Социально-педагогическая работа с детьми в семьях разведенных родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Брак, семья, развод, повторный брак — сложнейшие личные проблемы человека, от решения которых зависит его благополучие и личное счастье. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного общества. Сегодня каждый четвертый брак распадается, причем, по данным исследований, 67% мужчин и 32% женщин считают, что развод можно было предотвратить.

Содержание

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально-педагогической работы с детьми в семьях разведенных родителей.
Современные тенденции в социологическом анализе развода.
Дети в семьях разведенных родителей как объект социально-педагогической работы.
Глава 2 Состояние социально-педагогической работы с детьми разведенных родителей.
2.1 Проблемы организации социально-педагогической работы с «детьми развода» в современном Казахстане.
2.2 Технологии социальной работы с несовершеннолетними в ситуации развода родителей.

Работа содержит 1 файл

курсовая ек.docx

— 50.22 Кб (Скачать)

4) государства, где расторжение  брака возможно только при обоюдном согласии супругов;

5) страны, в которых препятствий  для развода не существует: брак  расторгается по требованию любого  из супругов;

6) государства, в которых  законы, регламентирующие процесс  расторжения брака, отсутствуют вообще (ряд стран Африки и Океании).

По степени официальности  при решении вопроса о расторжении брака в современном мире можно выделить страны (культуры, народы), где расторгнутым признается брак, прекращенный исключительно в судебном порядке; брак может быть расторгнут в органах ЗАГС; брак считается расторгнутым после совершения специальных ритуалов, обрядов.

  В современном понимании развод (в широком смысле) — это способ прекращения брака при жизни супругов путем его юридического расторжения (). С юридической точки зрения развод есть "результат установления судом по требованию одного из супругов того факта, что брак нарушен в совокупности своих отношений, расстроен и потерял смысл как для самих супругов и их родителей, так и для общества" ().

 В соответствии с вышеприведенными толкованиями развода нами сформулировано толкование понятия разведенной семьи: разведенная семья— это семья, возникшая в результате юридического расторжения брака супругами (с детьми или без детей) по обоюдному согласию или по инициативе одного из них.

Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств. Однако, именно Россия на протяжении десятилетий занимает второе (после США) место в мире по этому показателю, существенно опережая другие державы. Для сравнения: в странах, традиционно входящих наряду с Россией в первую десятку по уровню разводимости, он в 2011 г. составил: в США — 4,7, в Белоруссии — 4,3, на Украине — 4,0,в Эстонии — 3,1, в Литве и Чехии — 2,9, в Финляндии — 2,7, в Латвии — 2,6. Разрыв в коэффициентах разводимости еще более очевиден при сравнении российских показателей и показателей стран-"аутсайдеров" по числу ежегодно расторгаемых браков. Например, в Греции в том же году на 1000 населения зафиксировано 0,9 развода, а в Узбекистане — 0,8, в

Азербайджане и Македонии — 0,7, в Армении, Грузии и Таджикистане — 0,4. 

По данным  Агентства  РК по статистике, число заключенных  и расторгнутых браков в РК в 2011 году составило 110,4 тыс. и 31,7 тыс. соответственно против 85,9 тыс. и 25,6 тыс. в 1999 году. Среди зарегистрированных разводов наибольший удельный вес приходится на продолжительность брака 5-9 лет - 28% (8752), их них более 80% приходится на городскую местность. Средний возраст, вступивших в первый брак за этот период, составил у мужчин 26 лет, у женщин 23 года.

  Рост числа разводов может быть обусловлен макросоциальными условиями, микросоциальными факторами, а также конкретными причинами и мотивами

  Но следует иметь в виду, что анализ мотивов и причин развода осложняется тем, что:

а) в их качестве могут  выступать любые желания, интересы, влечения, взгляды, ценности;

б) в реальном поведении  могут прослеживаться несколько  мотивов и причин;

в) процесс мотиваций часто  выступает как сеть взаимодействующих  связей между различными психологическими феноменами; такая связь подвижна и динамична;

г) мотивация тесно связана  с положительными и отрицательными чувствами, со структурой жизни человека;

д) процесс мотивации связан с отрицательной оценкой конкретной брачной жизни и брачного партнера.

Говоря непосредственно  о степени изученности развода  как составной части обозначенного  в данной работе предмета исследования в отечественной науке, можно  выделить три уровня анализа.

Первый уровень включает в себя теоретические обобщения как общеметодологического, так и прикладного характера на основе проверенных научных результатов и неоднократно подтвержденных эмпирических данных. Эти выявленные закономерности, общепризнанные в среде специалистов, по сути, опорные точки для дальнейших исследований в указанной области.

