Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:42, курсовая работа
Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности молодого человека.
Оглавление
Введение 3
Глава I. Социализация личности 6
1.1. Личность человека и различные подходы к ее изучению 6
1.2 Понятие и сущность социализации 15
1.3 Факторы социализации 16
1.4 Агенты социализации 17
1.5 Средства и механизмы социализации 19
Глава II. Школа как фактор социализации личности 24
2.1 Социально-психологическая адаптация учащегося 24
2.2 Условия эффективности организации взаимодействия в жизнедеятельности воспитательных организаций 25
Глава III. Проблемы социализации детей в школе 29
3.1 Группы сверстников 29
3.2 Воспитательные организации 30
Заключение 35
Библиография 36
Содержание
и формы жизнедеятельности
Школа как социальная-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов школьников создает возможность для реализации ими активности главным образом в сфере общения и игры, частично - в других сферах жизнедеятельности.
Мера реализации этих возможностей связана во многом с тем, сколь интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Направленность реализации активности в школе как в группе, определяясь нормами и ценностями, принятыми в ней, может быть как более и менее социально ценными, так и асоциальными, что определяет влияние этого вида взаимодействие на социализацию. Имеющиеся данные показывают, что определенная часть учащихся не стремится к взаимодействию в школе как в группе, а другие не находят в нем удовлетворения по различным причинам, сводят его к минимуму. Причем, с возрастом число школьников, реализующих эгрессивное поведение по отношение к школе как к группе, возрастает.
Таким образом, школьники в той или иной мере частично реализуют свою активность в соответствие с теми объективными возможностями, которые предоставляют все три «ипостаси» школы. Но результаты с этой точки зрения социализации имеют противоречивый характер, что связано с тем, что все три «ипостаси» школы объективно находятся между собой в отношениях как дополнительности, так и противостояния. Дополнительность их определяется тем, что они являются составными частями воспитательной организации, и в конечном счете их функционирование определяются нормами и ценностями общества.
Противостояние определяется следующими обстоятельствами. Обучение предполагает рассудочную форму усвоение определенной суммы стандартизированных программами знаний, очень мало ориентированных на внутренние переживание их школьниками и фактически не включают в себя опыта участия в реальной жизни. В результате этих знания, имея во многом абстрактный характер, оказываются нередко «непрактическими» для взаимодействия в школе как организации в группе.
В
школе - как организации - школьники
приобретают
В
школе - как в группе - ребята получают
стихийные знания и опыт реальной
жизни, которые, в свою очередь, в
большей своей части, оказываются
непрактичными для
Таким образом, становится очевидным, что объективные возможности реализации активности школьниками во взаимодействии в школе как воспитательной организации имеют частичный, противоречивый и не интегрированный характер.
Вывод по третьему разделу.
Характерная черта подростков - стремление жить в своем обществе. Причем в таком, где тебя принимают и где есть особые правила жизни, которые хочет соблюдать и создавать их самим. Такие условия способна создать школа. Но негативным фактором могут выступать различные варианты авторитарного стиля педагогического руководства, неправильная нерациональная организация образовательного процесса и учебной деятельности. Следовательно, нужно учитывать как интересы учеников, так и интересы педагогов, так как единственный путь достижения цели лежит в сотрудничестве.
В нашей работе дан категориальный статус понятию «социализация». Выделены и содержательно описаны факторы, средства и механизмы социализации, выявлены условия ее формирования у подростков.
Уточнена сущность социализации, структурированы основные компо-ненты и этапы ее прохождения. Теоретически обоснованы подходы к изуче-нию личности: с точки зрения бихевиоризма, гуманистической психологии и трансперсональной психологии, показаны условия социально-психологической адаптации подростков, при соблюдении которых она будет осуществляться более эффективно. Обоснована система педагогических средств процесса социализации подростков.
Анализ учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе показал нам насколько он несовершенен в российских школах: во-первых, обучение не учитывает интересов и потребностей своих подопечных; во-вторых, оно не отвечает запросам общества; и в-третьих, оно ориентируется на «среднего» ученика. На самом же деле на практике уже давно общество пришло к выводу, что одинаковых личностей нет, и что всякий талант способствует дальнейшему культурному прогрессу. А талант надо развивать. Это говорит, что надо вносить изменения в систему обучения и воспитания школьников. Изменения в системе образования подрастающего поколения произойдет лишь тогда, когда изменится мировоззрение учителей и профессиональные требования, предъявляемые к ним.