Социально-педагогическая работа с детьми в семьях разведенных родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Брак, семья, развод, повторный брак — сложнейшие личные проблемы человека, от решения которых зависит его благополучие и личное счастье. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного общества. Сегодня каждый четвертый брак распадается, причем, по данным исследований, 67% мужчин и 32% женщин считают, что развод можно было предотвратить.

Содержание

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально-педагогической работы с детьми в семьях разведенных родителей.
Современные тенденции в социологическом анализе развода.
Дети в семьях разведенных родителей как объект социально-педагогической работы.
Глава 2 Состояние социально-педагогической работы с детьми разведенных родителей.
2.1 Проблемы организации социально-педагогической работы с «детьми развода» в современном Казахстане.
2.2 Технологии социальной работы с несовершеннолетними в ситуации развода родителей.

Работа содержит 1 файл

курсовая ек.docx

— 50.22 Кб (Скачать)

Тема курсовой: Социально-педагогическая работа с детьми в семьях разведенных родителей

Содержание

Глава 1. Теоретические подходы  к проблеме социально-педагогической работы с детьми в семьях разведенных родителей.

    1. Современные тенденции в социологическом анализе развода.
    2. Дети в семьях разведенных родителей как объект социально-педагогической работы.

Глава 2 Состояние  социально-педагогической работы с детьми разведенных родителей.

2.1 Проблемы организации  социально-педагогической работы  с «детьми развода» в современном  Казахстане.

2.2 Технологии социальной работы с несовершеннолетними в ситуации развода родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Брак, семья, развод, повторный  брак — сложнейшие личные проблемы человека, от решения которых зависит  его благополучие и личное счастье. Развод и его психологические  следствия представляют актуальную проблему современного общества. Сегодня  каждый четвертый брак распадается, причем, по данным исследований, 67% мужчин и 32% женщин считают, что развод можно  было предотвратить.

В настоящее время развод как явление оценивается неоднозначно. Если раньше его интерпретировали однозначно отрицательно — как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения  брака рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый  для реорганизации ее в тех  случаях, когда сохранить семью  в прежнем составе и структуре  оказывается невозможным []. Возрастание  разводов, по мнению Голода С.И., в определенном смысле предопределено переходом к  новому способу заключения брака, когда  основное значение приобретает свободный  выбор супруга на основе чувства  любви и личностной избирательности. Свобода выбора партнера с необходимостью предполагает свободное расторжение  брака в условиях, когда супружеские  отношения складываются неудачно. Развитие экономической самостоятельности  и социального равноправия женщин создает условия для расторжения  брака в тех случаях, когда  семья становится помехой на пути свободного саморазвития и самореализации женщины. В семье, имеющей детей, развод не означает ее ликвидацию и  прекращения ее функционирования. Семья  сохраняет, по крайней мере, одну, но важнейшую функцию — воспитание детей. Разведенные супруги перестают  быть мужем и женой, но всегда остаются родителями своих детей.

Учитывая огромное разнообразие причин и мотивов разводов, не следует  забывать и о социальных последствиях, которые также весьма разнообразны.

Ежегодно вследствие разводов добавляется большое количество неполных семей, где ребенок будет  воспитываться одним из родителей. Отрицательное влияние разводов на нравственно-психологическое развитие детей, несомненно. В результате чего ребенок получает одностороннее  воспитание и у него могут сложиться  искаженные представления о супружестве  и семье.

Рост безотцовщины при живом отце увеличивает вероятность девиантного поведения среди подростков. Развод создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно — психологические расстройства, как у родителей, так и у ребенка.

Разрыв родственных связей отрицательно сказывается на социализации подрастающих поколений, т.е. процесса усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему  функционировать в качестве полноправного  члена общества.

Важное место среди  механизмов профилактики и компенсации  отрицательных последствий родительского  разрыва для детей принадлежит  социально-педагогической работе.

Объект исследования: Семьи разведенных родителей

Предмет исследования: Содержание работы социального педагога с детьми в семьях разведенных родителей.

Цель: Изучить социально-педагогическую работу с детьми в семьях разведенных родителей.

Задачи исследования:

 

1.Изучить социально-педагогическую  литературу по исследуемой теме

2.Рассмотреть современные тенденции в социологическом анализе развода.

 3. Обозначить проблемы организации социально-педагогической работы с «детьми развода» в современном Казахстане.

