Социально-педагогическая поддержка современной студенческой семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

В первом параграфе дано определение понятию студенческая семья. Исходя из полученного определения, в следующем параграфе были раскрыты основные особенности положения студенческой семьи в современном обществе. Во второй главе были описаны главные способы и направления социально-педагогической поддержки студенческой семьи в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 6
1.1. Характеристика студенческой семьи. 6
1.2. Особенности социально-экономического положения студенческой семьи в современных условиях. 9
ГЛАВА II СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ 14
2.1.Особенности социально-педагогической поддержки семьи в России. 14
2.2.Способы поддержки современной студенческой семьи. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

       Работа  по обеспечению занятости членов студенческих семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.

       Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь студенческой семье по различным вопросам ее жизнедеятельности.

       Аналитико-прогностическая  работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи студенческим семьям, актуальной и перспективной потребности в ней; разработка на этой основе предложений по корректировке и совершенствованию социальной работы, планированию социального развития, учету демографических факторов и показателей при строительстве жилья и социально-культурных объектов.

       Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов молодых семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья [9].

       Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.

       Информирование  и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.

       Службы  социальной помощи молодежи самостоятельно формируют и осуществляют программу  деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы  и методы достижения целей и задач, оговоренных в положении конкретной службы.

       Можно выделить, сложившиеся в настоящее время в социальных учреждениях, три основные формы государственной помощи студенческим семьям:

  • денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей;
  • трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;
  • социальное обслуживание студенческих семей (оказание конкретной психологической, юридической помощи, консультирование, социальные услуги).

       Совокупность  приемов и методов деятельности субъектов и объектов социальной работы, рассматривающих социально-педагогические проблемы клиентов, как способ стимулирования развития их собственных сил, конструктивной деятельности в социуме по изменению неблагоприятной жизненной ситуации служат достижению понимания клиентом зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем, активизации его участия в солидарных действиях по разрешению возникающих проблем, конфликтных ситуаций [12].

       Наряду  с этим, проблема дальнейшей разработки методов обусловлена и  необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов по социальной работе со студенческими семьями, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развития этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы через оказание адресной, комплексной и своевременной помощи.

       Итак, из всего вышесказанного можно подвести итог, что основными направлениями работы со студенческими семьями являются:

    • социально-бытовая помощь: социальная поддержка на начальном этапе самостоятельной жизни; выявление и разрешение семейных проблем.
    • социально-психологическая помощь: психологические консультации; тренинги; социально-психологический аспект становления ролевых функций в семье; формирование семейных и супружеских отношений; создание в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата; выявление и разрешение скрытых конфликтных ситуаций.
    • социально-педагогическая помощь: консультирование; детско-родительские отношения, индивидуальное развитие детей, методика семейного воспитания
    • социально-правовая помощь: консультирование и оформление документов; социально-правовые вопросы (гражданское, жилищное, трудовое, семейно-брачное законодательство, права детей и подростков).

       Заключение

       В ходе данной курсовой работы достигнуты основные поставленные цели и задачи. И главное, в ходе работы были выявлены и показаны основные способы и направления поддержки студенческой семьи.

       Анализ  работ исследователей позволяет  выделить несколько специфических проблем, характерных для большинства студенческих семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождением и воспитанием детей: некому присматривать за ребенком во время учебы; небольшие возможности для приработка.

       В числе ближайших жизненных планов у студенческих семей важное место занимает рождение ребенка. С появлением ребенка семья вступает в новый, более ответственный этап развития. Но, различные исследования показывают, что определенная часть молодоженов, иногда вопреки интересам своей семьи, откладывают рождение первенца из-за материальных затруднений. Примерно в половине случаев откладывание рождения ребенка мотивируется трудностями в решении жилищного вопроса.

       Другой, основной проблемой является нехватка свободного времени.

       Отмечается, что с появлением ребенка супруги  меньше времени уделяют друг другу, у большинства семей нет времени  для частых встреч и общения с  друзьями.

       Также, в числе проблем, выделенных студентами-родителями, является то, что многие из них мало информированы о пособиях, предоставляемых государством и университетом семьям, имеющим детей.

       Затруднения в разрешении обозначенных выше проблем, могут привести к конфликтам в  семье, ухудшению здоровья студенческих семей, уменьшению рождаемости, т.е. к  утрате семьей своих основных функций. Для избегания таких последствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мер социально-педагогической поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороны государства, так и со стороны администрации вузов, общественных организаций. Немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи. Заинтересованность и инициативность в решении проблем, желание и умение обустраивать свой быт в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева  Т.В. Семейная Психология – СПб.: Питер, 2005.
  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996.
  3. Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 1999. № 1-2. С. 34. - с. 30-40.
  4. Бабочкин П.И., Бочкарева И.И. Молодая семья.- М. Вып.2. 2004.
  5. Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов.- М.: Гардарики, 2006.- 204 с.
  6. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2006. - 325с.
  7. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социол. исслед. 2003. № 7.
  8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.2: Процесс воспитания. – 256с.
  9. Рябова Г.Б. Семьеведение. Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. - 171 с.
  10. Свадьбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2000.
  11. Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи. М. 2002. – 108 с.
  12. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. – 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2008. – 212 с.
  13. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2003.
  14. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 928с.
  15. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.

Информация о работе Социально-педагогическая поддержка современной студенческой семьи