Социализация личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности молодого человека.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Глава I. Социализация личности 6
1.1. Личность человека и различные подходы к ее изучению 6
1.2 Понятие и сущность социализации 15
1.3 Факторы социализации 16
1.4 Агенты социализации 17
1.5 Средства и механизмы социализации 19
Глава II. Школа как фактор социализации личности 24
2.1 Социально-психологическая адаптация учащегося 24
2.2 Условия эффективности организации взаимодействия в жизнедеятельности воспитательных организаций 25
Глава III. Проблемы социализации детей в школе 29
3.1 Группы сверстников 29
3.2 Воспитательные организации 30
Заключение 35
Библиография 36

Работа содержит 1 файл

бусыгин.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     2: Потребности, связанные с безопасностью, - в уверенности, порядке, структурированности,  предсказуемости окружения.

     1: Базовые физиологические потребности.

     Общий принцип, предлагаемый для трактовки развития личности: ниже лежащие потребности должны быть сколько-то удовлетворены прежде, чем можно перейти к реализации высших. Без этого можно и не подозревать о существовании потребностей более высокого уровня. В целом, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья и гуманности он будет проявлять, и тем более индивидуален он будет. На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Достигают этого уровня немногие - менее 1%. Большинство просто слепо к своему потенциалу и не знает о его существовании. Этому способствует окружение: общество имеет тенденцию к нивелированию личности. Это же относится к семье: дети, растущие в обстановке дружелюбия, при удовлетворенной потребности в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации. В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает, что некоторые из потребностей более низкого «блокированы».

     Развитие  личности - это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего «реального Я».

     На  главный вопрос его теории - что  такое самоактуализация? - А. Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения включены в какое-либо дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание»

     Принадлежность  к группе и чувство самоуважения - необходимые условия для самоактуализации, т. к. человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей. И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты «Я»: проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию.

     Таким образом, с точки зрения теории самоактуализирующейся  личности, задача человека - стать тем, чем возможно - самим собой - в  обществе, где условия не способствуют этому. Человек - высшая ценность и, в конечном счете, отвечает лишь за то, чтобы состояться.

     Хотя  до конца 60-х годов ХХ в. трансперсональная  психология не оформилась как отдельная  дисциплина, трансперсональные тенденции  в психологии существовали уже несколько  десятилетий. Самыми видными представителями этого направления были К.Г. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу. Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением психоделических препаратов (ЛСД), методов холотропного погружения и ребёфинга (С. Грофф).

     Трансперсональная психология ищет новую теоретическую  парадигму, позволяющую описывать  явления, не получившие достаточного обоснования  в рамках первых «трех сил» - психоанализа, бихевиоризма и гуманистической  психологии. Первоочередно это относится  к предельным возможностям психики, к так называемым, мистическим переживаниям, мистическому сознанию и т.п., - формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда не с традиционных научных позиций.

     В центре трансперсональной психологии - «психологии за пределами личности» - измененные состояния сознания, переживание которых может привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидер этого направления - С. Грофф, разработавший метод холотропного дыхания, иначе называемого ребефингом.

     Эмпирическое  подтверждение трансперсональному подходу к пониманию человека дали 30-летние исследования Станислава Гроффа. Он доказал, что в сфере  сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее, полезно  выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания: 1) сенсорный барьер; 2) индивидуальное бессознательное; 3) уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы); 4) трансперсональная область. Большинству людей доступны переживания на всех четырех уровнях. Переживания эти можно наблюдать во время сеансов с психоделическими препаратами или в современных подходах экспериментальной психотерапии, где используется дыхание, музыка (ребёфинг, голотропное погружение), работа с телом. Переживанию способствуют самые разнообразные религиозные обряды, восточные духовные практики. Много случаев такого рода можно наблюдать во время спонтанных эпизодов неординарных состояний сознания.

     Кратко  охарактеризуем каждый из этих уровней.

