Социализация умственно отсталых школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социально

Работа содержит 1 файл

курсовая (гусева).docx

— 45.42 Кб (Скачать)

     Возможность положительных результатов коррекционной  работы определила особый подход к воспитанию и обучению детей данной категории.

     Технология  организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей в образовательном учреждении компенсирующего и комбинированного вида предусматривает соблюдение следующих условий:

     - наличие в учреждении диагностико-консультативной  службы;

     - построение воспитательно-образовательного  процесса (с учетом индивидуальных  возрастных, психофизиологических, личностных  особенностей и возможностей  детей), обеспечивающего коррекцию  нарушений умственного, речевого  и эмоционального развития и  стимулирование, обогащение развития  во всех видах деятельности (познавательной, продуктивной, трудовой, коммуникативной);

     - использование адекватных технологий, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием);

     - взаимодействие с семьей (активное  включение родителей в жизнь  учреждения, просвещение родителей);

     - проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий и других видов деятельности.

     Первое  направление коррекционной деятельности заключается в максимально возможном  решении проблем в соматическом здоровье детей. Лечебно-реабилитационные схемы включают в себя курсы мануальной терапии, физиотерапевтические процедуры, ЛФК, массаж, ингаляцию травами и многое другое.

     Второе  направление деятельности – психолого-педагогическая коррекция, ориентированное на максимальную успешность. Этому способствуют определенные образовательные программы и возможность ее изменения в процессе обучения ребенка.

     Рассмотрим  некоторые из направлений коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников со всевозможными дефектами.

     Принципиальный  подход к изучению социализации аномального  ребенка предложен Л. С. Выготским, который рассматривал общение детей  с окружающими как фактор коррекции  их недостатков.

     Целенаправленное  формирование эффективных социально-коммуникативных  навыков, обеспечение условий для  их продуктивного взаимодействия с  окружающими являются существенными  факторами социализации этих детей  и компенсации нарушений в  их развитии.

     Самостоятельно, без целенаправленного обучения коммуникативная деятельность у  детей данной категории развивается  со значительным отставанием от коммуникативных  умений и навыков нормально развивающихся  сверстников.

     Положительный опыт взаимодействия с родителями способствует формированию адекватных коммуникативных  навыков, нравственных качеств.

     Целенаправленное  формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей), создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы, различными формами общения, обеспечение  полноценных эмоциональных и  деловых контактов со взрослыми  и сверстниками позволяет решать практические вопросы социализации в современном обществе.

     Социальное  развитие личности осуществляется в  деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются  разнообразные потребности ребенка.  
 
 

     Опыт  работы с детьми с различными нарушениями показывает, что нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка пагубно отражаются на формировании его личности.

     Необходимы значительные усилия для того, чтобы ребенок научился осознавать свои эмоциональные проявления, а также понимать эмоции других детей и взрослых, а в дальнейшем – мог адекватно регулировать свое поведение.

     Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы  предполагает следующие направления:

     - обучение умению фиксировать  свое внимание на эмоциональном  состоянии других – людей и  животных;

     - обучению правильному распознанию  эмоционального состояния другого  человека по внешним признакам  того или иного чувства;

     - обучение умению анализировать  собственные эмоции;

     - обучение поведенческой этике  на эмоциональной основе.

     С этой целью активно внедряются упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, рассказы, беседы, игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи и др.[24; 11]

     Как правило, у детей не редки случаи нарушения речевой функции: общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), дислалия, дизартрия и т.д.

     Спецификой  в организации работы по коррекции  речевых нарушений является обязательное наличие практической деятельности, сочетающейся с умелым использованием наглядности и живого слова педагога. В логопедии разработаны довольно эффективные методики коррекции речевых нарушений: дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики, логоритмические упражнения, массаж, мнемотехника, элементы песочной терапии и многое другое.

     Психологическая реабилитация рассматривается как  система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний, а также процесс, направленный на адаптацию личности ребенка к определенным социальным условиям.

