Социализация детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:29, реферат

Описание работы

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты понятия «социализация»
1.1 Феномены, механизмы, направления социализации
1.2 Содержание процесса социализации
1.2.1 Стадии процесса социализации
1.2.2 Институты социализации
Глава 2. Специфика социализации ребёнка
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.Социализация.docx

— 50.70 Кб (Скачать)

Приобретаемый опыт взаимодействия с социальной средой постепенно ложится в основу социального  поведения, социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и  приводит к социальному развитию, к социализации.

ДОУ должно организовывать процесс усвоения детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического  компонента их жизнедеятельности, с  учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для  достижения этого в дошкольном учреждении необходимо создать развивающую  среду для насыщенного и безопасного  жизнепроживания ребенка, сформировать представления о социальной действительности, эмоционально-ценностное отношение  к ней, также необходимо включить ребенка в разнообразную деятельность и общение и на основе этого  способствовать выработке творческой деятельности, закреплению знаний и  формированию личностных качеств.

Ребенок, родившись в человеческом обществе, в социальном мире, начинает его  познавать с того, что близко, что доступно, с чем он непосредственно  соприкасается, то есть с ближайшим социальным окружением, с которым он начинает взаимодействовать. Социальное воспитание и образование должно учитывать этот фактор. Необходимо опираться на то, что до пяти лет ребенок формирует представления о своем окружении. Его образование сводится к самоидентификации как члена семьи и выработке норм общения со взрослыми и своими товарищами. Содержание образования должно строиться на примере и имитации, включать в себя положительные и отрицательные образцы поведения. Основной канал познания организуется ребенком через игру. [10]

Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс  полноценно охватывал и использовал  принцип взаимодействия ДОУ и  семьи для полноценной реализации процесса социализации на этом и последующем  возрастном этапе. С пяти и до десяти лет познание ребенка сводится к  наблюдению явлений окружающего  мира. В результате вырабатываются четкие образы форм жизни и деятельности человека, осознание того, что человек  несет ответственность за свое поведение, может совмещать в себе выполнение нескольких социальных ролей.

Дошкольное образовательное учреждение на современном этапе должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как целостной технологии перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую - образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. Воспитательно-образовательный процесс должен строиться с опорой на сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшего микрофактора для достижения полноценной социализации ребенка.[10] 

      Заключение

  Социализация по сути является отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. 

Дошкольное образовательное учреждение должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка-дошкольника, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов развития.

Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда  особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для  эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский  сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Устанавливая  взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает  условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать  непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью  дошкольного учреждения, то ребенок  будет развит социально и как  личность.

В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.

Для того, чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с  родителями, семьей ребенка. Семья, как  один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана  с ДОУ. Очевидно, что семья и  детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и  должны взаимодействовать во имя  полноценного развития ребенка.

Список  использованной литературы

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник, 2003
  2. Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1968.
  3. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976.
  4. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  5. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.
  6. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  7. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.-М.: ВЛАДОС, 1995.
  9. Статья :  Роль семьи в социализации дошкольника. http://www.mgpu.ru/article.php?article=172
  10. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00196968_0.html

Информация о работе Социализация детей дошкольного возраста