Социально-педагогическая поддержка современной студенческой семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

В первом параграфе дано определение понятию студенческая семья. Исходя из полученного определения, в следующем параграфе были раскрыты основные особенности положения студенческой семьи в современном обществе. Во второй главе были описаны главные способы и направления социально-педагогической поддержки студенческой семьи в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 6
1.1. Характеристика студенческой семьи. 6
1.2. Особенности социально-экономического положения студенческой семьи в современных условиях. 9
ГЛАВА II СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ 14
2.1.Особенности социально-педагогической поддержки семьи в России. 14
2.2.Способы поддержки современной студенческой семьи. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный  университет» 

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра педагогики, социальной работы и социальной психологии 
 

Курсовая  работа

по  педагогике 

Социально-педагогическая поддержка современной

студенческой  семьи 
 

                                                 Выполнила:

                                                 студентка II курса

                                                 дневного отделения

                                                 Павлова Н.Г. 

                                                                                     Научный руководитель:                                                                                                 

                                                                                     кандидат педагогических наук,

                                                           доцент В.А. Ершов 
 
 

Тверь 2010

       оглавление

ВВЕДЕНИЕ

 

       Студенческие  годы – это не только время для  получения высшего образования, но и благоприятная пора для создания семьи по многим причинам. Широкие возможности выбора брачного партнера, общность многих жизненных целей, схожесть ценностных ориентаций, оптимальный возраст супругов для рождения ребенка – все эти факторы способствуют образованию потенциально устойчивых и перспективных семей.

       Учитывая  курс государства направленный на решение  демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие.

       Студенческая  семья - достаточно сложный и еще малоизученный объект исследований. Соответственно литературы по данной теме не много, и исследования, как правило, относятся к концу 80-х, началу 90-х годов прошлого века. 

       В исследовании под студенческой семьей понимается молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Дети в студенческих семьях, как правило, дошкольного возраста.

       Студенческая  семья в силу близости идейно-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и административно-правовых факторов, затрудняющих реализацию положительных установок на успешное функционирование семьи в студенческие годы. Целью исследования являлось определение специфики студенческой семьи как объекта социальной работы.

       Исследованию  проблем студенческих семей большое  внимание уделяли такие авторы как  Антонов А.И., Григорьев С.И., Холостова Е.И.. Все они сходятся в одном: современная студенческая семья находится в сложном положении и ее проблемам мало уделяется внимания со стороны государства.

       Проблема: существует актуальность социально-педагогической поддержки студенческих семей в  связи с особым социально-экономическим  статусом. Вместе с тем можно констатировать слабую разработанность системы социально-педагогической поддержки студенческих семей. Данная проблема определила выбор темы курсовой работы.

       Объект  исследования: студенческая семья.

       Предмет исследования: социально-педагогическая поддержка студенческой семьи в современных социально-экономических условиях.

       Цель  данной работы – проанализировать социально-экономическое положение  студенческой семьи в современных  условиях и выявить эффективные  способы и направления её поддержки.

       Задачи:

    1. Охарактеризовать студенческую семью как социальный феномен.
    2. Выявить особенности социально-экономического положения студенческой семьи в современных изменяющихся условиях.
    3. Выявить особенности социально-педагогической поддержки семьи в России.
    4. Определить  эффективные методы, средства и направления социально-педагогической поддержки студенческой семьи в России.

       Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых в свою очередь разделена на два параграфа, заключения и списка литературы. В первом параграфе дано определение понятию студенческая семья. Исходя из полученного определения, в следующем параграфе были раскрыты основные особенности положения студенческой семьи в современном обществе. Во второй главе были описаны главные способы и направления социально-педагогической поддержки студенческой семьи в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава I СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

      1. Характеристика  студенческой семьи.

         В данном параграфе поставлена задача охарактеризовать студенческую семью как социальный феномен.

         Молодежный возраст – период важнейших социальных и демографических событий в жизненном цикле человека: формирования мировоззрения на основе ценностно-мотивационной и нормативной структуры личности, выбора социальных и профессиональных ориентиров, начала трудовой деятельности, создания семьи. Семья является главным социальным институтом, в рамках которого происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социально–культурные процессы, и происходит передача традиционной информации от родителей к детям [5].

       В категории семей, нуждающихся в  особой помощи, на одно из первых мест выдвигается студенческая семья. Её  проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к студенческой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.

