Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:35, практическая работа
Дошкольный возраст-это период первоначального становления личности. К пяти годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его социального развития. Социальное развитие – процесс двухсторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей, взрослых, родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Поэтому, реализуя определенное содержание, используя различные методы социального воздействия, воспитатель должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников.
1. Актуальность выбранной темы.
2. Формирование особенностей социального развития средних дошкольников.
3. Знакомство с авторскими программами по социальному воспитанию дошкольника.
4. Средства социального воспитания.
Заключение.
Список литературы.
Содержание.
Заключение.
Список
литературы.
Дошкольный возраст-это период
первоначального становления
Ядро социальности составляет нормы поведения. Они проявляются в поступках людей, в их поведении, управляют моральными взаимоотношениями. Развитие должно строиться так, чтобы моральные требования становились ориентиром поведения детей, их взаимоотношений. В социальном развитии человека существенное значение имеет овладение простыми нормами социальности, которые выработаны в процессе современной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь, дополняясь. Формирующиеся в дошкольном возрасте социальные представления оказывают решающее влияние на всю детскую деятельность и на весь комплекс взаимоотношений между детьми и взрослыми. Личность каждого ребенка, забота о её моральном развитии – сегодняшнем и перспективном – требуют повседневного внимания воспитателей. Социальное развитие ребенка – дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьей. Необходимо так строить работу коллектива детского сада с родителями его воспитанников, чтобы повышать педагогическую культуру всех групп семей, уделяя особое внимание тем кто испытывает затруднение в воспитании детей, стремиться охватить всех отцов и матерей (а по возможности и других взрослых членов семьи) педагогическим «всеобучем».
Высокие результаты в
Социальное развитие в детском
саду осуществляется
Очень сильно на социальное
развитие ребёнка влияют
Познавательные занятия по
Для реализации задач
Средний дошкольный возраст, от четырёх до шести лет,- важный период в социальном развитии детей. На данном возрастном этапе у детей активно формируются представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослых, благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего социального развития. Четвёртый год жизни ребёнка является переходным в развитии. Это ещё маленький ребёнок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени в которой требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности. У ребят третьего и четвёртого года жизни велика потребность в ласке и внимании взрослого. Дети ещё во многом зависят от взрослого. К четырём годам наблюдаются качественные сдвиги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателям предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакты с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь. Включая детей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим. Так у детей четвёртого года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарность, вежливо обращаться с просьбой к старшим и т.д. В средней группе воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги и т.д. Детям среднего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. У детей среднего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, и общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений. В средней группе происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. В период с четырёх до пяти лет дети активно владеют речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. У детей средней группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Так ребята усваивают, что нужно беречь мебель, одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что все люди работают, помогают друг другу. У детей формируются представления о правдивости: надо говорить правду, всё рассказывать родным и т.д. Таким образом, уже в младшей группе у детей начинают формироваться элементарные представления в явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Взрослый является для детей тем человеком, который всё знает, на все вопросы ответит, даст необходимую информацию. У средних дошкольников положительное отношение к труду, появляется в охотном выполнении элементарных трудовых поручений, интерес к труду окружающих.
При благоприятных условиях
Ключ к социальному развитию
старшего дошкольника – его
взаимоотношения со
Печать, радио, кино и телевидение
– средства массовой
И в дошкольной практике, и в семейном
воспитании поступки детей, их взаимоотношения
в коллективе постоянно оцениваются с
социальной стороны. Но отношение разных
детей к социальным нормам и требованиям
зависят от многих особенностей внутреннего
обмена ребёнка. Взрослый осуждает ребёнка
за то, что тот нанёс товарищу обиду. Один
ребёнок переживает стыд за свой поступок,
он понимает, что был не справедлив, сделав
больно другому, не смог сдержать себя.
Другой же боится наказания, ему не стыдно
за своё поведение, его переживания
связаны, главным образом, с чувством страха:
вдруг его накажут. А третий и вовсе считает,
что его осуждают не справедливо, он обижен
за себя. Выходит, что взрослые, в общем,
старались воздействовать на детей одинаково,
а каждый ребёнок воспринял это воздействие
по-своему, вложил в ситуацию свой собственный
смысл. Поэтому только в том случае, когда
понимание ситуации у взрослого и ребёнка
одинаковое, до ребёнка дойдёт, за что
его осуждают и чего от него хотят, если
взрослый вкладывает в ситуацию одно значение,
а ребёнок понимает её по-другому, то взрослый
своей цели не достигнет. Научить ребёнка
правильному свободному выбору, выбору
поступков – важная предпосылка выработки
мотивов поведения. Итак, выделение мотива
поступка, разъяснение ребёнку его сущности
и правильности в различных типичных ситуациях
должны составлять специальную задачу
взрослых. Маленькому дошкольнику пока
легче ещё осознать поступки и их мотивы
у других людей, чем свои собственные.
Усвоение детьми социальных знаний –
дело сложное; оно требует социальной
активности от самого ребёнка, а от воспитателей
– известного педагогического такта тонности.
Надо сказать, что представления детей
о социальности богаче и правильнее, чем
их поведение. Личный опыт нравственного
поведения детей ещё ограничен, не очень
богат ситуациями, где дети сами должны
решать социальные вопросы своих взаимоотношений
в коллективе. Но такое опережающее развитие
социальных представлений имеет смысл:
запас знаний «впрок», «на все случаи жизни»
необходим ребёнку. Он должен быть подготовлен
к тем жизненным ситуациям, с которыми
он встретится, но которые ему в настоящее
время не знакомы. Большой запас социальных
представлений позволяет ребёнку иметь
ориентир для выбора способа поведения
в новых для него ситуациях. Разрыв сознания
и поведения часто проявляется в том, что
ребенок знает, как надо поступить, но
не поступает в соответствии со своими
знаниями. Этот разрыв обычно рассматривается
как недостаток развития личности и даже
как показатель безнравственности человека
– человек знает как поступить, но не хочет,
не желает поступить правильно. Однако
по отношению к среднему дошкольнику,
надо поостеречься от таких суждений,
упомянутый разрыв выступает здесь как
возрастная особенность ребёнка, который
ещё только учится ориентироваться в многообразии
жизненных ситуаций, учится соотносить
имеющиеся у него представления с жизнью,
с реальными поступками, с конкретным
поведением. Это определённый этап социального
развития.