четкого представления об особенностях проблем детей именно разведенных. Мало изучены проблемы взаимоотношений детей от разных браков, а также особенности их воспитания отношений со взрослыми вситуации полиродительства. Все это позволяет сделать вывод о том, что особенности социализации детей в разведенных семьях требуют дальнейшего исследования.

 

 


Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми в семьях разведенных родителей