Социально-педагогическая поддержка современной студенческой семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

В первом параграфе дано определение понятию студенческая семья. Исходя из полученного определения, в следующем параграфе были раскрыты основные особенности положения студенческой семьи в современном обществе. Во второй главе были описаны главные способы и направления социально-педагогической поддержки студенческой семьи в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 6
1.1. Характеристика студенческой семьи. 6
1.2. Особенности социально-экономического положения студенческой семьи в современных условиях. 9
ГЛАВА II СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ 14
2.1.Особенности социально-педагогической поддержки семьи в России. 14
2.2.Способы поддержки современной студенческой семьи. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

       Возможно  несколько вариантов проживания – государственная, кооперативная, частная квартира, общежитие. Лишь небольшое количество студенческих семей имеет отдельную квартиру. Лишь 13-14% молодых людей отделяются от родителей еще до свадьбы. В большинстве случаев самый предпочтительный вариант – проживание с родителями, имеющий не только положительные, но и отрицательные стороны. Положительной стороной является помощь родителей, особенно выполнение хозяйственных функций и создание условий для наличия свободного времени. Минусом при проживании с семьей родителей является создание стрессовых конфликтных ситуаций в недостаточно удобных жилищных условиях, которые порой приводят к возникновению причин для распада семьи. Таким образом, проблемы материальной и жилищной обеспеченности стоит на 1-ом месте укрепления семьи. Тенденция молодых семей – отдельное проживание, и лишь небольшой процент из них хотели бы жить с родителями.

          Проблема трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата, особенно  в бюджетной сфере, неудовлетворенность вторичными заработками толкает молодых специалистов искать работу в другом городе и даже уезжать за рубеж. Работа, связанная с длительным отсутствием дома, не способствует укреплению семьи, созданию в ней атмосферы любви, взаимопонимания, доброжелательности [6].

          Психологические проблемы. К ним можно отнести совместные  эмоциональные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни. Супругам приходится привыкать к увлечениям, проявлениям характера друг друга.

          Самыми счастливыми для молодой  семьи являются первые месяцы брака, когда семья  продолжает жить в праздничной атмосфере. Со временем начинают  возникать первые конфликты при совместном решении материально-экономических и психологических проблем, т.е. ролевой структуры отношений, разделении домашних  обязанностей. 36% супругов склонны  обвинять друг друга в том, что его (её) роль в семье принижена. Основная тяжесть по выполнению домашней работы по-прежнему ложится на плечи женщины. 55% женщин (56% мужчин) считают, что  жена имеет больше возможностей  для выполнения домашней работы  и лишь 3% женщин  (и мужчин)  придерживаются  такого же мнения  относительно мужа.

          В браке молодые семьи на  первое место ставят  взаимопонимание,  доброжелательность; на второе - эмоциональные   отношения; на третье – материальное  благополучие; и лишь четвертое место – детей.

          В раннем супружестве формируется  единая ценностная система семьи,  большое значение для этого  имеет  совместное  проведение  досуга. Молодая семья  предпочитает  ходить вместе в гости, проводить отпуск, смотреть телевизор, читать книги и газеты, и на последнем месте  для  многих семей стоит спорт, туризм, что можно объяснить объективными условиями (платными услугами) [4].

         Социально–экономическая ситуация  в  стране все больше будет приводить к расслоению общества на бедных и богатых, особенно в возможности получения образования и повышения своего социального статуса. Чтобы стабилизировать студенческую семью, необходим комплекс мер социальной, экономической, педагогической, правовой защиты молодых семей, чтобы дать им равные с остальными семьями возможности развития.

         Даже если не брать в расчет  резкого ухудшения ситуации в  последние пять лет для большинства  семей вообще, студенческая семья всегда находится в перманентных финансовых трудностях: рождение ребенка исключает женщину – мать из процесса зарабатывания денег, а для растущего ребенка требуется много совершенно неизбежных расходов. Заработок молодого супруга, еще не достигшего солидного положения и высокой профессиональной квалификации, недостаточен, а пособия на ребенка покрывают крайне незначительную часть средств, необходимых на его содержание.

         Нарастающая безработица, с полным  безразличием рынка труда к  семейному статусу человека и  наличию у него детей, блокирует  возможности самообеспечения, прежде всего именно  для студенческих семей.

       Поэтому  сегодня семьи нередко откладывают  рождение не только второго, но и первого  ребенка. Отложенное же рождение может  вообще не состояться, ибо в современных  условиях ухудшившееся здоровье  супругов может сделать  их бесплодными.

