Социализация детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:29, реферат

Описание работы

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты понятия «социализация»
1.1 Феномены, механизмы, направления социализации
1.2 Содержание процесса социализации
1.2.1 Стадии процесса социализации
1.2.2 Институты социализации
Глава 2. Специфика социализации ребёнка
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.Социализация.docx

— 50.70 Кб (Скачать)

Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:

– адаптации  к социальному миру;

– интеграции и принятия социального мира как  данности;

– дифференциации - способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться  в нём.

Направленность  и достижения человека, осуществляющего  процесс социализации, связаны с  обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделяются такие стадии и соответствующие  им приобретения человека, как стадия онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности).

Каждая  стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития - сначала жизнетворчество, потом  социотворчество, и, наконец, культуротворчество.

Достижения  социализации связаны с культурогенезом  детства - результатами освоения мира культуры и становления мира ребёнка  в единстве интериоризации и экстериоризации.

Исходя  из рассмотренных выше стадий социализации устанавливаются следующие содержательные изменения культурогенеза детства - адаптация, освоение, усвоение, присвоение, культуротворчество, отличающиеся особой социальной ситуацией развития ребёнка  во взаимодействии со значимым взрослым (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром).

В процессе социализации детей выделяют следующие  особенности:

в отличие  от взрослых, которые изменяют своё поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально  и социально значимому действию), у детей корректируются базовые  ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений  в процессе вхождения в социум;

взрослые  способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;

социализация  детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);

социализация  взрослых ориентирована на овладение  определёнными навыками (операционно-техническая  сфера), у детей ведущая роль принадлежит  мотивации поведения (мотивационно-потребностная  сфера).

Данная  специфика социализации ребёнка  требует специальной организации  деятельности взрослых - комплексного сопровождения социального становления  ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития.[10]

Личность  ребёнка может нормально развиваться  лишь в социальных условиях. Роль и  влияние социального мира на жизнь  и развитие ребёнка может быть описана через совокупность факторов, обусловливающих процесс социализации подрастающего поколения.

Факторы, влияющие на процесс  социализации ребенка.[10]

Фактор (в отличие от условий) - существенное обстоятельство, движущая сила и причина. Особое место в ряду факторов социализации занимает система воспитания подрастающего  поколения. Общество через институты  оказывает массовое, коллективное, групповое и индивидуальное воздействие  на каждого ребёнка.

Социализация  личности ребёнка происходит под  влиянием различных факторов, что  подтверждается многочисленными исследованиями по социальной педагогике, социологии. К числу факторов социализации человека относят:

- микрофакторы - непосредственная среда жизнедеятельности  ребёнка, ближайшее социальное  окружение: семья, соседи, детское  сообщество, микросоциум;

- мезофакторы  - этносоциокультурные условия региона,  субкультуры,СМИ, типа поселения(мегаполис,  средний город, малый город;  портовый, промышленный, курортный  центр, индустриально-культурный; село - большое, среднее, малое);

- макрофакторы - страна, этнос, общество, государство  (как определённая социально-экономическая,  социально-политическая система,  в рамках которой протекает  весь процесс жизнедеятельности  личности);

- мегафакторы  - космос, планета, мир, которые  соотносятся с аспектами национального,  регионального, континентального  и глобального в развитии человека.

Микрофакторы (семья, сверстники, воспитатели) - самые  весомые в первичной социализации ребёнка. Непосредственное окружение  оказывает воздействие на формирование личности в процессе повседневной жизни. Семья реализует функционально  социализацию и воспитание, обеспечивает комфорт, безопасность, психотерапию и  эмоциональную защиту ребёнка. Механизмами  семейной социализации, как и социализации вообще, являются естественное усвоение через подражание. усвоение норм и  правил через взаимоотношения (общение  и деятельность), полоролевая идентификация, общение со сверстниками.

Мезофакторы (язык, национальный характер, темперамент  менталитет, традиции, обычаи, «народное  воспитание», климат, география, тип  поселения, питания) играют немаловажную роль в освоении социального мира. Реализация механизмов социализации через  передачу опыта родителей, близких  позволяет ребёнку усваивать  этнокультуру.

