Скоростно-силовая подготовка юных футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:57, реферат

Описание работы

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ


Объект исследования — учебно-тренировочный процесс юных футболистов в возрасте 15-17 лет.

Предмет исследования — технология скоростно-силовой подготовки юных футболистов.

Цель исследования — обоснование и разработка педагогической технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов в возрасте 15-17 лет.)

Задачи исследования:

1. Выявить наиболее эффективные упражнения с мячом и без него при развитии скоростно-силовых способностей у юных футболистов, а также оптимальное их соотношение в тренировочном процессе.

2. Обосновать педагогические условия, необходимые для эффективного управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов

3. Разработать программу и технологию скоростно-силовой подготовки юных футболистов, а затем экспериментально проверить их эффективность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СКОРОСТНО- СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
1.1 Объективные предпосылки совершенствования системы скоростно- силовой подготовки юных футболистов
1.2 Управление развитием скоростно-силовых качеств у юных футболистов как научная проблема
1.3 Методические подходы к совершенствованию системы скоростно- силовой подготовки юных футболистов
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СКОРОСТНО- СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
3.1 Оценка уровня физической подготовленности и наиболее эффективных средств скоростно-силовой подготовки юных футболистов
3.2 Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов
3.3 Обоснование педагогической технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов
ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
4.1 Организация и проведение педагогического эксперимента
4.2 Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

нжу.docx

— 47.12 Кб (Скачать)

Обучение юных игроков в футболе начинается с освоения техники движения с  мячом. Формирование двигательного  навыка технического приёма с мячом  происходит посредством установления временных связей в коре головного  мозга по механизму условного  рефлекса, имеющего вероятностную основу (Е.Б. Сологуб, 1978). В результате повторения одного и того же движения вырабатывается стереотип, в котором афферентный  синтез становится постоянным, консервативным и внутренним процессом самого мозга, заводящимся каким-то весьма ограниченным сигналом из внешнего мира. Консерватизм афферентного синтеза не отрицает вариативности  эфферентных сигналов к движению (П.К. Анохин, 1978). Для кинематических и динамических характеристик движений юных игроков характерно преобладание вариативности. Ещё больше разнообразия наблюдается в координационной  структуре движений спортсмена на футбольном поле — в механизмах согласования мышечной активности. Однако, по мере образования  динамического стереотипа в нервных  центрах головного мозга,

В футболе движения спортсменов являются сложнокоординационными. В специальной литературе совершенствованию техники игроков (Л.П. Прибыловский, 1980; И.А. Кошбахтиев, 1975; С.Т. Хачатрян, 2000 и др.) придается существенное значение. Фундаментальных исследований становления техники юных футболистов с использованием средств скоростно-силовой подготовки до настоящего времени не проводилось.

По мнению ряда исследователей, формирование двигательных навыков в футболе должно идти по пути разучивания наиболее простых, надежных вариантов техники выполнения движений с учётом развития физических качеств игроков (Г.Д. Качалин, 1986; А.П. Кочетков, 1988; И.А. Кошбахтиев, 1975 и др.). Такой подход позволит за счет незначительных потерь в эффективности техники существенно повысить надежность выполнения командных действий в целом (Н.П. Симонян, 1997). 
 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящей  главе излагаются основные подходы  к организации и методике проведения диссертационного исследования, обосновываются и раскрываются методы оценки качественных параметров привлекаемого контингента  испытуемых, конкретизируется технология управления скоростно-силовой подготовкой  юных футболистов в возрасте 15-17 лет.

Работа выполнена  в соответствии с планом КНОИР (шифр «Управление») Федерального агентства  по физической культуре и спорту Российской Федерации в рамках темы: «Оптимизация управления учебно-тренировочным процессом  юных футболистов» (раздел IV).

2.1 Организация  исследования

2.2 Методы  исследования

Для решения  задач, поставленных в диссертации, и проверки основной рабочей гипотезы были использованы следующие методы научного исследования:

-  теоретический анализ и обобщение;

-  анкетирование, беседа, опрос;

-  изучение динамики физического состояния и работоспособности в процессе скоростно-силовой подготовки юных футболистов;

-  оценка уровня физического состояния (физической подготовленности, функционального состояния организма и физического развития) юных футболистов;

-  проведение психологического обследования;

-  педагогический эксперимент;

-  статистическая обработка полученных данных.

Теоретический анализ и обобщение. Изучение литературных данных проводилось для оценки состояния  проблемы, определения задач исследования и сопоставления имеющейся информации с результатами экспериментальных  исследований.

ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СКОРОСТНО- СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

3.1 Оценка  уровня (физической подготовленности  и наиболее эффективных средств  скоростно-силовой подготовки юных футболистов

Управление скоростно-силовой  подготовкой юных футболистов предполагает оценку текущего состояния подготовленности спортсменов и переработку её в оперативные управляющие воздействия. Эти воздействия, должны быть эффективными, срочными и реализуемыми в заданный промежуток времени.

Одной из наиболее актуальных проблем современной  спортивной науки является повышение  эффективности управления процессом  тренировки за счёт подбора наиболее эффективных средств тренировки. Особенно актуальна» эта проблема.при решении задач развития скоростно-силовых качеств у юных футболистов. И хотя она еще далека от своего окончательного решения, в ее разработке, в теоретическом и практическом аспектах достигнут определенный прогресс. Во многом это объясняется широким внедрением в исследования современных научных подходов, в частности, методов и идей системного подхода (В.Г. Афанасьев, 1980, 1981; C.B. Артемов, 1991; В.К. Бальсевич, 1990; А.К. Казанцев, 1999; Н.В. Кузьмина, 1980; H.A. Пономарев, 1976, 1979, 1989; С.М. Струганов, В.Л. Сивохов, 2007 и др.).

Процесс специальной  скоростно-силовой подготовки юных футболистов рассматривается как  специализированная функция целостного процесса тренировки, в основу которого положено достижение планируемого результата.

Так как управление тренировочным процессом - это перевод  исходного физического состояния  в другое, планируемое, то для того, чтобы это произошло, требуется  соблюдение следующих основных условий (А.Я. Гомельский, 1985; Е.А. Гомельский, 1997):

-  необходимо знать, в каком состоянии находится игрок, и иметь описание того состояния, в котором он должен находиться;

-  необходимо выявить наиболее информативные средства для эффективного роста скоростно-силовой подготовленности и способы контроля за их изменением.

ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  РАЗРАБОТАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

4.1 Организация и проведение педагогического эксперимента

К педагогическому  эксперименту привлекались две группы спортсменов ДЮСШ г. Грозный (КГ и  ЭГ по 14 человек). Сравнение основных показателей проводилось в течение 2006 года.

Организация педагогического  эксперимента включала изучение исходного  и конечного уровней физического  состояния организма юных футболистов, проведение тренировочных занятий  в годичном цикле учебно- тренировочной и игровой деятельности.

Необходимо признать, что эффективность тренировочного процесса во многом зависит от мотивации  игроков к занятиям. В процессе экспериментального исследования изучалась  взаимосвязь уровней физического  развития, физической и технической  подготовленности юных футболистов.

Для оценки эффективности  разработанной технологии управления тренировочным процессом по развитию скоростно-силовых качеств учитывался уровень физической подготовленности и текущие данные функционального  состояния организма футболистов  КГ и ЭГ. Помимо этого, нами проводился сравнительный эксперимент по оценке спортивного мастерства юных футболистов по результатам, показанным командой во время соревнований.

В основу разработки программы педагогического эксперимента легли данные анализа литературных источников, анкетных данных.

Экспериментальная технология управляющих педагогических воздействий была направлена на улучшение  и поддержание высокой спортивной формы юных футболистов на протяжении всего спортивного сезона.

Основу содержания тренировок в ЭГ составили тренировочные  задания с учётом программы развития скоростно-силовых качеств в подготовительный период. Тренировка спортсменов ЭГ была направлена на решение следующих  задач:

1.  Способствовать укреплению здоровья. Постоянное выполнение специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств, содействует улучшению общего физического развития, нормализации функционирования различных систем организма, улучшению деятельности вегетативной и центральной нервной систем, снижению заболеваемости и травматизма, что очень важно для юных футболистов.

2.  Поддерживать высокую работоспособность игроков и противостоять утомлению. Своевременное включение в тренировочный режим специально подобранных контрольно-тренировочных комплексов способствует повышению и поддержанию работоспособности, меньшей! утомляемости за счет улучшения функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развития эффекта погашения гемодинамических реакций, улучшения самочувствия.

3.  Повышать общую культуру и быстроту движений при обращении с мячом и беге по полю. Занимающиеся становятся более координированными, более ловкими, у них значительно увеличиваются двигательные возможности, что в свою очередь отражается и на повышении скорости выполнения технических приёмов с мячом и без него.

4.  Совершенствовать навыки самостоятельной организации тренировочного процесса по развитию скоростно-силовых качеств.

Проведенные исследования показали, что экспериментальная  группа спортсменов в подавляющем  большинстве (90-95%) случаев отмечает положительное влияние предложенной технологии управления скоростно-силовой  подготовкой на работоспособность  и рост спортивного мастерства юных футболистов.

В процессе тренировки одновременно с управляющими воздействиями  на спортсменов оказывали влияние  возмущающие воздействия - внешние (переезды для участия в играх) и внутренние (реакции организма  на нагрузку). Разработанная технология управления тренировочным процессом  юных футболистов использовались в  ЭГ на протяжении всего сезона (2006 г.).

4.2 Результаты  педагогического эксперимента и  их обсуждение

Теоретический и эмпирический анализ технологии управления тренировочным процессом по развитию скоростно-силовых качеств у юных футболистов потребовал сравнения  данных экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп. С целью внедрения данной технологии изучалась динамика работоспособности футболистов в течение годового цикла учебно-тренировочной и игровой деятельности.

Основными показателями функционального состояния, обусловливающими снижение работоспособности в конце  сезона у игроков контрольной  группы, являлись:

-  ухудшение подвижности нервных процессов (в среднем на 6,08,7% по сравнению с исходным уровнем);

-  возрастание ЧСС на 7,8%, ИН - на 5%;

-  САН - снижение на 4,3%.

У спортсменов  ЭГ такого снижения показателей не наблюдалось

Средние значения динамики психофизиологических показателей  спортсменов ЭГ и КГ в период проведения эксперимента представлены в таблице 13.  
 
 

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный футбол многообразен, и нам, наверняка, не удалось  детально остановиться на всех проблемах  затронутой темы.

Из всего этого  и была сформулирована основная мысль - футбол развивается благодаря мастерству игрока. Появление выдающегося футболиста создает условия для развития способностей других игроков. Так складывается команда, к которой приходят успехи. Тренерская мысль обретает чёткость в тактических действиях такой  команды, находит пути усиления игры, ищет способы совершенствования  учебно-тренировочного процесса, постоянно  нацелена на поиск методов повышения  спортивного мастерства футболистов, определяет средства улучшения технической  оснащенности игроков.

ВЫВОДЫ

1.Как свидетельствуют  проведённые исследования, наиболее  эффективными средствами развития  скоростно-силовых способностей  у юных футболистов в возрасте 15-17 лет являются:

-  упражнения без мяча — стартовые рывки на короткие дистанции из различных исходных положений; бег с высокой и максимальной скоростью по прямой и виражу от 30 м до 200 м; прыжки, ходьба и бег с прыжками; упражнения с использованием тренажёров, амортизаторов, штанг, гири, гантелей;

-  упражнения с мячом — бег с ускорениями и с мячом; стартовые рывки, соединенные с упражнениями на быстроту реакции с мячом; выполнение специальных упражнений с мячом на быстроту и точность.

2.  В результате опроса тренеров по футболу было выявлено оптимальное соотношение средств скоростно-силовой подготовки юных футболистов с мячом и без него.

Установлено, что  с увеличением возраста и стажа  занятий футболом юных спортсменов  количество упражнений скоростно-силовой  направленности без мяча уменьшается, а с мячом, наоборот, возрастает.

Так, у футболистов 15 лет это соотношение составляет - 70% (упражнения без мяча) и 30% (упражнения с мячом); у спортсменов 16 лет — 65% и 35%; а у футболистов 17 лет — 55% и 45% соответственно.

Информация о работе Скоростно-силовая подготовка юных футболистов