Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:48, курсовая работа
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социально
В процессе организации предметной среды необходимо соблюдение следующих требований:
-
содействие современному и
- отражение в содержании основных элементов социальной культуры (этической, семейнобытовой, национальной, этнической), обеспечивающих общее личностное развитие (познавательное, речевое, художественное, эстетическое, физическое);
-
соотнесенность с возрастом
- учет возрастных и половых различий детей.
Детский сад играет важную социально-воспитательную роль в обучении детей. Взаимодействуя с коллективом сверстников и взрослых,
Дети используют необходимые вербальные средства общения: объяснения, вопросы, указания, приветствия и др. В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка и самом себе. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания. Процесс личностного развития ребенка под влиянием взаимоотношений с окружающими можно представить следующим образом. В доступных для ребенка видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых ребенком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития личности.
Коллектив выступает важнейшим средством социальной защиты детей выравнивания их возможностей для социального старта.
Некоторые ученые обращают внимание на то, что позитивная социализация возможна лишь в том случае, если жизнь коллектива насыщена и привлекательна, если взаимодействие в группе не только интенсивно, но и содержательно, все настроены друг к другу доброжелательно.
Чтобы ребенок стал полноправным членом такого института социализации как школа, необходимо работать над качеством его социальной адаптации еще в детском саду.
Адаптация к социуму требует от ребенка подчинения своих индивидуальных желаний нормам и запретам учреждения в котором находится ребенок. Социальная адаптация – это состояние гармонии между индивидом и социальной средой. Для того, чтобы жить среди других людей, чувствовать себя комфортно в социуме, быть принятым и понятым этими другими, очень важно уметь понимать и чувствовать их эмоционально-психические состояния, адекватно на них реагировать. Подобное поведение требует умения замечать, распознавать состояние другого, владения "языком" эмоций, т.е. формирования эмоционально-перцептивных способностей.
Уровень понимания детьми того или иного эмоционального состояния зависит от ряда условий:
- от знака и модальности эмоции. Так, положительные эмоции распознаются детьми легче и лучше (радость, например), чем отрицательные (гнев, страх);
-
от возраста и накопленного
в процессе жизни и общения
опыта распознавания
детей понимать эмоциональное состояние;
- от степени владения ребенком словесными обозначениями эмоций.
Однако,
несмотря на формирующуюся в дошкольном
возрасте способность встать в позицию
другого человека, эмоционально отзываться
на переживания людей, соответствующее
указанным возможностям ребенка
его поведение все еще
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, его активного взаимодействия с окружающим миром.
Социальный опыт приобретается ребенком:
- в процессе осваивания обширного фонда социальной информации, умений и навыков;
-
в процессе общения в рамках
различных социальных групп,
-
в процессе выполнения
Потребность в эмоциональном контакте со сверстниками и необходимость реализации себя в дружеском и товарищеском общении у ребят очень велика, но не все могут ее удовлетворить. Одним из наиболее эффективных средств реализации этой возможности является стремление соответствовать детской субкультуре.
Посредством
детской субкультуры
Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам.
Детская
субкультура выполняет
1.
Важнейшую и самую первую
2.
Детская субкультура
3. Пространство детской субкультуры создает ребенку ″психологическое укрытие″, защиту от неприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию.
Приобщение ребенка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации - индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознание своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.
Воспитание – непременная составляющая широкого и многофакторного процесса социализации. Воспитание обеспечивает не только ″вход в социум″, но и ″обретение себя″. Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.
В
психологическом словаре
Процесс воспитания характеризует как ″форма совместной деятельности членов общества по использованию материальных, финансовых, духовных, человеческих ресурсов общества для планомерного создания условий удовлетворения важнейшей социальной потребности – развития членов общества″.
Понимание
воспитания как процесса организованной
социализации, обеспечивающего становление
социального опыта
Как
любой процесс воспитание протекает
под воздействием определенных методов.
Назначение методов воспитания многогранно.
Посредством методов
К основным методам воспитания относятся:
-
метод стимулирования, направленный
на повышение стремления
-
метод репродуцирования, направленный
на осуществление
-
метод закрепления и
-
метод содействия и творчества,
обеспечивающий благоприятные
В
условиях современного воспитания важно,
чтобы воспитатель осознавал
себя в качестве агента социализации.
Именно воспитатель, проявляя себя агентом
социализации, демонстрирует детям
ожидания ближайшего социального окружения,
создает условия для
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс социализации предполагает реализацию комплексного подхода, предполагающего взаимосвязь всех структурных компонентов:
- сохранение семейных ценностей и установок;
-
осуществление гендерного
-
создание условий для успешной
адаптации ребенка к
- организация разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;
-
приобщение ребенка к ″
-
осознание и реализация
Основными линиями социального развития являются: социализация как процесс приобщения к социальной культуре, ее интериоризации, обеспечивающей социальную адаптацию индивида в обществе, и индивидуализация как процесс обособления, становления универсальных социальных способностей.
Таким образом, можно
ОСОБЕННОСТИ И Средства социализации
При разработке теоретических основ изучения детей с различными дефектами использовались идеи Л.С.Выготского, базирующиеся на оценке качественных новообразований каждого возрастного периода, что в итоге определило принципы научных отечественных исследований во многих областях психологии.
В
настоящее время достигнуты большие
успехи в клиническом и психолого-
Одной из наиболее актуальных проблем совершенствования системы специального обучения является интеграция детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и построение коррекционно-развивающего процесса, при котором обучение предполагает овладение ими государственного стандарта в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми.
Традиционно
в специальной педагогике и специальной
психологии существуют два основных
направления осуществления
Коррекционная поддержка детей с различными дефектами осуществляется в образовательных учреждениях комбинированного вида, имеющего как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида, а также в общеобразовательного вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.
Дети, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждении компенсирующего или комбинированного вида.
Информация о работе Социализация умственно отсталых школьников