4.проанализировать технологии социально-педагогической работы с несовершеннолетними в ситуации развода.

5.Рассмотреть детей в  семьях разведенных родителей  как объект социально-педагогической  работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические  подходы к социально-педагогической работе с детьми в семьях разведенных родителей

    1. Современные тенденции в социологическом анализе развода

Среди многих общественных явлений, процессов, проблем,

находящихся в фокусе анализа современной социологической

науки, важное место принадлежит  разводу.

Данное явление существовало всегда и везде. В эволюции развода можно выделить несколько этапов, положив в основу деления следующие критерии:

1) количественные масштабы  явления в обществе;

2) религиозные установки  на возможность расторжения

брака;

3) категоричность запрета (допустимость) в законодательстве;

4) особенности реакции  социального окружения;

5) наличие (отсутствие) санкций  со стороны государства в отношении разведенных.

  Первые сведения о  фактах ухода мужа от жены  или жены от мужа относятся  к первобытнообщинному строю. С. Я. Вольфсон называет племена ирокезов, кондов и др., у которых в данный период право расторжения брака принадлежало исключительно жене. Хотя фактический производитель ребенка мог быть известен, он не считался его отцом, и в случае  расторжения брака все дети следовали за матерью ().Автор также отмечает, что в Египте, например, в брачных договорах фиксировалось право жены расторгнуть брак, если она возненавидит своего супруга или полюбит другого (), заранее устанавливались высокие штрафы за проступки со стороны мужа, а женщине предоставлялось абсолютное право распоряжаться принесенным в дом имуществом, а также оставлять семью. 

  В рабовладельческом обществе разводы представляли собой естественную реакцию на порабощенное положение женщины. Тот же С. Я. Вольфсон, рассматривая состояние римской семьи, указывает, что "на фоне общего разложения римской паразитической верхушки и вырождения правящих кругов Рима это означало распад семейных устоев, необузданный разгул и распущенность... Уже на закате республики брак теряет свою устойчивость, становится часто мимолетным" (). Рабовладельческие государства пытались сдержать распад патриархальной семьи путем жестких репрессий.

  В период феодализма в христианских странах развод становится сложной и редкой процедурой. Интересно, что в этот период в католических странах измена не считалась достаточной причиной для расторжения брака. Последствием адюльтера феодалы делают не развод, а материальную компенсацию, так как считалось, что измена жены — это нарушение права

собственности и требует  имущественного возвращения пострадавшему ().

  Развод в языческой Руси проходил свободно. Вопрос о нравственно-этической оценке явления встает на повестку дня после Крещения Руси. Формируется двойственное отношение к разводу. С одной стороны, принятие христианства большинством населения означало

обязательное признание  святости и нерушимости церковного брака, в связи с чем даже само желание кого-то из супругов расторгнуть брачные узы должно было рассматриваться как отклонение от нормы. Закладываются основы отрицательного отношения общества к разводу, появляются запреты на возможность расторжения брака в законодательстве и первые карающие санкции со стороны церкви и государства по отношению к разведенным, масштабы явления уменьшаются. С другой стороны, в отличие от католической, православная церковь признавала возможность развода: на Руси, хотя и формально, существовали поводы к прекращению брака (основным являлось прелюбодеяние, так как на расторжение брачных уз в случае измены указывает Евангелие). Некоторое время даже после Крещения Руси допускался развод по обоюдному согласию супругов, причем в нем еще долго просматриваются элементы частной сделки. Например, если супруги приходили к соглашению по вопросу о разводе, ими определялась денежная сумма или достойный эквивалент, которые могли бы возместить потери ().

