Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:20, курсовая работа
Брак, семья, развод, повторный брак — сложнейшие личные проблемы человека, от решения которых зависит его благополучие и личное счастье. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного общества. Сегодня каждый четвертый брак распадается, причем, по данным исследований, 67% мужчин и 32% женщин считают, что развод можно было предотвратить.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально-педагогической работы с детьми в семьях разведенных родителей.
Современные тенденции в социологическом анализе развода.
Дети в семьях разведенных родителей как объект социально-педагогической работы.
Глава 2 Состояние социально-педагогической работы с детьми разведенных родителей.
2.1 Проблемы организации социально-педагогической работы с «детьми развода» в современном Казахстане.
2.2 Технологии социальной работы с несовершеннолетними в ситуации развода родителей.
Тема курсовой: Социально-педагогическая работа с детьми в семьях разведенных родителей
Содержание
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально-педагогической работы с детьми в семьях разведенных родителей.
Глава 2 Состояние социально-педагогической работы с детьми разведенных родителей.
2.1 Проблемы организации
социально-педагогической
2.2 Технологии социальной работы с несовершеннолетними в ситуации развода родителей.
Введение
Брак, семья, развод, повторный брак — сложнейшие личные проблемы человека, от решения которых зависит его благополучие и личное счастье. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного общества. Сегодня каждый четвертый брак распадается, причем, по данным исследований, 67% мужчин и 32% женщин считают, что развод можно было предотвратить.
В настоящее время развод
как явление оценивается
Учитывая огромное разнообразие причин и мотивов разводов, не следует забывать и о социальных последствиях, которые также весьма разнообразны.
Ежегодно вследствие разводов
добавляется большое количество
неполных семей, где ребенок будет
воспитываться одним из родителей.
Отрицательное влияние разводов
на нравственно-психологическое
Рост безотцовщины при живом отце увеличивает вероятность девиантного поведения среди подростков. Развод создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно — психологические расстройства, как у родителей, так и у ребенка.
Разрыв родственных связей отрицательно сказывается на социализации подрастающих поколений, т.е. процесса усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Важное место среди
механизмов профилактики и компенсации
отрицательных последствий
Объект исследования: Семьи разведенных родителей
Предмет исследования: Содержание работы социального педагога с детьми в семьях разведенных родителей.
Цель: Изучить социально-педагогическую работу с детьми в семьях разведенных родителей.
Задачи исследования:
1.Изучить социально-
2.Рассмотреть современные тенденции в социологическом анализе развода.
3. Обозначить проблемы организации социально-педагогической работы с «детьми развода» в современном Казахстане.
4.проанализировать технологии социально-педагогической работы с несовершеннолетними в ситуации развода.
5.Рассмотреть детей в
семьях разведенных родителей
как объект социально-
Глава 1 Теоретические
подходы к социально-
Среди многих общественных явлений, процессов, проблем,
находящихся в фокусе анализа современной социологической
науки, важное место принадлежит разводу.
Данное явление существовало всегда и везде. В эволюции развода можно выделить несколько этапов, положив в основу деления следующие критерии:
1) количественные масштабы явления в обществе;
2) религиозные установки на возможность расторжения
брака;
3) категоричность запрета (допустимость) в законодательстве;
4) особенности реакции социального окружения;
5) наличие (отсутствие) санкций со стороны государства в отношении разведенных.
Первые сведения о фактах ухода мужа от жены или жены от мужа относятся к первобытнообщинному строю. С. Я. Вольфсон называет племена ирокезов, кондов и др., у которых в данный период право расторжения брака принадлежало исключительно жене. Хотя фактический производитель ребенка мог быть известен, он не считался его отцом, и в случае расторжения брака все дети следовали за матерью ().Автор также отмечает, что в Египте, например, в брачных договорах фиксировалось право жены расторгнуть брак, если она возненавидит своего супруга или полюбит другого (), заранее устанавливались высокие штрафы за проступки со стороны мужа, а женщине предоставлялось абсолютное право распоряжаться принесенным в дом имуществом, а также оставлять семью.
В рабовладельческом обществе разводы представляли собой естественную реакцию на порабощенное положение женщины. Тот же С. Я. Вольфсон, рассматривая состояние римской семьи, указывает, что "на фоне общего разложения римской паразитической верхушки и вырождения правящих кругов Рима это означало распад семейных устоев, необузданный разгул и распущенность... Уже на закате республики брак теряет свою устойчивость, становится часто мимолетным" (). Рабовладельческие государства пытались сдержать распад патриархальной семьи путем жестких репрессий.
В период феодализма в христианских странах развод становится сложной и редкой процедурой. Интересно, что в этот период в католических странах измена не считалась достаточной причиной для расторжения брака. Последствием адюльтера феодалы делают не развод, а материальную компенсацию, так как считалось, что измена жены — это нарушение права
собственности и требует имущественного возвращения пострадавшему ().
