Социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: школьная адаптация первоклассников.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе.
Цель данной работы – на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….1

2.Глава I. Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема
.1.1 Возрастные особенности младших школьников. ………………………..2
.1.2 Сущность школьной адаптации первоклассников……………………….8
3.Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе. …………………………………………………….16
4.Заключение. …………………………………………………………………..26
5.Список литературы.. …………………………………………………………28
6.1Приложение. …………………………………………………………….….29
2Приложение ………………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

курсовая4.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

11

познавательной  активности; от сформированности творческого  воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).

Создание благоприятных  условий адаптации ребенка к  школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения  преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс  адаптации, во многом зависит психофизическое  состояние будущего ученика. Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе отмечается в первом полугодии обучения. Однако установлено, что у 20 - 30% шестилетних детей этот процесс не завершается в течение первого года обучения.

Оптимальный адаптационный  период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к  новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Психологами  доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой "острой" адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы.

Активный период обучения должен начинаться после "острого" периода адаптации.

Если физиологическая  адаптация протекает как бы автоматически, то с социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе: она представляет собой процесс активного приспособления. Адаптация ребенка к школе процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально-психологическую ситуацию, не только "встроиться в нее", но и ее "пристроить к себе". Да ведь и учителю необходимо адаптироваться к ситуации взаимодействия с новыми для него учениками.

Процесс "притирки" друг к другу продолжается достаточно долго, но учителю легче - и не только потому, что он взрослее и мудрее, но и потому, что он имеет существенное влияние на процесс адаптации.

Именно в первом полугодии первого года обучения процесс адаптации ребенка проявляется  в напряжении всех функциональных систем его организма. В этот период наиболее яркими признаками сложно протекающей адаптации, которые легко заметить и учителю и родителям, являются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Перечисленные признаки, а также снижение массы тела свидетельствуют о неблагоприятных изменениях в здоровье первоклассника, вызванных неуклонно нарастающим утомлением и

12

переутомлением.

По результатам  наблюдений Б.И. Кочубей и Е.В. Новиковой, уже к концу первой четверти масса тела снижается у 60% детей. Одновременно с этим ухудшаются показатели работоспособности, появляются жалобы на усталость, сонливость, головные боли. Утомление приводит также к значительному снижению артериального давления у первоклассников, а переутомление может обернуться повышением давления, появлением шумов в сердце, нарушениями нервно-психического здоровья.

Ухудшение нервно-психического состояния детей также наиболее выражено в первом полугодии. Специальные исследования показывают, что именно в этот период число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14–16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%. Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время "острой адаптации". Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности.

А.Л. Венгер описывает  три уровня адаптации к школьному  обучению:

1. Высокий уровень  адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень  адаптации. Первоклассник положительно  относится к школе, ее посещение  не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень  адаптации. Первоклассник отрицательно  или индифферентно относится  к школе, нередки жалобы на  нездоровье; доминирует подавленное  настроение; наблюдаются нарушения  дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и

13

внимание при  удлиненных паузах для отдыха; близких  друзей не имеет,

знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Какие же причины  лежат в основе школьной дезадаптации?

Одной из главных  причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым  существующей системой обучения, иначе  говоря, отсутствие "школьной зрелости".

В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья.

Все это - комплекс внутренних причин, так называемые "проблемы ребенка".

Однако существуют и внешние причины школьной дезадаптации - "проблемы учителя": несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.п.

Чаще всего  эти факторы существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения.

Все многообразие школьных трудностей можно условно  разделить на два типа (М.М. Безруких):

специфические, имеющие в основе те или иные нарушения  моторики, зрительно-моторной координации, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и т.п.;

неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности.

В результате социально-психологической  дезадаптации можно ожидать у  ребенка проявления всего комплекса  неспецифических трудностей, связанных  прежде всего с нарушениями в  деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану.

14

Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные

штрихи, различная  высота и протяженность графических  элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор - вот его характерные  черты. Ошибки выражаются в недописывании  букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил.

Вызваны они  несоответствием темпов деятельности ребенка и всего класса, отсутствием  концентрации внимания.

Эти же причины  определяют и характерные трудности  чтения: пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз ("спотыкающийся" ритм), быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения.

При обучении математике трудности выражаются в неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую, трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие.

Главная роль в  создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения. На основании изученной литературы по теме исследования можно сделать следующий вывод: для достижения эффективности в обучении детей 6 – 7 лет необходимо формировать положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Руководство деятельности детей первого года обучения в школе следует осуществлять широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания, с частичным применением школьных методов. Необходимо соблюдать преемственность дошкольных и школьных методов работы при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения, организовывать деятельность младших школьников, т.к положительно складывается на психологической адаптации детей к новым условиям, формировать способность к ролевому и личностному общению. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости в темпе усвоения знаний, отношений к интеллектуальной деятельности и др., т.к они могут привести к дезадаптации.

15

Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе

Цель социально - педагогической деятельности – создание педагогических и социально –  психологических условий, позволяющих  ребёнку успешно функционировать  и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим коллективом и психологами школы задач:

1. Выявление  особенностей психолого-педагогического  статуса каждого школьника с  целью своевременной профилактики  и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

2. Создание системы  психолого-педагогической поддержки  всех первоклассников в период  их первичной школьной адаптации,  позволяющей им не только приспособиться  к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

3. Создание специальных  педагогических и социально-психологических  условий, позволяющих осуществлять  развивающую, коррекционно-формирующую  работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Итак, для того чтобы помочь ребёнку почувствовать  себя в школе комфортно, высвободить  имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для  успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологам необходимо:

Знать ребёнка.

Настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности.

Помогать ребёнку  сформировать навыки и внутренние психологические  механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

Социально –  педагогическая деятельность по адаптации  первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального  педагога, классного руководителя, а также ведется работа с семьей для выявления уровня подготовки школьников, в рамках этой работы осуществляются следующие направления деятельности:

16

Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление  особенностей статуса школьников. Такая  диагностика в течение первого  года проводится два раза – на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса.

Развивающая психологическая  и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется  конкретным содержанием в зависимости  от задач того или иного этапа работы.

Консультативная работа с педагогами и родителями. Она осуществляется психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов  проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в  связи с проблемами обучения, общения  или психического самочувствия.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе