Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:15, реферат
Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. В соответствии с концепцией развития социального обслуживания населения РФ (1993 год), одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 4
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения 4
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции,
виды и формы деятельности 8
2. УЧРЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1 Учреждения социального обслуживания семьи и детей 19
2.2 Учреждения социального обслуживания пенсионеров 25
3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Основным принципом организации социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлимых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.
Однако развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:
- слабая правовая
база системы социального
- ограниченность
финансовых ресурсов, имеющихся
в распоряжении органов
- отсутствие
координации в деятельности
- нехватка персонала,
имеющего профессиональную
- низкий социальный
статус и неадекватная
- недостаточное
использование финансовых, экономических
и интеллектуальных
2.1 Учреждения социального обслуживания семьи и детей
Важным аспектом в регулировании социально - экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:
расширение возможностей
семьи для решения жизненно-
установление
связи семьи с другими
содействие эффективному
и гуманному действию семьи как
социально-экономической
развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.
Общую функциональную схему можно представить как систему взаимодействия семьи государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами (рис.3).
Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей указываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.
Рис.3.
Областные учреждения
призваны выполнять также и научно-
Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.
Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:[11 Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: Организация педагогической и социальной помощи неполным семьям. Издательство: Владос, 2006]
- аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;
- планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;
- управленческую:
обеспечивает контакт с
- информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения.
Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого состояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психиатрической помощи и другие.
Помощь может
носить продолжительный характер, когда
при трудных жизненных
Помощь может
быть прямой и опосредованной. Прямая
помощь направлена непосредственно
на защиту прав и интересов клиента,
улучшение условий его жизни,
снятие нежелательных психических
состояний и т.д. Опосредованная
помощь предоставляется через работу
с социальным окружением клиента (семья,
члены рабочего коллектива, друзья,
уличная компания и другие), через
различные государственные
Кроме того, помощь
может быть прямой и в другом смысле
слова, а именно - в ответ на сложившуюся
ситуацию или обращение клиента,
а также превентивного
В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 года было утверждено Примерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.
Центр может
иметь в своей структуре
Цель деятельности
Центра - способствовать реализации права
семьи и детей на защиту и помощь
со стороны государства, содействовать
развитию и укреплению семьи как
социального института, улучшению
социально-экономических
Основными задачами Центра являются:
- выявление причин
социального неблагополучия
- определение
и предоставление конкретных
видов и форм социально-
- поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
- социальный
патронаж семей и отдельных
граждан, нуждающихся в
- участие в
работе по профилактике
- анализ уровня
социального обслуживания
- привлечение
различных государственных и
неправительственных
Категориями и группами населения, которым Центр оказывает социальные услуги, являются:
- семьи: неполные,
многодетные, малообеспеченные
- дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды и т.д.;
- взрослые граждане
(беременные женщины и
-бывшие воспитанники
детских домов и школ-
Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, на них около 200 - центры социальной помощи семье и детям.
2.2 Учреждение социального обслуживания пенсионеров
В соответствии с Конституцией РФ граждане РФ имеют право на социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение в старости.
Пенсия - это
денежное пособие, получаемое гражданами
из общественных фондов потребления
по старости, при потере трудоспособности,
за выслугу лет, по случаю потери кормильца,
что является основанием для начисления
пенсии. Выплаты производятся ежемесячно
в связи с достижением
В соответствии с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия.
Пенсия назначается
пожизненно. Пенсионное обеспечение
в соответствии с действующим
законодательством
Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определенным категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях (то есть при меньшем возрасте и стаже).
Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии. Исключение устанавливается только для лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы, которые могут получать одновременно два вида государственной пенсии: по старости (или за услугу лет) и пенсию по инвалидности.
Важное значение приобретают в современных условиях институты социального обслуживания пенсионеров, межведомственная работа по организации социальной поддержки пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых людей в составе населения, изменением социального статуса человека в старости, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Все это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми.
Социальное обслуживание
людей пожилого возраста осуществляется
в соответствии с этическими принципами
Международной организации
Достоинство личности - право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.
Свобода выбора - каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным.
Координация помощи - помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, координированный и последовательный характер.