Сказки в воспитании ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказках напевность, яркость изобразительных средств, красочность языка. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, рассуждающее воображение, наблюдательность, способность к сопереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией, видеть в обычном необычное.

Содержание

Введение……………………………………………………………стр. 3
Основная часть
§1 Что такое сказка………………………………………………...стр. 4
§2 Классификация сказок………………………………………….стр. 9
2.1 Сказки о животных………………………………………стр. 10
2.2 Волшебные сказки……………………………………….стр. 10
2.3 Бытовые сказки…………………………………………..стр. 10
2.4 Сказки смешанного типа………………………………..стр. 11
§3 Роль сказки в воспитании детей………………………………стр. 12
§4 Методика и формы работы над сказкой……………………...стр. 18
§5 Анализ содержания сказки…………….……………………...стр. 21
Заключение………………………………………………………...стр. 23
Список используемой литературы……………………………….стр. 24

Работа содержит 1 файл

курсовая работа!.docx

— 55.25 Кб (Скачать)

          В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.

          Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. [4]

          Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

          Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям ребенка. Это - источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.

          Воображение - это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии. Нормальному ребенку свойственны два вида игры воображения: подражание, когда ребенок воспроизводит действия избранного им персонажа, и игры "понарошку", то есть воображаемая или символическая игра, когда некий предмет превращается в нечто далекое от его первоначального назначения. Иначе говоря, предмет с весьма ограниченным реальным содержанием служит трамплином для безграничного полета детской фантазии и образного мышления. Все, что ребенок узнает, тут же ложится в основу его игр или рассказов, которые в свою очередь, помогают усвоить вновь узнанное.

          Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

          Психологи, педагоги, психотерапевты все больше используют рассказ -сказку, притчу, миф - в своей работе.

          Отличительной чертой здесь является методологическая простота использования сказки в повседневной педагогической практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные результаты, помогая ребенку в сложном процессе социализации. 

§4. Методика и  формы работы над сказкой

     Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

     Сказка  в определенной степени удовлетворяет  три естественные психологические потребности ребенка:

  • Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
  • Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
  • Потребность в активности. Герой всегда находится в действии. [11]

         Русские народные сказки, вводя  детей в круг необыкновенных  событий, превращений, происходящих  с их героями, выражают глубокие  моральные идеи. Они учат доброму  отношению к людям, показывают  высокие чувства и стремления

          Интерес к сказкам проявили многие писатели восемнадцатого века, но только в начале девятнадцатого века увидели в них выражение "души русского народа".  С пятидесятых годов девятнадцатого века в России стали появляться первые научные школы, в которых много внимания уделялось изучению сказок. Важное значение для развития данного процесса имели труды В.М. Жирмунского, особенно его статья: "К вопросу о международных сказочных сюжетах" (1967 года).  Ценным исследованием о сказке является книга Н.В. Новикова "Образы восточнославянских волшебных сказок". Книга посвящена рассмотрению четырех основных типов сказочных героев: герой-богатырь, иронический неудачник, помощник героя, противник героя. Исследование носит сравнительный характер: сопоставляются сказки русские, украинские, белорусские, что дает возможность выделить в них общее и установить отличие друг от друга.

          В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишкин, дав тем самым любому, кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам.  Хочется обратить особое внимание на пять законов: 

1. Одушевление  предметов и явлений природы; 

2. Очеловечивание  предметов, явлений, представление реальных или фантастических обраов; 

3. Синтез ряда  обыкновенных явлений, предметов,  существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи;

4. Чудесные превращения  и обращения; 

5. Гиперболизация.  Благодаря этим законам в действие  сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы.

          Именно поэтому сказка – благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем.  Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.  Сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой.  Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

          Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.  Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.  Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.

           Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.  Чтение сказки – не воспроизведение неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое ударение говорит слушателям не меньше самого текста.  Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными.

          Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи родителей, и воспитателя или учителя, и будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой.

          И, может быть, самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве. 

          Чтобы ученики при чтении сказок усваивали не только фабулу, а глубину содержания "Сказочного мира", его метафоричность, нравственный и социальный смысл, эмоциональный подтекст. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на литературоведческую специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений. 
 

     §5 Анализ содержания сказки

     Алгоритм  анализа содержания сказки можно  представить следующим образом:

     1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.

     2. Анализ героев и образов. Выделяются  главные и вспомогательные. Герои  классифицируются на добрых и  злых, на тех, кто герою помогают  и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на искажения.  
Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

     3. Анализ затруднений, возникающих  в ходе рассказа, в которые  попадают главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).

     4. Способы совладания с затруднениями.  Анализ способов отражает типичный  репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман. Психологическое манипулирование и другие.

     5. Набор индивидуальных этических  стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.

     При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои. В том числе ошибки, оговорки, невнятное бормотание. 
 
 
 

Заключение 

           Анализ психолого-педагогической  литературы показал, что такой  метод  как сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста.

          Основной вывод данной работы  состоит в том, что применение  сказки в процессе воспитания  детей дошкольного и младшего  школьного возраста не только  возможно, но и необходимо в  силу эффективности этого средства  воспитания.

          Сказочные фантазии ребенка оказывают  педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

         Разнообразие форм работы со  сказками, а также многогранность  смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий в образовательных учреждениях с использованием методов сказкотерапии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

  1. http://www.aif.ru/society/article/26624
 
  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в  детском возрасте. Психол. очерк.: книга  для учителя. - М.,: "Просвещение", 1991.
 
  1. Граник  Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками  художественного текста//Вопросы  психологии. - 1996. - №3. - с 43-52.
 
  1. Журнал "Дошкольное воспитание", №5, 2005

    (http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36442.php) 

  1. Запорожец А. В. Избр. психологические труды  в двух томах. М.: 1986. с – 306
 
  1. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству //Вопросы психологии. - 1998. - №1. - с 76-82.
 
  1. Новлянская 3.Н. Почему дети фантазируют? - М: "Знание", 1987.

Информация о работе Сказки в воспитании ребенка