     а) сенсорный барьер

     Всякая  техника, дающая возможность эмпирически  войти в сферу бессознательного, будет вначале активировать органы чувств: разнообразные физические ощущения в теле, (физический барьер), безадресные, по-видимому, ранее часто сдерживаемые эмоции (человеку хочется плакать или смеяться без какого-либо конкретного повода -- эмоциональный барьер), актуализация зрительных образов (цветные пятна, геометрические формы, какие-либо пейзажи могут мелькать в поле зрения за закрытыми веками -- образный барьер), изменения в слуховой зоне могут проявляться как звон в ушах, жужжание, звуки высокой частоты, это может сопровождаться необычными осязательными ощущениями в разных частях тела и т. п. Все эти сенсорные переживания и представляют тот «сенсорный барьер», который необходимо преодолеть, прежде чем начнется путешествие в бессознательную сферу психики.

     б) индивидуальное бессознательное 

     Следующая сфера переживаний область индивидуального  бессознательного - все что угодно из жизни человека - какой-то неразрешенный  конфликт, какое-то вытесненное из памяти и не интегрированное в ней травмирующее переживание может всплыть из бессознательного, любые события или обстоятельства жизни человека с момента рождения до настоящего момента, имеющие высокую эмоциональную значимость переживаний, - реально переживаются заново. Воспоминания из биографии проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания - системы конденсированного опыта (СКО). СКО это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, объединенных сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивных телесных ощущений одного и того же типа. Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств - депрессии, тревожности, страхов-фобий, сексуальных нарушений, мигрени, астмы и т. п. Особенно психотравмы, сопряженные с опасностью для жизни, оставляют неизгладимый отпечаток в психике.

     в) уровень рождения и смерти (перинатальные  матрицы)

     Если  на биографическом уровне индивидуального  бессознательного с опасными для  жизни ситуациями предстоит во время  самоисследования встретиться только тем, кто в действительности пережил схватку со смертью, то на следующем уровне бессознательного вопрос смерти универсален для каждого человека, поскольку при рождении каждый находился какое-то мгновение на грани смерти. Хотя полный спектр переживаний, происходящих на этом уровне, нельзя сводить к повторному проживанию биологического рождения, родовая травма составляет саму суть процесса. Поэтому Грофф назвал эту сферу бессознательного перинатальной.

     Перинатальный уровень бессознательного представляет собой многогранное и богатое вместилище эмоциональных состояний, телесных ощущений и мощной энергии. По-видимому, он функционирует как универсальная и относительно недифференцированная потенциальная матрица для развития большинства форм психопатологии. В той мере, в какой перинатальные матрицы отражают действительную травму рождения, можно ожидать существенного варьирования общего объема негативных элементов в разных случаях. Конечно же, есть разница между стремительными родами в лифте или такси по пути в родильный дом и родами продолжительностью в пятьдесят часов с применением щипцов и других экстренных мер.

     г) трансперсональная область

     По  мнению С. Гроффа, трансперсональные  явления обнаруживают связь человека с космосом - взаимоотношение, в настоящее  время непостижимое. Можно предположить по этому поводу, что где-то в ходе перинатального развития происходит странный количественно - качественный скачок, когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства. Трансперсональные переживания интерпретируются испытавшими их людьми как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовного прошлого, когда человек проживает воспоминания из жизни предков, из своих воплощений. Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

     Хотя  это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т. е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Эмоциональные, психосоматические и межличностные проблемы могут быть связаны с любым уровнем бессознательного (биографическим, перинатальным, трансперсональным), а иногда коренятся во всех. Главная отличительная черта подхода - модель души, в которой признаются значимость духовного и космического измерения и возможностей эволюции сознания, а также готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта. Используются, в частности, понятия бессознательного коллективного, сверхсознания и пр. В психотических состояниях видится духовный кризис и ресурс саморазвития. Особые переживания, возникающие в измененных состояниях сознания, позволяют клиенту встретиться не просто с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с духовным и космическим измерениями.

     1.2 Понятие и сущность социализации

 

     Человек - существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация - процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

     Сущность  социализации состоит в сочетании  приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации  тесно взаимосвязаны. Адаптация  предполагает согласование требований и ожидание социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

     Из  сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешенный конфликт между  мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в  обществе.

     Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

     Этапы социализации.

     В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных  этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

     Человек в процессе социализации проходит следующие  этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

     1.3 Факторы социализации

 

     Социализация  протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством  разнообразных условий, более или  менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия  принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма не равномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Информация о работе Социализация личности подростка