Макрофакторы (демографические, экономические, социально-политические процессы) глобально детерминируют  ход и направленность социализации, происходящей на фоне интеграционных процессов в мировом сообществе.

Мегафакторы (Земля, космос, планета, мир, Вселенная): в настоящее время увеличивается  количество угроз (вызовов) человечеству. Данное обстоятельство оказывает опосредованное влияние на процесс социализации подрастающего поколения. Определяет основные мировоззренческие установки  и идеалы человечества на современном  этапе его развития.[9]

Действие  перечисленных факторов порождает  ряд противоречий в индивидуальном и социальном планах развития ребёнка. Одно из основных противоречий - противоречие между возросшими физиологическими и психологическими возможностями ребёнка и сложившимися ранее видами взаимоотношений с окружающими людьми и формами деятельности. Данное противоречие фиксирует острое несоответствие между наличным уровнем развития и требованиями окружающей обстановки, между желаемым (возможным) и действительным (состоявшимся), между образом мира и образом жизни человека.

Разрешение  возникающих противоречий позволяет  ребёнку обретать динамическое равновесие с социальным миром, а, следовательно, и развиваться.

Для нормального  психического развития ребенок с  момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это  должна быть такая среда, которая  может обеспечить ему нормальное развитие.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка  тремя взаимосвязанными путями:

  1. оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.
  2. овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.
  3. социальный опыт складывается и спонтанно. Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.[9]

Ранняя  социализация ребенка в семье  имеет решающее значение для становления  семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание  обзавестись в будущем своей  семьей. Семья создает личность или  разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя  другим, удовлетворяет или пресекает  личные потребности. Семья структурирует  возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она  указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”. Существует также  проблема адаптации в детском  саду и в школе. К сожалению, столкновение ребенка с «социумом» — нормами  и правилами — проходящее в  достаточно резкой форме без учета  психической и эмоциональной  подготовленности ребенка и тотальной  загруженности новыми обучающими программами — происходит в тот самый момент, когда закладывается сама психическая структура ребенка.

Средствами  ранней социализации являются способы  вскармливания младенца и ухода  за ним; формируемые бытовые и  гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и  наказания в семье; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в  основных сферах его жизнедеятельности  – общении, игре, познании, предметно-практической деятельности.

Даже способы ухода за младенцем, характер пеленания (предоставляется свобода движения или нет) влияют на развитие ребенка. Но это влияние не очень значительно, другое дело – эмоциональная сфера. Выработанные в раннем детстве механизмы психологической реакции на те или иные ситуации куда более устойчивы и могут закрепиться на всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша так важно в этот период, как удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, сне, испытывает ли он эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноким в новом огромном мире, где добиваться самого необходимого приходиться с предельным напряжением сил, в крике, истерике. Маленькому ребенку нужна ласка, нужен телесный контакт с матерью, чтобы понимали и уважали желания.

Родителям свойственно недооценивать важность этого периода для дальнейшего  развития ребенка. А именно первые три  года жизни особенно важны для  правильного самоопределения в  сфере межличностных отношений.

Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и  детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый  ответственный момент – когда  человек наиболее восприимчив к  добру и злу, когда он более  доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения  продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – детско-родительские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения  взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских  игр принимают на себя различные  роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым  поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей.

Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение  со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь  человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.[10]

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого  общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального  субъекта.

К моменту  окончания периода дошкольного  детства (возраст шесть-семь лет) у  ребенка возникает способность  и потребность в социальной функции, он переживает себя в качестве социального  индивида - субъекта социального действия. Причиной всему личностное новообразование  кризиса этого возраста - особая внутренняя позиция: система потребностей, связанных с новой, общественно-значимой деятельностью - учением.

Познание  ребенка дошкольного возраста эмоционально: все, что с ним происходит, он запечатлевает  в своей эмоциональной памяти. Поэтому познание социальной действительности начинается с непосредственного, эмоционально-чувственного восприятия. Факты действительности, вызывающие эмоциональный отклик, составляют основу накопления первого социального  опыта с первых дней рождения ребенка.

Информация о работе Социализация детей дошкольного возраста