Развод в языческой Руси проходил свободно. Вопрос о нравственно-этической оценке явления встает на повестку дня после Крещения Руси. Формируется двойственное отношение к разводу. С одной стороны, принятие христианства большинством населения означало
обязательное признание святости и нерушимости церковного брака, в связи с чем даже само желание кого-то из супругов расторгнуть брачные узы должно было рассматриваться как отклонение от нормы. Закладываются основы отрицательного отношения общества к разводу, появляются запреты на возможность расторжения брака в законодательстве и первые карающие санкции со стороны церкви и государства по отношению к разведенным, масштабы явления уменьшаются. С другой стороны, в отличие от католической, православная церковь признавала возможность развода: на Руси, хотя и формально, существовали поводы к прекращению брака (основным являлось прелюбодеяние, так как на расторжение брачных уз в случае измены указывает Евангелие). Некоторое время даже после Крещения Руси допускался развод по обоюдному согласию супругов, причем в нем еще долго просматриваются элементы частной сделки. Например, если супруги приходили к соглашению по вопросу о разводе, ими определялась денежная сумма или достойный эквивалент, которые могли бы возместить потери ().
В связи с этим возникает вопрос о причинах стабильности брака в дореволюционное время. Во-первых, супружеский союз укреплялся и поддерживался суровыми канонами религии. Как отмечает П. Сорокин, "брак был объявлен "таинством", семья — учреждением божества, охраняемым государством, посягательство против нее — грехом и великим преступлением. Весь авторитет религии, вся ее святость и в силу этого вся сила государства были пущены в ход для защиты семьи и основ брака. Человек, собиравшийся посягнуть на семейный союз, должен был считаться не только с вопросами удобства и счастья, как теперь, но должен был перейти на великий грех, потерять душу, предать ее дьяволу и сверх того считаться с немалыми карами, налагавшимися государством" (). Развод рассматривался как тягчайший грех, так как супруги даны друг другу "по гроб". Во-вторых, процедура расторжения брака в России была сложна: признать его недействительность мог только высший церковный орган — Святейший Синод, и только здесь выносилось окончательное решение. В-третьих, развод в России был затруднен из-за сильного контроля со стороны общества. Доказано, что низкий уровень разводимости среди крестьян обязан царившей в их среде "строгости взглядов" на брак и семью. Реакция социального окружения являлась серьезным сдерживающим фактором и среди высших слоев общества. В-четвертых, семья в прошлом была основной хозяйственной единицей общества. Вне семьи, без супруга, без детей люди не могли обеспечить себе необходимые условия существования. И, наконец, устойчивость семьи определялась неравноправным положением женщины в русском обществе, полностью зависевшей от мужа, ущемленной почти во всех правах, в том числе и в ситуации формального или реального развода.
Таким образом, прочность института брака и, как следствие, негативное отношение к разводу в мире укреплялись и поддерживались объединенными усилиями церкви и государства,социальными и национальными запретами, общественным мнением и предрассудками. Единичные факты разводов рассматривались скорее как исключение из общего, незыблемого правила о нерушимости брака.
Революционные изменения в сфере расторжения брака происходят в XX в. После Октября 1917 г. в Советской России впервые в мире был юридически закреплен развод по требованию любой из сторон в браке. Однако внесение в законодательство права на развод не означало, что столь же революционной будет реакция всего общества. Хотя внешние "обручи" (идеологические, моральные, экономические и юридические принуждения), обеспечивающие прочность семьи, были сняты, семейные отношения нового типа закрепились не сразу. Во-первых, с семьей и ее функциями тесно сопряжены социально-воспитательные нормативы, обладающие большой инерцией. Новые нормы не имели глубокой исторической основы для своего закрепления, формировались в ситуации постоянных конфликтов со старыми
законами, обычаями и традициями, в течение столетий существовавшими в России. Реакция общества как на семью нового типа, так и на возможность свободного развода была противоречивой, а часто и непримиримой. Во-вторых, рождение новой семьи в советском обществе происходило под влиянием религиозных, национальных, идеологических, классовых, региональных особенностей. Формы брачно-семейных отношений были разнообразными: патриархально-крестьянские, пролетарские, буржуазные, православные, мусульманские и т.д. Как следствие, становление новых отношений у разных народов и в разных регионах страны происходило неодновременно и неодинаково.
Десятилетиями отношение общества к нему выражал тезис, что свобода развода не есть распад семейных связей, а укрепление их на демократической основе.
Таким образом, развод как социокультурное явление в различные периоды человеческой истории имел разные характеристики. Восприятие его общественным мнением на каждом этапе отличалось: имело место и однозначно негативное, и лояльное отношение. Характер реакции определяли социокультурные, религиозные, национальные установки конкретной группы, класса, общности. Именно реакция социального окружения главным образом детерминировала масштабы явления: на одних этапах он был массовым, на других — имели место единичные случаи. Инициатором развода могла выступать любая сторона, в том числе и социальное окружение семьи.
С конца XX в. проблема роста расторгнутых браков особенно остра. При этом уровень разводимости в том или ином государстве находится под сильным влиянием существующего в нем брачно-семейного законодательства, сложившегося опять же не без влияния религиозных догматов и этнических особенностей. Именно его специфика и характер вносимых в него изменений затрудняют сопоставление разводимости между странами.
В зависимости от категоричности запрета (допустимости) разводов в законодательстве современные страны можно разделить на группы:
1) страны, в которых юридическое расторжение брака невозможно (Ирландия, Аргентина, Колумбия и др.);
2) государства, в которых
прекращение брака
3) страны, в которых развод
допускается при наличии
Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми в семьях разведенных родителей