Социализация умственно отсталых школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социально

Работа содержит 1 файл

курсовая (гусева).docx

— 45.42 Кб (Скачать)

     В процессе организации предметной среды  необходимо соблюдение следующих требований:

     - содействие современному и качественному  развитию всех психических процессов  – восприятия, мышления, памяти, воображения  и т.д.;

     - отражение в содержании основных элементов социальной культуры (этической, семейнобытовой, национальной, этнической), обеспечивающих общее личностное развитие (познавательное, речевое, художественное, эстетическое, физическое);

     - соотнесенность с возрастом ребенка,  ориентация на ″зону ближайшего  развития″ (Л.С.Выготский);

     - учет возрастных и половых различий детей.

     Детский сад играет важную социально-воспитательную роль в обучении детей. Взаимодействуя с коллективом сверстников и взрослых,

     Дети  используют необходимые вербальные средства общения: объяснения, вопросы, указания, приветствия и др. В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка и самом себе. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания. Процесс личностного развития ребенка под влиянием взаимоотношений с окружающими можно представить следующим образом. В доступных для ребенка видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых ребенком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития личности.

     Коллектив выступает важнейшим средством  социальной защиты детей выравнивания их возможностей для социального  старта.

     Некоторые ученые обращают внимание на то, что позитивная социализация возможна лишь в том случае, если жизнь коллектива насыщена и привлекательна, если взаимодействие в группе не только интенсивно, но и содержательно, все настроены друг к другу доброжелательно.

     Чтобы ребенок стал полноправным членом такого института социализации как школа, необходимо работать над качеством его социальной адаптации еще в детском саду.

     Адаптация к социуму требует от ребенка  подчинения своих индивидуальных желаний  нормам и запретам учреждения в котором находится ребенок. Социальная адаптация – это состояние гармонии между индивидом и социальной средой. Для того, чтобы жить среди других людей, чувствовать себя комфортно в социуме, быть принятым и понятым этими другими, очень важно уметь понимать и чувствовать их эмоционально-психические состояния, адекватно на них реагировать. Подобное поведение требует умения замечать, распознавать состояние другого, владения "языком" эмоций, т.е. формирования эмоционально-перцептивных способностей.

     Уровень понимания детьми того или иного  эмоционального состояния зависит от ряда условий:

     - от знака и модальности эмоции. Так, положительные эмоции распознаются детьми легче и лучше (радость, например), чем отрицательные (гнев, страх);

     - от возраста и накопленного  в процессе жизни и общения  опыта распознавания эмоционального  состояния в различных жизненных  ситуациях, в различном эмоциональном  микроклимате и пр. Подобный опыт  накапливается у детей чаще всего стихийно, но его обогащение может быть и специально организовано, что, безусловно, повышает возможности и умение

     детей понимать эмоциональное состояние;

     - от степени владения ребенком словесными обозначениями эмоций.

     Однако, несмотря на формирующуюся в дошкольном возрасте способность встать в позицию  другого человека, эмоционально отзываться на переживания людей, соответствующее  указанным возможностям ребенка  его поведение все еще ограниченно  рамками собственного опыта и  кругом общения и, безусловно, требует со стороны взрослого организации определенной развивающей работы.

     Социальный  опыт – это всегда результат действий ребенка, его активного взаимодействия с окружающим миром.

     Социальный  опыт приобретается ребенком:

     - в процессе осваивания обширного фонда социальной информации, умений и навыков;

     - в процессе общения в рамках  различных социальных групп, усваивая  социальные символы, установки,  ценности;

     - в процессе выполнения различных  социальных ролей, усваивая нормы  поведения. 

     Потребность в эмоциональном контакте со сверстниками и необходимость реализации себя в дружеском и товарищеском общении у ребят очень велика, но не все могут ее удовлетворить. Одним из наиболее эффективных средств реализации этой возможности является стремление соответствовать детской субкультуре.

     Посредством детской субкультуры удовлетворяются  важнейшие социальные потребности  ребенка, такие как потребность  в изоляции от взрослых, близости с  другими людьми за пределами семьи, потребность участвовать в самостоятельных  и в социальных изменениях.

     Детская субкультура – особая система  бытующих в детской среде представлений  о мире, ценностях, форм общения и  деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам.

     Детская субкультура выполняет определенные функции:

     1. Важнейшую и самую первую личностную  категорию – половую принадлежность  – ребенок усваивает во многом  благодаря другим детям.

     2. Детская субкультура предоставляет  ребенку экспериментальную площадку  для опробования себя, определения  границ своих возможностей, усиливает  хону вариативного развития, готовя  его к решению проблемных задач  в нестандартных ситуациях.

     3. Пространство детской субкультуры создает ребенку ″психологическое укрытие″, защиту от неприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию.

