Социальное воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:35, практическая работа

Описание работы

Дошкольный возраст-это период первоначального становления личности. К пяти годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его социального развития. Социальное развитие – процесс двухсторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей, взрослых, родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Поэтому, реализуя определенное содержание, используя различные методы социального воздействия, воспитатель должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников.

Содержание

1. Актуальность выбранной темы.
2. Формирование особенностей социального развития средних дошкольников.
3. Знакомство с авторскими программами по социальному воспитанию дошкольника.
4. Средства социального воспитания.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.00 Кб (Скачать)
  1. Знакомство  с авторскими программами по социальному  воспитанию дошкольника.

         Рассмотрев особенности социального развития в среднем дошкольном возрасте необходимо определить основные задачи и содержание социального воспитания дошкольников, которые определяются требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.

      Парциальная программа «Я –  Человек» - С.А. Козловой ориентирована  на социально-личностное развитие  ребёнка.

      Цель программы – дать педагогу  «инструмент» который поможет  ему сформировать у ребёнка  представления об окружающем  мире, представителе человеческого  рода: о людях живущих на Земле,  их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств. Данная программа построена на следующих концептуальных положениях:

  1. Интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, взаимообусловлено способствует развитию воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, формированию самосознания и самооценки, социальных чувств.
  2. Творческий потенциал личности ребёнка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путём приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.
  3. Стержневым понятием программы являются знания о человеке. Именно эти знания позволяют ребёнку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Автор указывает, что дошкольник конечно, ещё способен целенаправленно воспитывать себе, внимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребёнок приучится быть внимательным и своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать и понимать, события, явления, факты социальной действительности.
  4. В программе идёт отбор материала между высшим и низшим порогами информативности. Автор считает, что необходимо не только сообщать детям знания, но и вызвать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовать развитию социальных эмоций и чувств. Поэтому в программе отработаны эмоционально близкие ребёнку факты и явления. Процесс познания социальной действительности, по мнению авторов должен находить выражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность (становится содержанием игр, изобразительной деятельности, побуждать к положительным нравственным поступкам).
  5. Программа нацеливает на последовательное введение ребёнка в социальный мир. Скорость и глубина познания очень индивидуальны и лишь частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера, накопленного ребёнком социального опыта, от пола ребёнка, от особенностей эмоциональной и познавательной сфер. Основное содержание программы рассчитано на детей старшего и младшего школьного возраста. По отдельным разделам можно начать работу и с более младшими детьми (например: по разделам «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек творец»). Реализуя программу, авторы рекомендуют учитывать психологические особенности возраста и уровень развития конкретного ребёнка. Программа «Я - Человек» - включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек – творец», «Земля – наш общий дом».

    Цель первого раздела – «Что  я знаю о себе»-формировать  у ребёнка представления о  своей принадлежности к человеческому  роду. Воспитывать уверенность в  себе, умение анализировать свои поступки, мысли, чувства. Бережно относиться к своей семье, своему роду, друзьям, другим людям, животным.

      Цель раздела «Кто такие взрослые  люди»- поддерживать и развивать  в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достаточно подражания и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности. Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей. Воспитывать доброжелательное отношение к людям.

      Цель следующего раздела –«Человек  – творец»-привлечь внимание  к значимости творческого начала  в личности человека. Воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.

      Цель четвёртого раздела: - «Земля  – наш общий дом» - воспитывать  интерес и уважение к людям,  их деятельности, культуре, быту. Формировать  представления о Земле и жизни  людей на Земле, о своей стране. Каждый раздел имеет несколько  подразделов, которые конкретизируют  его содержание.

  1. «Что я знаю о себе».

- мой организм; - мои  чувства; - мои мысли; - мои поступки; - мои умения; - моя семья; - как  мы живём в детском саду.

  1. «Кто такие взрослые люди»

-дети и  взрослые; - зачем и как работают  взрослые люди; - зачем и как  люди отдыхают.

  1. «Человек – творец»

- предметы  рукотворного мира; - человек создаёт  технику; - живая, неживая природа  и человек; - материалы созданные  человеком; - человек – художник.

  1. «Земля – наш общий дом»

-что такое Земля; - какие люди живут на Земле; - какие люди заселили Землю; - твоя страна; - твой народ.

    Все разделы программы взаимосвязаны,  они дополняют друг друга, хотя  каждый раздел имеет свою специфику,  свою воспитательно – образовательную цель. Одним из условий реализации программы авторы считают естественное «вхождение» в целостный педагогический процесс, который выстраивается по принципу выделения доминирующих воспитательно – образовательных целей. Автор предлагает еженедельно проводить следующие виды занятий:

  1. Познавательные эвристические беседы.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Изобразительная и конструктивная деятельность.
  4. Экспериментирование и опыт.
  5. Музыка.