         Семейная проблематика стала играть  заметную роль и в различных  отраслях социального знания. Из года в год растет число  социальных исследований  и публикаций, проводятся симпозиумы, семинары, успешно защищаются диссертации. Научная и практическая значимость семьи и как объекта и одновременно субъекта научных исследований не вызывает сомнения. Сочетание внешних по отношению к семье социально–экономических трудностей в нашей стране и общемировых, институциональных, собственно семейных проблем ставят российскую семью в столь сложные условия, что собственных защитных сил её оказывается недостаточно. Интересы государства и общества, потребности социального самочувствия индивидов требуют внедрения устойчивой и стабильной системы  социальной помощи семье [11].

          В результате глубокого социально–экономического кризиса значительная часть населения нашей страны оказалось в зоне бедствия. Произошли значительные деформации в структуре удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. В группу малообеспеченных в настоящее время  попадают не только многодетные и неполные семьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи имеющие малолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается студенческая семья. И все это определяет необходимость рассмотрения вопросов того, как сегодня семья защищена государством, что сделано, и что предстоит сделать  для улучшения ее жизни [10].

       На  основании вышесказанного можно  сделать вывод о том, что современная  студенческая семья находится в сложной социально-экономической ситуации. Необходимо разработать комплексный подход для решения имеющихся проблем у семей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА II СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

       2.1.Особенности социально-педагогической поддержки семьи в России.

      В данном параграфе решается задача выявления  особенностей социально-педагогической поддержки семей в Российской Федерации.

      Социально-педагогическая поддержка направлена на главное — социализацию личности. Социализация — это процесс овладения нормами и правилами жизни в обществе, знаниями и умениями строить отношения в обществе, позволяющими личности обрести такие характеристики, как:

    •   отношение к другому человеку как к самоценности;
    •   способность к самоотдаче как условию или способу реализации такого отношения к людям;
    •   творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению;
    •   возможность самому проектировать будущее;
    •   внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим;
    •   стремление к обретению смысла жизни.

         Социализация личности в обществе  возможна только при взаимодействии всех институтов, обеспечивающих  ее. Это требует координации помощи всех ведомств и построение единой системы социально-педагогической помощи и поддержки.

       Социально-педагогическая поддержка — это комплекс государственных услуг представителям из экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, а также долговременных услуг (медицинских, психологических, правовых, педагогических, бытовых и др.) в целях оказания адресной поддержки наименее защищенным слоям населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями [5].

       В 2000 г. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу «Развитие социального обслуживания семей и детей». Ее главная задача - создание условий для эффективного развития системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, совершенствование ее кадрового, информационного, научного и материально-технического обеспечения. В настоящее время одна из целей государственной семейной политики заключается в обеспечении необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышение качества ее жизни. Основными субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

       В соответствии с основными положениями  Федеральной программы государственная  семейная политика в настоящее время  исходит из следующих принципов:

    • Семья не только объект, но и субъект социальной поддержки, т.е. экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не только регламентировать поведение семьи, но и способствовать ее саморазвитию, выбору форм поддержки;
    • Поддержка семьи и всех ее членов осуществляется независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
    • Единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях;
    • Партнерство семьи и государства;
    • Создание условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе экономически активным членам семьи [5].

       Из  вышеизложенного можно сделать  вывод о том, что в нашей  стране существуют различные программы  и методики для социально-педагогической поддержки семей, но, однако, они  не столь эффективно воплощаются в жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2.Способы поддержки современной студенческой семьи.

       В данном параграфе решается задача определения  эффективных методов и направлений  социально-педагогической поддержки  студенческой семьи.

       Сегодня студенческая семья испытывает все негативные последствия стратегии перехода к рыночным отношениям методом “шоковой терапии”. Стабилизация студенческой семьи не может произойти вне процесса изменения социально-экономической ситуации в стране. В данной ситуации необходимо осуществление мер социальной, педагогической, правовой, экономической поддержки студенческой семьи, чтобы дать им возможности развития, повышения уровня своего благосостояния.

       Социально-педагогическую поддержку можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования “слабых” социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования [12].

       Студенческая семья живет, приспосабливаясь как к внешним по отношению к себе условиям, так и к внутренним изменениям, происходящим с ее членами или с взаимоотношениями между ними. Основным органом, улавливающим проблемы семьи и доводящим до нее различные виды поддержки, является система учреждений социального обслуживания населения. Те трудности, которые инициированы природными или социальными катастрофами, могут быть устранены, минимизированы, или, во всяком случае, они принципиально устранимы.

       Можно выделить следующие основные формы и методы социально-педагогической работы Служб со студенческими семьями.

       Информационная  работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной «горячей линии» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание «банка данных» о студенческих семьях и отдельных людях, нуждающихся в социально-педагогическом патронаже. Патронаж – это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизировать и повысить ее адаптационные возможности. Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства. В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психологическое консультирование; психотерапия; тренинги; коррекционные методики; педагогическое просвещение родителей и т.д. [12].

Информация о работе Социально-педагогическая поддержка современной студенческой семьи