       Студенческая  семья -  это динамичная и легко реагирующая на различные социально-экономические изменения часть общества. Это одна из самых незащищённых групп населения. Высокий процент молодых браков - следствие наступившей беременности или даже рождения ребёнка. У молодых супругов еще нет четкого представления о семейных ролях, отношениях, о воспитании ребенка, это представление строится путем проб и ошибок. Среди молодёжи «бытует» искажённое представление о браке, семье, сексе. Каждый четвертый молодой человек готов на свободные отношения, без брака, но осуждает свободную сексуальную жизнь. В ряду приобретённых жизненных ценностей на первое место молодежь относит отношения в семье, удовлетворенность в любви, интимной жизни; ценность брака молодые также определяют наличием детей. Студенты связывают свою жизненную стратегию с семейным образом жизни. Массовая ориентация молодежи на создание семьи свидетельствует о выраженной тенденции сохранения института семьи. Студенты рассматривают семью как надежную защиту, жизненную опору. Семья, как считают студенты, обеспечивает жизненную автономию, свой независимый стиль жизни [4].

         Общественное мнение утверждает, что брак без детей нельзя  считать полноценным (79% населения). У молодежи сложилось устойчивое представление, что лишь однодетная семья, максимум двухдетная отвечает современной действительности. По своему составу студенческие семьи делятся на две большие группы: имеющие и не имеющие детей. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения состава своей семьи, в основном объективные. Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищные условия, материальные трудности, а также трудности связанные с присмотром за ребенком.

         10-15 лет назад студенческая семья  считалась обычным явлением, что  было обусловлено целым рядом  причин: социальной защитой детей,  самих молодых родителей, льготным  предоставлением жилья, бесплатным  образованием, повышенной стипендией, умеренной платой за общежитие, т.е. государство стимулировало создание студенческих семей.

       В настоящее время отмечается средний  процент студенческих семей в  связи с изменением социально-экономической  ситуаций в стране, снижением уровня жизни, появлением платного образования, отсутствием финансирования для осуществления государственной политики в области семьи. Изменились духовно-нравственные ориентиры молодежи на получение образования, престижную работу, отодвинулся возраст вступления в брак. Повлияло также повышение культуры отношений между полами: личное счастье, удовлетворение семейными и интимными отношениями становятся жизненными приоритетами для молодежи. Возрастает ориентация на эмоциональную сферу личности, его чувства, настроения, стремления [15].

       Студенческая семья характеризуется большой зависимостью от родителей, так как единственный источник доходов - стипендия, иногда, плюс кое-какой заработок. В ней происходит притирка характеров молодых супругов, распределение ролей в семье, выработка устоявшихся навыков совместного решения вопросов, планирование семейной жизни.

       На  основании вышеизложенного можно  утверждать, что ведущими характеристиками студенческой семьи как социального  феномена является:

     1. Студенческая семья - особый вид  молодой семьи, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет;

     2. Студенческая семья характеризуется  большей стабильность, чем любая  другая молодая семья, т.к. супруги  объединены общими интересами  и взглядами, их действия направлены на учебу;

     3. Студенческая семья также характеризуется  большей зависимостью от родителей,  т.к. единственный источник доходов  - стипендия; 

     4. Студенческая семья сталкивается  с такими же материально-бытовыми  проблемами, как и любая молодая  семья. Особую позицию здесь занимает жилищный вопрос, т.к. не все учебные заведения дают возможность получить семейные общежития.

      1. Особенности социально-экономического положения  студенческой семьи в современных условиях.

       В данном параграфе решается задача выявления  особенностей социально-экономического положения студенческой семьи в современных условиях.

       Семья  является одним  из главных объектов социальной работы. Современная  семья  переживает сложный этап в  эволюции – переход традиционной модели  к  новой, и многие  ученые характеризуют нынешние  условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей [7].

       У студенческих семей существует множество проблем:

          1. Материально-бытовые проблемы;

          2. Жилищная проблема;

          3. Проблема трудоустройства;

          4. Психологические проблемы.

          Материально-бытовые  проблемы. Финансовая проблема.

       Бюджет  складывается из зарплаты (зарплата молодого специалиста, стипендии), пособия на ребенка; вторичные заработки непостоянные и минимальные; помощь родителей.

       Данные 1990г., приведенные Институтом молодежи, показали важность помощи родителей: 11% не смогли бы прожить без неё; 20% стали  хуже питаться и одеваться; 21% пришлось бы периодически брать деньги, чтобы  дожить до следующей зарплаты, стипендии.

       Несовершеннолетние  юные матери целиком находятся на иждивении своих родителей. В  основной массе студенческая семья является низкодоходной, а многие находятся за чертой бедности.

          Жилищная проблема тоже одна из самых важных для таких семей. Это вызвано сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступное из-за дороговизны  жилья на свободном рынке.

Информация о работе Социально-педагогическая поддержка современной студенческой семьи