     Приобщение  ребенка к детской субкультуре  способствует гармонизации социализации - индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознание своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.

     Воспитание  – непременная составляющая широкого и многофакторного процесса социализации. Воспитание обеспечивает не только ″вход  в социум″, но и ″обретение себя″. Без воспитания эти два взаимосвязанных  процесса неосуществимы.

     В психологическом словаре воспитание трактуется как процесс взаимодействия субъектов общения, обеспечивающий формирование личности.

     Процесс воспитания характеризует как ″форма совместной деятельности членов общества по использованию материальных, финансовых, духовных, человеческих ресурсов общества для планомерного создания условий удовлетворения важнейшей социальной потребности – развития членов общества″.

     Понимание воспитания как процесса организованной социализации, обеспечивающего становление  социального опыта воспитанников, указывает на то, что результат воспитания следует устанавливать по степени проявления у детей способности разрешить жизненные проблемы, делать осознанный нравственный выбор.

     Как любой процесс воспитание протекает  под воздействием определенных методов. Назначение методов воспитания многогранно. Посредством методов осуществляется комплексное формирование сознания, поведения, убеждения, идеалов, привычек, навыков, чувств, воли, характера, нравственных качеств и т.д., что указывает на широкие возможности их применения – от самых общих компонентов личности воспитанника до конкретных качеств. В связи с этим надо учитывать как боле конкретные, так и более общие последствия применения методов воспитания в определенной ситуации.

     К основным методам воспитания относятся:

     - метод стимулирования, направленный  на повышение стремления воспитанника  к участию в определенной деятельности, активизацию внимания, восприятия, эмоциональной сферы;

     - метод репродуцирования, направленный  на осуществление воспитывающей  деятельности, посредством выполнения  воспитанником конкретных действий определенным способом;

     - метод закрепления и обогащения, направленный на формирование  у воспитанника необходимых качеств  личности, активизацию самостоятельных  усилий воспитанника;

     - метод содействия и творчества, обеспечивающий благоприятные условия  и содействие самостоятельной  деятельности воспитанника.

     В условиях современного воспитания важно, чтобы воспитатель осознавал  себя в качестве агента социализации. Именно воспитатель, проявляя себя агентом  социализации, демонстрирует детям  ожидания ближайшего социального окружения, создает условия для добровольного  воспроизводства ими социальных связей и отношений.

     На  основании вышесказанного, можно  сделать вывод, что процесс социализации предполагает реализацию комплексного подхода, предполагающего взаимосвязь всех структурных компонентов:

     - сохранение семейных ценностей  и установок;

     - осуществление гендерного подхода  в воспитании и образовании;

     - создание условий для успешной  адаптации ребенка к социальному  миру;

     - организация разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;

     - приобщение ребенка к ″всеобщему  социальному″ и постепенное открытие, утверждение себя как субъекта  социальной культуры;

     - осознание и реализация социализирующей  сущности воспитания.

     Основными линиями социального развития являются: социализация как процесс приобщения к социальной культуре, ее интериоризации, обеспечивающей социальную адаптацию  индивида в обществе, и индивидуализация как процесс обособления, становления  универсальных социальных способностей.

       Таким образом, можно заключить,  что процесс социализации представляет  собой сложное явление, в ходе  которого происходит присвоение  ребенком объективно заданных  норм человеческого общежития  и постоянное открытие, утверждение  себя как социального субъекта  и требует создания определенных  условий организации жизни ребенка,  насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким  интеллектуальным потенциалом окружающей  среды и общения.

 

                                       ГЛАВА ТРЕТЬЯ

          ОСОБЕННОСТИ И Средства социализации

     При разработке теоретических основ  изучения детей с различными дефектами использовались идеи Л.С.Выготского, базирующиеся на оценке качественных новообразований каждого возрастного периода, что в итоге определило принципы научных отечественных исследований во многих областях психологии.

     В настоящее время достигнуты большие  успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с различными дефектами.  

     Одной из наиболее актуальных проблем совершенствования  системы специального обучения является интеграция детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и построение коррекционно-развивающего процесса, при котором обучение предполагает овладение ими государственного стандарта в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми.

     Традиционно в специальной педагогике и специальной  психологии существуют два основных направления осуществления коррекционного воздействия. Одно из них реализуется  в области коррекции высших психических  функций. Другое направление работы базируется на признании значимости коррекционного влияния на ведущую  и типичные виды деятельности ребенка.

     Коррекционная поддержка детей с различными дефектами осуществляется в образовательных учреждениях комбинированного вида, имеющего как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида, а также в общеобразовательного вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.

     Дети, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждении компенсирующего или комбинированного вида.

Информация о работе Социализация умственно отсталых школьников