Социальное обслуживание пожилых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:15, реферат

Описание работы

Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. В соответствии с концепцией развития социального обслуживания населения РФ (1993 год), одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 4
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения 4
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции,
виды и формы деятельности 8
2. УЧРЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1 Учреждения социального обслуживания семьи и детей 19
2.2 Учреждения социального обслуживания пенсионеров 25
3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

Соц обслуж..docx

— 62.78 Кб (Скачать)

К негосударственной  социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

В контексте  данных подходов клиент, попавший в  трудную жизненную ситуацию, может  получить следующую поддержку на основе его запросов (рис. 1).

Государственные социальные службы ориентированы главным  образом на обеспечение нуждающихся  лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального  обслуживания населения РФ (1993 г.), выделяются следующие:11 Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2000

Рис. 1.

Система помощи клиенту в системе социального  обслуживания

а) функция социальной помощи, которая включает:

- выявление,  учет семей и отдельных лиц,  наиболее нуждающихся в социальной  поддержке (малообеспеченных граждан,  семей с несовершеннолетними  детьми и другими нетрудоспособными  членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление  нуждающимся временного жилья и т.п.;

- профилактика  бедности: создание семьям условий  для самостоятельного обеспечения  своего благополучия, семейного  предпринимательства;

- надомные услуги  нуждающимся в постороннем уходе  (доставка продуктов, лекарств, транспортировка  на лечение, наблюдение на дому  за состоянием здоровья и т.д.);

- содействие  развитию нетрадиционных форм  дошкольного, школьного и внешкольного  воспитания;

- организация  временного вынужденного пребывания  ребенка вне родительской семьи,  его дальнейшее устройство в  детское учреждение, под опеку  (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

- консультирование  специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и  т.д.);

- участие в  подготовке молодежи к выбору  профессии;

- подготовку  юношей и девушек к браку  и сознательному родительству;

- родительский  медико-психологический всеобуч;

в) функция социального  корректирования и реабилитации, которая включает:

- социальную  медико-психологическую реабилитацию  несовершеннолетних с отклоняющимся  поведением, безнадзорных детей  и подростков, детей, оставшихся  без попечения родителей;

- медико - социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования  социальных нужд, в рамках которой  выделяются три направления:

- предоставление  клиенту информации, необходимой  для разрешения сложной жизненной  ситуации;

- распространение  среди населения медико - психологических, педагогических и иных знаний;

- изучение специалистами  по социальной работе, специально  созданными учреждениями, а также  с помощью научных организаций  потребностей своих клиентов  и социальных проблем, порождающих  кризисные ситуации в регионе,  разработка и реализация конкретных  мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

- участие специалистов  социальной службы в разработке  чрезвычайных программ;

- формирование  в рамках спасательных служб,  организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Основные направления  социального обслуживания населения  определены Федеральным Законом  « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.):

- предоставление  материальной помощи гражданам,  находящимся в трудной жизненной  ситуации, в виде денежных средств,  продуктов питания и т.д., а  также специальных транспортных  средств, технических средств  реабилитации инвалидов и лиц,  нуждающихся в постороннем уходе; 

- социальное  обслуживание на дому, которое  осуществляется путем предоставления  социальных услуг гражданам, нуждающимся  в постороннем или временном  нестационарном социальном обслуживании;

- социальное  обслуживание в стационарных  учреждениях, осуществляемое путем  предоставления социальных услуг  гражданам, частично или полностью  утратившим способность к самообслуживанию  и нуждающимся в постоянном  постороннем уходе, и обеспечивающее  создание соответствующих их  возрасту и состоянию здоровья  условий жизнедеятельности, проведение  мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание,  уход, а также организацию посильной  трудовой деятельности, отдыха и  досуга;

- предоставление  временного приюта в специализированных  учреждениях социального обслуживания  детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним  детям, гражданам, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного  места жительства, пострадавшим  от психологического или физического  насилия и другим клиентам  социальной службы, нуждающимся  в определении временного приюта;

- организация  дневного пребывания в учреждениях  социального обслуживания с предоставлением  социально - бытового, социально  - медицинского и иного обслуживания  сохранившим способность к самообслуживанию  и активному передвижению гражданам  преклонного возраста и инвалидам,  а также другим лицам, в том  числе несовершеннолетним, находящимся  в трудной жизненной ситуации;

- консультативная  помощь по вопросам социально  - бытового и социально - медицинского  обеспечения жизнедеятельности,  психолого-педагогической помощи, социально  - правовой защиты;

- реабилитационные  услуги лицам с ограниченными  возможностями, несовершеннолетним  правонарушителям, другим гражданам,  попавшим в трудную жизненную  ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Социальное обслуживается базируется на принципах:[11 Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2002]

- равных возможностей  граждан независимо от национальности, пола и возраста;

- доступности;

- добровольности;

- содействия  социальной адаптации с опорой  на собственные силы;

- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

- профилактической  направленности;

- законности  и учета международных стандартов.

Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы  социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных начал в организации  социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных  ситуациях означает, что государство  обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного  рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми  средствами, определяет обязанности  учреждений, органов управления и  работников социальной службы.

Принцип опоры  на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое  звено в работе социальных служб  и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует  социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

Принцип территориальности  означает, что социальная служба максимально  приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов  и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

Принцип информированности  означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют  право на сбор информации, получение  по мотивированному запросу от государственных  и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций  и помощи клиентам.

Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры  и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам  молодежи и занятости и другими  органами управления, а также с  общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

 

2. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:  ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место  в этой системе принадлежит территориальным  центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой  совокупность органов управления и  специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий  населения на территории различных  административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления социальным обслуживанием населения  на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные  органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации  при наличии лицензии) создают  специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых  отводится территориальным центрам  социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.11 Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2002 Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально - педагогическую, медико - социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной  службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

На рисунке 2 показаны основные центры социального  обслуживания независимо населения  и соотношение между государственными, негосударственными и муниципальными службами.

 

Рис.2.

Сегодня можно  наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий  социального обслуживания, возникают  их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и  групп населения. Система социального  обслуживания еще находится в  стадии формирования.

Финансирование  институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной  основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:[11 Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. Издательство: ИНИОН РАН, 2006]

- нормативных  отчислений из бюджетов соответствующего  уровня в размере не менее  2 % расходной части бюджета;

- поступлений  из фонда социальной поддержки  населения за счет выделения  части средств на цели социальной  поддержки семей с детьми;

- средств из  федерального бюджета на выполнение  уставных задач;

- финансов в  результате перераспределения средств  между комитетами и отделами  служб различного уровня на  реализацию областных, городских  и районных программ;

- дополнительных  средств на областного и местного  бюджетов на обеспечение целевых  мероприятий по адаптации доходов  населения к росту стоимости  жизни и другое;

- доходов от  платных услуг и от хозяйственной  деятельности учреждений службы;

- благотворительных  пожертвований и взносов предприятий,  общественных организаций и частных  лиц, поступлений от благотворительных  акций.

Средства специализированных центров формируется в зависимости  от вида деятельности и типа организации  их финансирования: бюджетного, хозрасчетного  или смешанного. При организации  центром платных услуг населению  и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Информация о работе Социальное обслуживание пожилых людей