     Психологическая реабилитация должна проходить с  учетом принципов:

     - реабилитация детей должна начинаться  на самых ранних стадиях развития;

     - процесс реабилитации осуществляется  последовательно и непрерывно  до полного восстановления или  компенсации нарушенных функций;

     - процесс реабилитации строится  с учетом комплексного подхода  в осуществлении психореабилитационных  мер.

     Базовая задача психологической реабилитации должна состоять в закреплении воздействия  коррекционно-консультационных мероприятий  через системное и последовательное расширение и углубление направленных воздействий.

     Успех коррекционной работы с ребенком обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка стали  активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности  своего ребенка и в положительный  результат коррекционно-развивающего обучения. Необходимо распространение  среди родителей специальных  педагогических и психологических  знаний, укрепление доверия к психолого-педагогическому  персоналу и желание сотрудничать в деле помощи ребенку.

     Важно отметить основные направления психолого-педагогического  сопровождения семей:

     - диагностика, коррекция и предупреждение  вторичных отклонений в развитии  психики ребенка;

     - оказание ребенку помощи в  реализации его образовательных  потребностей, создание педагогических  условий для проведения с ним  коррекционно-развивающих занятий;

     - информационная помощь родителям  в отношении проблем развития  ребенка и формирование у них  педагогической этики и психолого-педагогической  компетентности;

     - включение родителей в педагогический  процесс.

     Психолого-педагогическое сопровождение семьи требует  широкого использования на практике комплекса интегрированных средств  взаимодействия всех взрослых (специалисты  и родители), являющихся заинтересованными  участниками образовательного и  воспитательного процессов.

     При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесообразно создание специальных  педагогических условий для формирования сотрудничества ребенка со взрослым:

     - эмоциональный контакт взрослого  с ребенком;

     - правильное определение способов  постановки перед ребенком образовательно-воспитательных  задач;

     - подбор способов передачи ребенку  общественного опыта (совместные  действия, подражание, действие по  образцу и речевой инструкции).

     Вышеуказанные виды работы имеют коррекционную  значимость лишь при системном формировании детской деятельности. Реализация поставленных задач возможна при условии организации  жизни ребенка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом  окружающей среды и общения.

     Таким образом, вся работа по социальному  развитию нацелена на формирование у  детей навыков продуктивного  взаимодействия с окружающими людьми, их подготовку к школьному обучению, а в конечном итоге – на адаптацию  к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. Для этого необходимо создание специальных  педагогических условий в семье и образовательных учреждениях. 
 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Обобщение результатов исследования теоретических  источников позволило выявить основные проблемы социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и  зарубежной литературе, выявить особенности  и условия процесса социализации дошкольников, изучить особенности  развития детей с задержкой психического развития и средства их успешной социализации.

     Главная проблема ребенка с недоразвитием заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.

     Отклонения  в развитии приводят к "выпадению" (Л.С.Выготский) из социального и  культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой  как источником развития.

     Подобное  понимание проблемы подводит к дифференцированию  содержания и механизмов социального  развития ребенка.

     Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей  с различными нарушениями – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

     Процесс социализации личности ребенка будет  эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы  они могли приобрести и усвоить  определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для  жизни в обществе.

     Необходимо  признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и  успешной социализации его личности.

       Для того чтобы процесс социализации детей наиболее полноценно, необходимо использовать программу ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического аспекта их жизнедеятельности.

     Основные  характеристики личности ребенка с  ЗПР связываются с развитием  высших психических функций, поэтому  важно, чтобы педагогическое управление развитием ребенка происходило  через создание условий для врастания  компонентов социального опыта  в структуру личности ребенка, что  способствует формированию его собственной  картины мира в единстве сознания, отношения и поведения.

     Основные  задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности.

     Социально-педагогическую деятельность необходимо реализовывать как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов развития.

Информация о работе Социализация умственно отсталых школьников