Социализация личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности молодого человека.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Глава I. Социализация личности 6
1.1. Личность человека и различные подходы к ее изучению 6
1.2 Понятие и сущность социализации 15
1.3 Факторы социализации 16
1.4 Агенты социализации 17
1.5 Средства и механизмы социализации 19
Глава II. Школа как фактор социализации личности 24
2.1 Социально-психологическая адаптация учащегося 24
2.2 Условия эффективности организации взаимодействия в жизнедеятельности воспитательных организаций 25
Глава III. Проблемы социализации детей в школе 29
3.1 Группы сверстников 29
3.2 Воспитательные организации 30
Заключение 35
Библиография 36

Работа содержит 1 файл

бусыгин.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     В психологическом словаре под  редакцией В. П. Зинченко предлагается другое понятие социально-психологической  адаптации. Это интегрированный  показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные психосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

     Важнейшим средством достижения социально-психологической  адаптации являются общее образование  и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Основные проявления же ее - взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

     Образование в буквальном смысле слова «формирование  образа» мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования - обучение в различных учебных заведениях.

     Также хотелось бы обратить внимание на определение  образования забытым русским  педагогом Сергеем Иосифовичем  Гессеном (1887 - 1950). Он рассматривал образование  как культуру личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. В этом, считал он, основа развития личности.

     Ученый  отмечал, что «подлинное образование  заключается не в передаче того культурного  содержания, которое составляет особенность поколения образовывающегося, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры».

     Таким образом, образование решает задачи совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.

     Обучение - двусторонний процесс учения и  преподавания. Процесс передачи и  усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении ребенок познает окружающий мир, а преподавание - руководство педагогом познавательной и учебной деятельностью ребенка.

     Обучение  дает ребенку знания, умения и навыки. Но в процессе приобретения знаний осуществляется и воспитание, прививаются  навыки поведения в обществе, отношение к труду, к людям.

     При рассмотрении процесса обучения нужно  не забывать, что этот процесс носит  социальный характер, так как он протекает при общении, взаимодействии учителя и ученика, ученика и  ученического коллектива.

     2.2 Условия эффективности организации взаимодействия в жизнедеятельности воспитательных организаций

 

     Базовым условием эффективности организации  взаимодействия в жизнедеятельности  воспитательных организаций можно  считать реализацию организаторами-руководителями-воспитателями  личностного подхода в воспитательном процессе.

     Личностный  подход в воспитании - последовательное отношение к воспитуемому как  к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту собственного развития.

     По  отношению к личности личностный подход предполагает помощь: в сознании воспитанником себя личностью; в выявлении, раскрытии и развитии ее возможностей; в становлении самосознания, в осуществлении субъективно и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения.

     Реализация  личностного подхода в практике воспитания эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на формирование его к себе и с самим собой, к миру и с миром, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости.

     Организацию жизнедеятельности воспитательной организации, взаимодействие руководителя с коллективом и между его членами определяет стиль руководства.

     Стиль руководства во многом определяет то, как реализуется управление жизнедеятельностью воспитательной организации и составляющих ее коллективов, а так же соотношение управления с самоуправлением и самоорганизацией.

     Управление - сознательное использование руководителем  отношений власти, имеющихся возможностей, научных знаний для создания в  воспитательной организации условий (материальных, организационных, психологических, и др.), благоприятных для получения результатов, как можно полнее реализующих задачи и цели социального воспитания.

     Самоуправление - решение вопросов жизнедеятельности  организации и первичных коллективов их членами в рамках полномочий, делегированных руководителями.

     Эффективное самоуправление предполагает участие  всех членов коллектива в выборе целей  жизнедеятельности, в определении  путей их достижения, в организации  и осуществлении жизнедеятельности, а также в ее анализе и оценке, в результате чего между ними создаются отношения ответственной зависимости.

     Самоорганизация - самопроизвольно протекающие в  человеческих общностях процессы регулирования, в основе которых лежат обычаи, традиции, особенности лидерства, нормы неформальных отношений, субкультурнык особенности и др. социально психологические феномены.

     В сфере самоорганизации действуют  очень эффективные неформальные санкции по отношению к тем  членам коллектива, которые каким-либо образом нарушают те или иные обычаи, нормы и пр. (от насмешки и сплетен, до разрыва отношений и изоляции).

     Стиль руководства и соотношение управления, самоуправления и самоорганизации  играю важную роль в актуализации воспитательных возможностей всех сфер жизнедеятельности в целях создания условий для развития человека в конкретных коллективах и организациях.

     Актуализация  воспитательных возможностей различных  сфер жизнедеятельности происходит в том случае, если руководители, с одной стороны, возбуждают у  членов коллектива интерес к содержанию жизнедеятельности, желание активно взаимодействовать с товарищами, а с другой- делают это содержание настолько субъективно значимым, чтобы оно давало пищу для размышлений и побуждало стремление осмысливать себя, других, отношения с собой, к миру и с миром.

     Важным  условием эффективности взаимодействия в жизнедеятельности можно считать  необходимость периодического усложнения ее содержания и форм организации. Это  связано с тем, что в любой  сфере жизнедеятельности со временем возникает противоречие между ее содержанием и формами организации, с одной стороны, и уровнем развития членов коллектива ( меняется их возраст, накапливается индивидуальный и социальный опыт, меняется социальная ситуация и т. д.).одним из продуктивных способов преодоления этого противоречия и является обогащение и усложнения содержания тех или иных сфер жизнедеятельности и изменение форм ее организации.

     Вывод по второму разделу.

     На  основе выше сказанного можно сделать  вывод, что обучение процесс социальный, обязательно включающий в себя воспитательные функции и направленный на образование человека, развитие его задатков и способностей, формирование гармонически развитой личности, формирование его нравственных и культурных качеств и соответствующего поведения в обществе. А частью процесса социализации является воспитание и обучение, которые образно выражаясь, можно назвать окультуриванием человека, т.е. прививанием ему заранее заданных культурных черт.

 

     Глава III. Проблемы социализации детей в школе

     3.1 Группы сверстников

 

     Наиболее существенную роль группы сверстников играют в жизни и в социализации подростающих поколений, особенно в подростковом и юношеском возрастах. Подростки и юноши одновременно входят в несколько групп - формализованные и неформализованные, общение в которых может иметь существенные различия.

     Формализованные группы (класс, учебная группа, ПТУ, техникума, и др.) могут играть весьма различную роль в социализации подростков и юношей в зависимости от содержания жизнедеятельности, характера сложившихся  в них взаимоотношений, а так же степени значимости для их членов.

     Позитивную  роль они играют в том случае, если взаимодействие в группе не только интенсивно, но и содержательно, когда  подросток или юноша чувствует  себя в ней принятым на равных, но и имеет приятелей и друзей, когда его негрупповые связи воспринимаются товарищами и им самим как нечто чуждой этой группе. Но это в идеале. А в реальности встречается много вариантов - позитивных и не очень.

     Так, в группе все настроены друг к  другу доброжелательно и с  удовольствием проводят вместе много времени помимо учебных или иных обязательных занятий. Но в одних случаях это времяпрепровождения насыщенно полезными делами, разговорами о серьезных проблемах, в других - время «убивается» на совместное ничегонеделание, смакование анекдотов и т. д.

     В формализованных группах бывает явное расслоение по разным основаниям. Иногда - по интересам. Если они содержательны, то взаимодействие дает пищу для ума. А если они примитивны, то ситуация принципиально иная. Встречаются  группы, где компания складывается «по одежке» в прямом смысле слова. Те, кто одет «фирменно», презирают тех кого они называют «серыми», «плебсом», «лохами» и пр. Между ними нет ни каких контактов.

     Может быть и так: взаимодействие в группе в целом позитивно, но не для всех. Группа может оказаться выше отдельных своих членов по уровню развития, интересам, социальной активности. А бывает наоборот: тот или иной подросток или юноша значительно опережает сверстников в развитии - интеллектуальном, психическом, социальном, физическом. И в том и в другом случае возникают трудности в общении с группой.

     Подростки и юноши, не удовлетворенные своей  позицией в формализованной группе, стремятся минимизировать свой контакт  с ее членами, ищут компенсации в  неформальных группах.

     3.2 Воспитательные организации

 

     В процессе социализации человека воспитательных организации играют двоякую роль. С одной стороны именно в них  осуществляется социальное воспитание как социально - контролируемая часть  социализации. С другой - они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно. Это связано с тем, что в любой организации в процессе общения их членов происходит взаимовлияние, которое по своему характеру может не совпадать с целями и нормами, культивируемыми их организаторами.

     Двоякую роль воспитательных организациях в  процессе социализации покажет на примере  общеобразовательной школе, которая  фактически сочетает в себе: образовательно-воспитательное учреждение, реализующие функции  воспитания через обучение учащихся; организацию, оказывающую воздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности учащихся вне учебного процесса; социально-психологическую группу (большую - школа в целом, и сетку малых групп), влияние которой на учащихся происходит в процессе свободного общения, неорганизуемой педагогами жизнедеятельности. Это разделение объективно и определяет объективные возможности реализации школьниками своей активности в процессе взаимодействия, характерно для каждого из этих «ипостасей» школы, и объективные возможности развития личности, заложенные в них.

     В процессе обучения в школе как  образовательном учреждение объективно создает возможности для реализации школьниками активности главным  образом в сфере познавания (но не исчерпывают этого вида активности, ибо обучение не исчерпывает познавание) и частично в сферах предметно-практической деятельности (преимущественно в процессе трудового обучения) и спорта (на уроке физкультуры). Меры реализации этих возможностей связана, по мимо других обстоятельств, с теми формами взаимодействия, которые используют педагоги в учебном процессе. Наиболее распространенными в практике являются фронтальные и индивидуальные формы. В тоже время оптимальные для реализации активности являются групповые формы. Однако их распространение сдерживаются тем, что теории и методике обучения учебный класс фактически не рассматриваются ни как группа, ни как коллектив, а в теории воспитания познавательная деятельность до сравнительно недавнего времени не рассматривалась как основа сплочения и развития коллектива класса. В результате процесс обучения не становится сферой реализации активности в сфере познания для довольно большой части школьников, что приводит к появлению эгрессивного (избегающего) поведения к отношение к учебе и следовательно, уменьшает влияние школы как образовательно-воспитательного, учреждения на воспитание человека и его социализацию в целом.

Информация о работе Социализация личности подростка