Социализация умственно отсталых школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социально

Работа содержит 1 файл

курсовая (гусева).docx

— 45.42 Кб (Скачать)

     Введение 
 

     В современном мире проблема социального  развития подрастающего поколения  становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

     Именно  в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и  эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка  не только в предметный мир, но и  в социальное пространство отношений  через общение с близкими взрослыми  и со сверстниками. Особенно важны  в этом отношении ранние этапы  развития ребенка, когда закладываются  основы социальных связей, отношений  с обществом и происходит его  социальное становление.

     По  мнению Л.С.Выготского физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает ″нормальное врастание ребенка в культуру″.

     По статистике, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации в силу имеющихся нарушений в развитии. Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с теми или иными анамалиями, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтом. Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация. Специфические особенности социализации детей, имеющих дефект, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у подобных детей, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

     Темп  и качество социальной реабилитации во многом зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории. Такие дети могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что, в последствие, нарушает социальную адаптацию и реабилитацию.

     Большинство ученых и практиков признает, что  для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с  отклонениями в развитии необходимо проводить их социальную адаптацию  в условиях интеграции. 
 
 
 
 
 

        
 
 

                                               Глава ПЕрвая

             Сущность процесса социализации 

     Социализация  – самое широкое понятие среди  процессов, характеризующих образование  личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых  форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и  духовной культурой, адаптацию к  социуму, но и выработку (совместно  с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.

     Рассматривая проблему социализации и ее соотношение с воспитанием, педагоги определяют ее как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. В психологическом словаре социализация рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.

     Так же социализацию определяют как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения).  
Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни.

     Рассуждая о процессе социализации, педагоги предлагают

     рассматривать социализацию как педагогическую проблему.

     Важно, что педагогика как наука о  педагогических процессах призвана выявить: структуру социализации, ее взаимосвязи в целостном процессе образования личности, пути, способы, организационные формы включения воспитанников в социальные отношения, педагогические условия, помогающие ребенку познавать социальную действительность и осваивать позицию субъекта социальной жизни.

     Педагоги выделяют несколько параметров значимости процесса социализации для процесса образования личности:

     - параметр целеполагания – выделение  в качестве цели воспитания  сомореализацию человеком своих  способностей;

     - параметр осмысления социализации  связан с поиском нового содержания  образования;

     - параметр педагогического значения  социализации – поиск результативных  способов присвоения детям социального  опыта;

     - параметр результативности – осмысление качества образования, поиск критериев результативности образования.

     Анализ  процесса социализации как педагогического  явления позволяет представить  его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных  компонентов:

     - коммуникативный компонент –  овладение языком и речью.

     - познавательный компонент – освоение  определенного круга знаний об  окружающей действительности.

     -поведенческий  компонент – усвоение индивидуумом  модели поведения.

     - ценностный компонент – отношение  индивидуума к ценностям общества.

     Социальное  развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью  и окружающим миром и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре.

     Второй  путь социального развития осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры.  

     Каждая  стадия социализации ребенка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегративность, индивидуализированность).

       Социальный опыт приобретается  ребенком в общении и зависит  от разнообразных социальных  отношений, которые ему предоставляются  ближайшим окружением. Усвоение  ребенком общечеловеческого опыта,  накопленного предшествующими поколениями,  происходит только в совместной  деятельности и общении с другими  людьми. Именно так ребенок овладевает  речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные  убеждения, духовные ценности  и потребности, закладывается  характер.

     Современные исследователи рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявления:

     - адаптация к социальному миру;

     - интеграция и принятие социального  мира как данности;

     -дифференциация  – способности и потребности  изменять, преобразовывать социальную  действительность, социальный мир  и индивидуализироваться в нем.

     В процессе социализации выделяются следующие  особенности:

     1. В отличие от взрослых, которые  способны к самоуправлению, у  детей корректируются базовые  ценностные ориентации, которые  закрепляются на уровне эмоционально-ценностных  отношений в процессе вхождения  в социум.

     2. Взрослые способны оценивать  социальные нормы. Критически  к ним относиться; дети усваивают  их, как предписанные регуляторы  поведения.

     3. Социализация детей строится  на подчинении взрослым, выполнении  определенных правил и требований.

     4. Социализация взрослых ориентирована  на овладение определенными навыками; у детей ведущая роль принадлежит  мотивации поведения. 

     Данная  специфика социализации ребенка  требует специальной организации  деятельности взрослых – комплексного сопровождения социального становления  ребенка в процессе его воспитания, образования и развития.

     Важным  этапом на пути становления социального  познания ребенка становится переход  представлений об окружающем мире на знаниевую основу.

     В настоящее время задачи социального  развития детей педагогикой через  осознание взаимосвязей с воспитанием  и обучением.

     Таким образом, процесс социализации происходит под влиянием ряда факторов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с  социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а  также прогнозировать траектории социального  развития ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      

                                    

                                   Глава вторая

          Условия полноценной социализации

     социализация  ребенок задержка психический

     В процессе социализации ребенок испытывает множество педагогических влияний, идущих от взрослых: родителей, старших  членов семьи, учителей и т.д. Они действуют, как правило, одновременно и вместе с тем автономно, и конкретный ребенок всегда оказывается в пересечении множества рассогласованных социализирующих воздействий.

     Социализация  не может проходить вне институтов социализации, при условии, что усилия этих институтов будут скоординированы.

     По  мнению всех педагогов, психологов, социологов важнейшим институтом социализации является семья.

     Семья играет ведущую роль в физическом, эмоциональном, умственном развитии детей. Социальными нормами ребенок  овладевает именно в семье. Только в  семье формируются фундаментальные  ценностные ориентации, определяется стиль жизни, устремления, планы  и способы их достижения. Здесь  ребенок знакомится с трудовыми  навыками, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве. Тем самым ребенок  учится уважать труд родителей, родственников, других людей.

     Семья способствует самоидентификации детей, помогает им увидеть свои сильные  и слабые стороны, способствует развитию чувства принадлежности.

       Семья обладает большим воспитательным  потенциалом. Именно в семье  ребенок познает, что такое  добро и зло, любовь, дружба, верность.

     Семья выполняет также образовательную  функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования  родителей.

     Выполнение  семейных функций является важным условием существования семьи.

     Социальное  развитие ребенка, по мнению педагогов, осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации

     Общепризнано  влияние среды на результативность социального воспитания. Правильно  организованная предметно-пространственная среда является основой самостоятельной  деятельности детей с учетом гендерных  особенностей. Роль взрослого заключается  в том, чтобы открыть перед  мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды.

Информация о работе Социализация умственно отсталых школьников