    Особое внимание предлагается  обратить на игры, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность и т.д.  Для наиболее эффективной реализации  программы автор рекомендует  следующие советы:

- не усложнять  программу, информация для детей  должна быть проста и понятна,  без научных терминов, но научно  достоверна;

- никогда  не принуждать ребёнка к разговору.  Беседовать с ним необходимо тогда, когда ребёнок хочет разговаривать с вами на данную тему;

- не торопить  с ответом на ваш вопрос  ребёнка.

    В программе представлены требования  к уровню усвоения всех вышеперечисленных  разделов. Такие рекомендации родителям,  воспитателю ДОУ. Программа «Я  – Человек» имеет методические  комплекты, состоящие из рабочих  тетрадей для детей, наборов  дидактических карточек и методических  пособий для взрослых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Средства социального  воспитания.

     Существенная часть социального воспитания – воспитание культуры поведения. Разъяснение правил культурного поведения должно основываться и тесно связываться там, где только возможно, с нормами социальности. В основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежат моральные принципы нашего общества: коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои поступки и поведение. Ребёнок постепенно начинает осознавать и оценивать выполнение этих правил с точки зрения нравственности.

    Воспитание навыков культуры поведения в семье. Дети под руководством родителей усваивают основные правила, связанные с личной гигиеной, внешним видом, умением вести себя за столом. Родители учат детей самостоятельно следить за собой, регулярно умываться, чистить зубы, причёсываться, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными в одежде. Они учат их быть вежливыми и приветливыми. В детском саду дети знакомятся с новыми правилами, учатся выполнять их без постороннего контроля со стороны. Важен сам характер отношений между взрослыми. Детей приучают к вежливости в семье: их учат радушно приветствовать, прощаться, благодарить, уступать место старшим. Но если отец не внимателен к матери то он, даёт плохой урок своим детям. В такой семье дети часто встречаются невнимательными, непредупредительными. Часто дети не следуют правилам культурного поведения по тому, что разные взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляются детям. Разнобой в требованиях бывает значительным: неодинаковые требования предъявляют семья и детский сад. Характер требований, их последовательность и объём бывают разными у отца и матери, у родителей и бабушек и дедушек, других членов семьи. Поэтому ребёнок не всегда выполняет правила поведения, а приспосабливается к требованиям разных взрослых. В этом случае дома он может быть вежливым, а в детском саду грубым (и наоборот), может быть предупредительным по отношению к родителям и невнимательным и бестактным по отношению к бабушке. Воспитанием культуры поведения нужно заниматься только систематически и планомерно, постепенно усложняя правила, которыми должны овладеть дети, - если браться за это от случая к случаю, толку всё равно не будет. Именно в дошкольном возрасте закладываются прочные основы заботливого, доброго, внимательного отношения к людям. Эти моральные чувства, служащие основой нравственного воспитания дошкольников, несовместимы с равнодушным, безразличным отношениям к радостям и огорчениям сверстника, печальному настроению взрослых. Оказалось: если эмоциональные проявления взрослых скупы, то дети часто безразличны к тому, что вокруг них происходит, стремление общения со сверстниками и со взрослыми выражено слабо. Это плохо не только само по себе – отсутствие ярких эмоций задерживает социальное, речевое, умственное и физическое развитие детей. В соответствии с установившимися традициями дошкольной педагогики можно сформулировать следующее правило, выполнение которого должно стать беспрекословным: «В социальном воспитании для маленьких детей, должны быть такие условия, при которых дети могли бы полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых». Только в этом случае у ребёнка возникает состояние эмоционального благополучия. Успешное социальное развитие ребёнка немыслимо, если у него не создано бодрое, жизнерадостное настроение. Ласка и внимание – вот главные источники, питающие и поддерживающие детскую радость. Забота о ребёнке помогает развитию оптимистического характера, таких черт личности, которые проявляются в ответном добром отношении к людям, уверенности в своих силах. Конечно, воспитание не столь простая вещь, что достаточно нам лишь направить наши усилия на пробуждение альтруизма и гуманизма – и мы немедленно изменим личность ребёнка. Всё гораздо сложнее, особенно в более старшем возрасте, когда уже многое в характере заложено. Но именно поэтому развитие добрых чувств, должно начинаться с первых лет жизни ребёнка. Когда ребёнок овладевает правилами поведения, это способствует образованию у него твёрдых социальных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Уже в раннем возрасте выполнение режима создаёт известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Ребенок, раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большей упорядоченностью, организованностью. Такие дети более свободно затевают игру, легче усваивают несложные правила общих игр. К концу четвёртого года жизни дети уже хорошо говорят, движения у них более уверенные. Всё это позволяет расширять возможности воспитания у детей, навыков и привычек культурного поведения, правил взаимоотношений, более прочно их закреплять. Если по отношению к детям младших возрастов особое значение имеет показ действия, личная помощь взрослого ребенку, то в дальнейшем большую роль приобретает напоминание, поощрение усилий ребёнка, его стремлений самостоятельно оказать помощь другим. Осознание детьми правил поведения является важнейшим условием их соблюдения. Надо, чтобы дети убедились в том, что выполнение правил помогает им лучше наладить игры, более успешно достигать результата в труде, на занятиях. На старшей ступени дошкольного возраста усвоение детьми правил поведения обеспечивает развитие организованности. А ведь она – один из важнейших показателей социальной готовности к школьному обучению. Организованность – это сложное качество личности. Воспитание социальных навыков – важнейшее звено формирования социального поведения. Складывающиеся социальные привычки ребёнка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи. Культура поведения воспитывается всем укладом жизни семьи. Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребёнка и вместе с тем позаботится о том, чтобы он имел возможность упражняться в этих навыках. По мере усвоения навыка они постепенно переходят от показа , как и что делать, к объяснению, напоминанию. Уже на пятом году жизни дети способны проявить такое сложное социальное качество, как деликатность. Если они видят перед собой пример для подражания со стороны взрослых, они не позволят себе указать на физические недостатки, которые они в состоянии заметить у человека, не станут пристально рассматривать его. Воспитанный ребёнок удовлетворит своё любопытство лишь спустя некоторое время, когда поразивший его человек не сможет уже услышать его вопросов. Плохо же воспитанный ребёнок беззастенчиво указывает пальцем на инвалида. Увы взрослые тут же нередко удовлетворяют «любознательность» ребёнка, тем самым причиняя страдания человеку. Правильное социальное воспитания ребёнка немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях социальный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы поведения усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам. Именно оценка взрослого помогает ребёнку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и почему. Оценка позволяет утвердиться в достигнутом и в следующий раз быть более внимательным, общительным, послушным, вежливым. Родители порой излишне умиляются, если сын или дочь хоть изредка убирает свои игрушки, выполняет поручения, благодарит за услугу. Они чрезмерно расхваливают ребёнка в его присутствии соседям и знакомым. У малыша постепенно воспитывается самомнение, зазнайство, складывается неправильная самооценка. Не пользу, а вред детям приносят незаслуженные оценки. Они обесценивают похвалу, потому что достаются очень легко. Но в целом следует помнить: только гуманный и оптимистический характер оценок помогает воспитывать у детей доброжелательность, вежливость, симпатию друг другу, к взрослым, бережное отношение к вещам, любовь к животным и многие другие ценные качества характера.