Развод, по мнению многих ученых, как любой социальный институт включает в себя: некую сферу деятельности; группу лиц, имеющих те или иные права и обязанности, выполняющих определенные функции; организационные нормы и принципы отношений между ее членами; средства, необходимые для решения поставленных задач; цель, т. е. круг общесемейныхи общесоциальных потребностей, на которые направлена его деятельность. В качестве целей развода называются: улучшение жизни человека, сохранение его достоинства ();возвращение бракопособности взрослым членам общества, повышение шансов на большую удовлетворенность супружеством (); предоставление новых шансовдля изменения социального положения (); улучшение условий формирования личности ребенка через прекращение стрессовых ситуаций () и др. Все это приво-дится в качестве аргументов в защиту точки зрения, что развод — это действующий социальный институт, необходимый для существования и развития как социальных общностей, так и всего общества в целом.

В целом учеными, работающими  в рамках данного подхода, единодушно признается, что развод — это противоречивое социально-нравственное явление, играющее по отношению к обществу, браку, отдельной семье двоякую роль.

Специфика развода как  явления в его внешней "нормальности". С одной стороны, сегодня отношение к разводу очень лояльное: право на развод в большинстве стран узаконено; реальных препятствий для расторжения брака в принципе нет (или мало); процедура ведения бракоразводных дел и решения спорных вопросов отработаны; сам развод из явления в прошлом запретного, исключительного трансформировался и стал массовым; большое количество неполных семей с детьми и пов-торные браки обыденны; вступая в брак, многие будущие супруги, изначально допускают, что в случае неудач в семейной жизни разведутся и т. д. Но с другой стороны, в современном социуме продолжают существовать стереотипы (и, как правило, негативные) в отношении разведенных и их семей, которые порождают озлобленность к тем, кто вправе рассчитывать на помощь государства и общества, препятствуют установлению контактов между специалистами социальных служб и разведенными по инициативе последних, затрудняют адаптацию супругов и детей к постразводному периоду. В некоторых сферах общества (например, в политике) человеку, имеющему статус разведенного, труднее добиться успехов в карьере. И, наконец, не менее важно, признавая "нормальность" и допустимость развода как явления, мало кто хочет, чтобы он коснулось его семьи. Эти и другие моменты во многом опровергают мнение о естественности, "нормальности" и окончательном закреплении явления в культуре. Безусловно, элементы негативного отношения к разводу сохраняются во многом благодаря вековым традициям восприятия его как девиации, передачи из поколения в поколение представлений о многих трудностях в жизни членов разведенной семьи, обнародованию результатов передовых исследований в области социологии, психологии, педагогики, медицины, подтверждающих данные о его негативных последствиях для супругов, детей, для общества.

Наиболее же перспективным  при изучении развода, с нашей  точки зрения, является подход к семье как малой социальной группе. Нельзя не согласиться с А. Г. Харчевым и М. С. Мацковским, считающими, что "современная семья постепенно отходит от функционирования в качестве эффективно действующего института с жесткими нормами, детерминирующими функциями и четко заданными образцами поведения к

группе взаимодействия с  принципиально групповыми ценностями и нормами" (). Поэтому анализ проблем  социальной работы с ребенком в семье  разведенных родителей будет  осуществлен на основе рассмотрения развода в семье именно как  в малой социальной группе, ведь личность ребенка, процесс его социализации невозможно изучать вне содержательного  раскрытия того социального и  психологического контекста, в котором  он живет и развивается.

Возвращаясь вновь к рассмотрению развода в семье как малой  социальной группе, отметим, что уже  выявлены и научно обоснованы следующие  особенности и закономерности развития данной ситуации:

• развод лишь фиксирует  распад семьи, сам же этот распад —  результат ее развития ();

• процесс психологической травматизации супругов и их детей начинается задолго до бракоразводного процесса ();

• степень стресса зависит  от вида развода: с борьбой за детей или без нее, проведенного по обоюдному согласию или нет; фактический стаж брака до развода — меньший, нежели фиксирует официальная статистика ();

Второй уровень раскрытия темы включает в себя результаты исследований, не вызывающие дискуссий, но в силу немногочисленности фактов, на которых они базируются, требующие дальнейшего эмпирического подтверждения. Обращаясь к фактологическому материалу этого уровня, отметим, что выявлено следующее:

• большинство разведенных  отцов ограничивает свое

участие в воспитании детей  уплатой алиментов (), вместе с тем как наиболее сильный послеразводный стресс у мужчин наблюдается в связи с ограниченными возможностями видеть своих детей и общаться с ними ();

• более склонны к разводу  те, кто после развода родителей  жил вообще без них или воспитывался в неполной семье(); созданные этими людьми семьи в целом отличает более высокий уровень конфликтности отношений (); развод приводит к снижению социальной и производственной активности, к появлению чувства неудовлетворенности жизнью ().

Третий уровень раскрытия проблемы разводов образуют положения, основанные на небесспорной, часто противоречивой интерпретации фактов, что порождает многочисленные дискуссии.

 Например, дальнейшего изучения требует оценка влияния высокого уровня разводимости на рождаемость. По этому поводу среди ученых имеет место значительная спорность суждений. Одни исследователи придерживаются мнения о существенном негативном влиянии разводов на уровень рождаемости(), на неизбежность демографическихпотерь (). Отмечается, что на репродуктивные установки женщины отрицательное влияние оказывает даже "перспектива развода", так как она не решается рожать детей из-за опасений за будущее своего брака, что компенсации низкой рождаемости в первых браках за счет увеличения ее в повторных браках почти не происходит ().

Таким образом, развод является объектом пристального внимания как  отечественных, так и зарубежных исследователей. Его изучение прошло длительную эволюцию, и в настоящее время наука располагает богатым теоретическим и эмпирическим материалом по данному вопросу. В работах теоретиков представлена история разводов; дан анализ современной демографической ситуации в сфере устойчивости брачно-семейных отношений; выявлены добрачные, внутрисемейные и социальные факторы, определяющие стабильность семьи; проанализированы мотивы и последствия разводов; изучен комплекс признаков, характеризующих состояние членов семьи и факторы, усугубляющие его негативное воздействие; выявлены некоторые возможности предупреждения и компенсации его отрицательных последствий для всех членов семьи, в том

числе для ребенка.

 

1.2 Дети в семьях разведенных родителей как объект социальной работы.

Влияние развода родителей  на процесс социализации детей –  особая тема в трудах исследователей. Положение о разводе как факторе, оказывающем ильное воздействие  на них, среди ученых практически  не вызывает дискуссий. Признается, что  если он изменяет к лучшему условия  формирования личности ребенка, помогает положить конец острому воздействию  на его психику родительских конфликтов, то в этих  случаях может быть расценен как благо. Но даже в этой ситуации, по мнению большинства авторов, разрыв родителей – сильный стресс в жизни ребенка, толчок для развития в его поведении и психологии отклонений.

 Под социализацией понимается развитие человека на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства  общественных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. И здесь стоит согласиться с Э.Гидденсом, считающим, что в ходе социализации как процесса, в результате которого «беспомощный младенец  превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился», решающую роль играет не контакт с матерью и даже не то, что подразумевается под отсутствием любви. Важнее «чувство безопасности, обеспечиваемое регулярными контактами с любым близким существом. Таким образом … социальное развитие человека фундаментальным образом зависит от наличия длительных связей с другими людьми  в раннем возрасте. Это ключевой аспект социализации  для большинства людей во всех культурах, хотя точная природа социализации и ее последствий в разных культурах варьируется».

Во всех видах социализации самые разные социологические теории уделяли особое внимание родительству. Буквально все социологические школы отмечали, что отношения между ребенком и матерью, имеют первостепенное значение, особенно на первых этапах его жизни. И если эти отношения каким-то образом(например, в результате развода матери и отца) нарушаются, то для юного члена семьи возникают серьезные негативные последствия. На этой основе появились теории материнской депривации.

Для душевного равновесия ребенка необходимо ощущение справедливости и благополучия. Распад же семьи  как основного агента социализации из-за развода родителей – это  полное разрушение его прежнего социального мира, утрата психологической поддержки, необходимость решать новые задачи .

С ростом разводов ежегодно огромное число детей переживает сильный стресс. Поэтому развод в  семьях с детьми, возможности минимизации  его негативных последствий представляют значительный интерес для научно практического анализа. Основная масса  работ отечественных авторов  по этой проблеме посвящена изучению взаимосвязи между социальным самочувствием, развитием ребенка и влиянием на него развода. Понимание данного аспекта осложняется тем, что во многих исследованиях все дети из семей с одним родителем рассматриваются как единая группа, а их трудности не дифференцируются, отождествляются.

   Системный анализ  социологической, психологической,  педагогической литературы позволяет  выделить два крупных блока   отрицательных последствий развода  родителей для социализации детей  – кратковременные и долгосрочные. Первый связан с особенностями  их реакции на конфликт между  родителями, максимально обостряющийся  перед разводом, саму бракоразводную процедуру и постразводную адаптацию. Долгосрочное воздействие разводом, саму бракоразводную процедуру и постразводную адаптацию. Долгосрочное воздействие развода обусловлено в основном накоплением в течение многих лет эффекта отсутствия мужского начала в процессе воспитания и социализации.

  Исследователями обстоятельно  описан комплекс признаков, характеризующих  состояние юного члена семьи  в периоды до, во время и  после развода. По свидетельству  В.М. Целуйко, А.В.Василенко, Е.А.Дементьевой, переживание детьми разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкой гиперактивности, негативизма и демонстрирования разногласия с их мнением. Е.Григорьева, И.Ф.Дементьева, Ю.А. Конусов, Н. Михайлова и другие   отмечают, что дети испытывают страх покинутости, досаду, одиночество, чувство вины, грусть, агрессию, направленную на родственников и других детей и т.п.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми в семьях разведенных родителей