  В связи с этим  возникает вопрос о причинах стабильности брака в дореволюционное время. Во-первых, супружеский союз укреплялся и поддерживался суровыми канонами религии. Как отмечает П. Сорокин, "брак был объявлен "таинством", семья — учреждением божества, охраняемым государством, посягательство против нее — грехом и великим преступлением. Весь авторитет религии, вся ее святость и в силу этого вся сила государства были пущены в ход для защиты семьи и основ брака. Человек, собиравшийся посягнуть на семейный союз, должен был считаться не только с вопросами удобства и счастья, как теперь, но должен был перейти на великий грех, потерять душу, предать ее дьяволу и сверх того считаться с немалыми карами, налагавшимися государством" (). Развод рассматривался как тягчайший грех, так как супруги даны друг другу "по гроб". Во-вторых, процедура расторжения брака в России была сложна: признать его недействительность мог только высший церковный орган — Святейший Синод, и только здесь выносилось окончательное решение. В-третьих, развод в России был затруднен из-за сильного контроля со стороны общества. Доказано, что низкий уровень разводимости среди крестьян обязан царившей в их среде "строгости взглядов" на брак и семью. Реакция социального окружения являлась серьезным сдерживающим фактором и среди высших слоев общества. В-четвертых, семья в прошлом была основной хозяйственной единицей общества. Вне семьи, без супруга, без детей люди не могли обеспечить себе необходимые условия существования. И, наконец, устойчивость семьи определялась неравноправным положением женщины в русском обществе, полностью зависевшей от мужа, ущемленной почти во всех правах, в том числе и в ситуации формального или реального развода.

Таким образом, прочность  института брака и, как следствие, негативное отношение к разводу в мире укреплялись и поддерживались объединенными усилиями церкви и государства,социальными и национальными запретами, общественным мнением и предрассудками. Единичные факты разводов рассматривались скорее как исключение из общего, незыблемого правила о нерушимости брака.

Революционные изменения  в сфере расторжения брака  происходят в XX в. После Октября 1917 г. в Советской России впервые в мире был юридически закреплен развод по требованию любой из сторон в браке. Однако внесение в законодательство права на развод не означало, что столь же революционной будет реакция всего общества. Хотя внешние "обручи" (идеологические, моральные, экономические и юридические принуждения), обеспечивающие прочность семьи, были сняты, семейные отношения нового типа закрепились не сразу. Во-первых, с семьей и ее функциями тесно сопряжены социально-воспитательные нормативы, обладающие большой инерцией. Новые нормы не имели глубокой исторической основы для своего закрепления, формировались в ситуации постоянных конфликтов со старыми

законами, обычаями и традициями, в течение столетий существовавшими  в России. Реакция общества как на семью нового типа, так и на возможность свободного развода была противоречивой, а часто и непримиримой. Во-вторых, рождение новой семьи в советском обществе происходило под влиянием религиозных, национальных, идеологических, классовых, региональных особенностей. Формы брачно-семейных отношений были разнообразными: патриархально-крестьянские, пролетарские, буржуазные, православные, мусульманские и т.д. Как следствие, становление новых отношений у разных народов и в разных регионах страны происходило неодновременно и неодинаково.

Десятилетиями отношение  общества к нему выражал тезис, что  свобода развода не есть распад семейных связей, а укрепление их на демократической  основе.

Таким образом, развод как социокультурное явление в различные периоды человеческой истории имел разные характеристики. Восприятие его общественным мнением на каждом этапе отличалось: имело место и однозначно негативное, и лояльное отношение. Характер реакции определяли социокультурные, религиозные, национальные установки конкретной группы, класса, общности. Именно реакция социального окружения главным образом детерминировала масштабы явления: на одних этапах он был массовым, на других — имели место единичные случаи. Инициатором развода могла выступать любая сторона, в том числе и социальное окружение семьи.

  С конца XX в. проблема роста расторгнутых браков особенно остра. При этом уровень разводимости в том или ином государстве находится под сильным влиянием существующего в нем брачно-семейного законодательства, сложившегося опять же не без влияния религиозных догматов и этнических особенностей. Именно его специфика и характер вносимых в него изменений затрудняют сопоставление разводимости между странами.

В зависимости от категоричности запрета (допустимости) разводов в законодательстве современные страны можно разделить на группы:

1) страны, в которых юридическое  расторжение брака невозможно (Ирландия, Аргентина, Колумбия и др.);

2) государства, в которых  прекращение брака декларативно  допускается, но данный процесс  на практике обставлен большим количеством формальных препятствий, что делает его почти неосуществимым;

3) страны, в которых развод  допускается при наличии определенных, закрепленных в законе причин (измена, отсутствиесупруга и др.) или при выполнении некоторых условий (например, в Бельгии иск о разводе по согласию супругов не может быть предъявлен ранее истечения двух лет со дня заключения брака; в Германии, если развода требует один из супругов, суд уточняет, не противоречит ли это расторжение брака интересам детей, и не является ли оно суровым ударом для одного из супругов) ();

Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми в семьях разведенных родителей