      Социальное формирование человека  начинается в семье: в детском  саду оно приобретает ещё большую  систематичность и целенаправленность. Воспитатели в тесном союзе  с родителями заботятся о воспитании  в подрастающем поколении подлинно общественной активности, социальности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании и внедрении норм социальности. В старшем дошкольном возрасте ребёнок не только овладевает основами знаний – у него уже закладываются основы характера, воли, всего социального облика. Если основы «добротные», то развитие ребёнка идёт должным образом. Было бы неверным рассматривать социальное воспитание только как особый раздел воспитания. Ведь социальное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребёнка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, ибо проявление социальности связаны с отношением к обществу, окружающим людям, к труду, к вещам и к самому себе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Сейчас очень много внимания уделяется в детских садах проблеме социального развития дошкольников. Социальное развитие важно для общего развития ребёнка. Исследования Отечественных учёных показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для социального развития детей; в разных видах их деятельности, успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. Успешное развитие предупреждает накопление ребёнком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств. Социальное развитие осуществляется в процессе всей воспитательно – образовательной работы воспитателя с детьми.

       Успешное социальное развитие  детей происходит через этические беседы и через познавательные занятия.

       Познавательные занятия дают  больше знаний, представлений, умений. Через познавательные занятия  ребёнок познаёт мир (какой  он, что в нём есть, из чего  он состоит и т.д.). Познавательные  занятия детям дают узнать  что-то новое, рассмотреть что-то  новое, расширять знания о чём-то, закрепить знания, представления.  Познавательные занятия у детей  развивают социальное развитие, вот в чём можно видеть высокое  назначение познавательных занятий. Огромно влияние познавательных занятий в социальном развитии, велика роль их в социальном воспитании.

      Таким образом, социальное развитие  очень важно для всей жизни  человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Список литературы.

  1. Андриенко Е.В. «Социальная психология» Издательство «Академия» г.Москва 2001 г.
  2. Болотина Л.Р. «Дошкольная педагогика» Издательство «Академия» г.Москва 1997 г.
  3. Василькова Н.В. «Социальная педагогика» Издательство «Академия» г.Москва 1999 г.
  4. Гребенников Н.В. «Семейное воспитание» Издательство «Политиздат» г.Москва 1990 г.
  5. Дуброва В.П. «Педагогическая практика в дошкольном учреждении» Издательство«Академия»г.Москва1998 г.
  6. Козлова С.А. «Дошкольная педагогика» Издательство «Академия» г.Москва 2001 г.
  7. Программа «Детство» под редакцией Лошновой В.И. Издательство «Просвещение» г.Санкт-Петербург 1994 г.
  8. Хрипкова А.Г. «Дошкольник» Издательство «Педагогика» г.Москва 1987 г.
  9. Ядешко В.И. «Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования» Издательство «Академия» г.Москва 1999 г.

Информация о работе Социальное воспитание дошкольников