Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:32, курсовая работа
Объект исследования: школьная адаптация первоклассников.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе.
Цель данной работы – на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
1.Введение……………………………………………………………………….1
2.Глава I. Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема
.1.1 Возрастные особенности младших школьников. ………………………..2
.1.2 Сущность школьной адаптации первоклассников……………………….8
3.Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе. …………………………………………………….16
4.Заключение. …………………………………………………………………..26
5.Список литературы.. …………………………………………………………28
6.1Приложение. …………………………………………………………….….29
2Приложение ………………………………………………………………...30
5. Развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве.
Особенности развития моторики, сроки основных сенсомоторных реакций (когда начал ползать, сидеть, ходить). Общий эмоциональный фон. Развитие речи. Отношение к близким и чужим. Активность и любознательность. Опрятность и навыки самообслуживания. Трудности поведения. Любимые игры и занятия.
6. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Любимые игры, занятия. Любит ли рисовать, с какого возраста. Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизор. Умеет ли читать. Как научился, когда. Как развит физически. Какая рука ведущая. Имеет ли домашние обязанности. Каковы отношения со сверстниками, с членами семьи. Типичные конфликты. Актуальные запреты. Особенности характера. Страхи. Трудности. Жалобы.
29
Приложение 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Опросник для учителя
1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
2. При поступлении
в школу ребенок не владел
элементарными учебными
3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т.д.).
4. Плохо развиты
мелкие мышцы рук (трудности
с письмом, неодинаковые буквы)
5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
6. Пишет левой рукой.
7. Бесцельно двигает руками.
8. Часто моргает.
9. Сосет палец или ручку.
10. Иногда заикается.
11. Грызет ногти.
12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.
13. Ребенок явно домашний, нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
14. Очень любит играть, играет даже на уроках.
15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
16. Речь инфантильная, напоминает речь 4-5-летнего ребенка.
30
17. Чрезмерно беспокоен на уроках.
18. Быстро примиряется с неудачами.
19. Любит шумные, подвижные игры на переменах.
20. Не может
долго сосредоточиться на
21. После интересной
игры, физкультурной паузы его
невозможно настроить на
22. Долго переживает неудачи.
23. При неожиданном
вопросе учителя часто
24. Очень долго выполняет любое задание.
25. Домашние задания
выполняет гораздо лучше
26. Очень долго
перестраивается с одной
27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает все марки машин).
28. Требует к
себе постоянного внимания со
стороны учителя. Почти все
делает только после
29. Допускает много ошибок при списывании.
30. Чтобы отвлечь
его от задания, достаточно
малейшей причины: скрипнула
31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
32. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.
33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
34. Такое впечатление, что с трудом усаживается за уроки.
31
35. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и пр.
36. Не совсем
здоровый вид (бледный,
37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
38. Если что-то не получается, раздражается, плачет.
39. Плохо работает
в условиях ограниченного
40. Часто жалуется на усталость.
41. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.
42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т.п.).
43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
44. Затрудняется
применять ранее усвоенные
45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
46. Такое впечатление,
что ему трудно понять
Работа учителя с опросником.
При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.
Обработка результатов
Таблица разделена жирной вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается 1 балл, если справа - 2 балла. Максимально возможная сумма баллов - 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации:
32
К = П: 70 х 100,
где П - количество баллов, набранных ребенком.
Показатель до 14% является нормальным, дезадаптация отсутствует.
Показатель от 15 до 30% свидетельствует о средней степени дезадаптации.
Показатель выше
30% - серьезная степень
Показатель выше
40% свидетельствует о том, что
ребенок нуждается в
1. РО - родительское отношение.
2. НГШ - неготовность к школе.
3. Л - леворукость.
4. НС - невротические симптомы.
5. И - инфантилизм.
6. ГС - гиперкинетический
синдром, чрезмерная
7. ИНС - инертность нервной системы.
8. НП - недостаточная
произвольность психических
9. НМ - низкая
мотивация учебной
10. АС - астенический синдром.
11. НИД - нарушения
интеллектуальной деятельности.
33
БЛАНК ОТВЕТОВ
|
34
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе