Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:08, курсовая работа
Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказках напевность, яркость изобразительных средств, красочность языка. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, рассуждающее воображение, наблюдательность, способность к сопереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией, видеть в обычном необычное.
Введение……………………………………………………………стр. 3
Основная часть
§1 Что такое сказка………………………………………………...стр. 4
§2 Классификация сказок………………………………………….стр. 9
2.1 Сказки о животных………………………………………стр. 10
2.2 Волшебные сказки……………………………………….стр. 10
2.3 Бытовые сказки…………………………………………..стр. 10
2.4 Сказки смешанного типа………………………………..стр. 11
§3 Роль сказки в воспитании детей………………………………стр. 12
§4 Методика и формы работы над сказкой……………………...стр. 18
§5 Анализ содержания сказки…………….……………………...стр. 21
Заключение………………………………………………………...стр. 23
Список используемой литературы……………………………….стр. 24
В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. [4]
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям ребенка. Это - источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.
Воображение - это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии. Нормальному ребенку свойственны два вида игры воображения: подражание, когда ребенок воспроизводит действия избранного им персонажа, и игры "понарошку", то есть воображаемая или символическая игра, когда некий предмет превращается в нечто далекое от его первоначального назначения. Иначе говоря, предмет с весьма ограниченным реальным содержанием служит трамплином для безграничного полета детской фантазии и образного мышления. Все, что ребенок узнает, тут же ложится в основу его игр или рассказов, которые в свою очередь, помогают усвоить вновь узнанное.
Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.
Психологи, педагоги, психотерапевты все больше используют рассказ -сказку, притчу, миф - в своей работе.
Отличительной чертой здесь является
методологическая простота использования
сказки в повседневной педагогической
практике при глубоком теоретическом
обосновании. Эта простота приносит отличные
результаты, помогая ребенку в сложном
процессе социализации.
§4. Методика и формы работы над сказкой
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
Русские народные сказки, вводя
детей в круг необыкновенных
событий, превращений,
Интерес к сказкам проявили многие писатели восемнадцатого века, но только в начале девятнадцатого века увидели в них выражение "души русского народа". С пятидесятых годов девятнадцатого века в России стали появляться первые научные школы, в которых много внимания уделялось изучению сказок. Важное значение для развития данного процесса имели труды В.М. Жирмунского, особенно его статья: "К вопросу о международных сказочных сюжетах" (1967 года). Ценным исследованием о сказке является книга Н.В. Новикова "Образы восточнославянских волшебных сказок". Книга посвящена рассмотрению четырех основных типов сказочных героев: герой-богатырь, иронический неудачник, помощник героя, противник героя. Исследование носит сравнительный характер: сопоставляются сказки русские, украинские, белорусские, что дает возможность выделить в них общее и установить отличие друг от друга.
В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишкин, дав тем самым любому, кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам. Хочется обратить особое внимание на пять законов:
1. Одушевление предметов и явлений природы;
2. Очеловечивание предметов, явлений, представление реальных или фантастических обраов;
3. Синтез ряда
обыкновенных явлений,
4. Чудесные превращения и обращения;
5. Гиперболизация.
Благодаря этим законам в
Именно поэтому сказка – благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем. Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством. Сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой. Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.
Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика. Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами. Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.
Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают. Чтение сказки – не воспроизведение неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое ударение говорит слушателям не меньше самого текста. Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными.
Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи родителей, и воспитателя или учителя, и будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой.
И, может быть, самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве.
Чтобы ученики при чтении сказок усваивали
не только фабулу, а глубину содержания
"Сказочного мира", его метафоричность,
нравственный и социальный смысл, эмоциональный
подтекст. Учителю при руководстве чтением
сказок необходимо, опираясь на литературоведческую
специфику сказочного жанра, целенаправленно
формировать у учащихся оптимальный объем
умений.
§5 Анализ содержания сказки
Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом:
1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.
2.
Анализ героев и образов.
Одной из главных задач на этом этапе является
определение героя, с которым идентифицирует
себя автор. Это выявляется по личностным
реакциям в ходе наблюдения за клиентом,
а также уточняется наводящими вопросами.
Надо отметить, что положительный герой
и тот, с которым идентифицирует себя человек,
не всегда совпадают.
3.
Анализ затруднений,
4.
Способы совладания с
5.
Набор индивидуальных
При
анализе отмечается не только основной
текст сказки. Но и все побочные
высказывания, комментарии, отпускаемые
по ходу рассказа шуточки, смех, долгие
паузы, сбои. В том числе ошибки, оговорки,
невнятное бормотание.
Заключение
Анализ психолого-
Основной вывод данной работы
состоит в том, что применение
сказки в процессе воспитания
детей дошкольного и младшего
школьного возраста не только
возможно, но и необходимо в
силу эффективности этого
Сказочные фантазии ребенка
Разнообразие форм работы со
сказками, а также многогранность
смыслов одной и той же сказки создают
идеальные условия для разработки и проведения
мероприятий в образовательных учреждениях
с использованием методов сказкотерапии.
Список литературы
(http://www.portal-slovo.ru/