Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:34, реферат
Практически всегда труд педагога, воспитателя, учителя, наставника считался почётным и трудным. И далеко не всегда плата за этот тяжёлый, и, главное, очень важный для каждой отдельной личности в частности и для общества в целом труд оплачивался эквивалентно затраченным усилиям и времени. В данной работе проводится краткий исторический экскурс по формам оплаты труда учителей, затем современность российской и зарубежных систем оплаты педагогического труда, их особенность, недостатки и преимущества, и возможные дальнейшие перспективы
1. Введение…………………………………………………………3
2. История платы учителям……………………………………….4
3. Система оплаты труда учителей в России…………………….7
4. Система оплаты труда учителей за рубежом………………….19
5. Заключение………………………………………………………23
6. Список использованной литературы…………………………..25
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский
государственный социально-
Институт иностранных языков
Кафедра английского языка
Система оплаты труда учителей: история, современность, перспективы.
Реферат
Волгоград 2011
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. История платы учителям……………………
3. Система оплаты труда учителей в России…………………….7
4. Система оплаты труда учителей за рубежом………………….19
5. Заключение……………………………………………………
6. Список использованной литературы…………………………..25
Введение
Практически всегда труд педагога, воспитателя, учителя, наставника считался почётным и трудным. И далеко не всегда плата за этот тяжёлый, и, главное, очень важный для каждой отдельной личности в частности и для общества в целом труд оплачивался эквивалентно затраченным усилиям и времени. В данной работе проводится краткий исторический экскурс по формам оплаты труда учителей, затем современность российской и зарубежных систем оплаты педагогического труда, их особенность, недостатки и преимущества, и возможные дальнейшие перспективы.
Ещё со времен античности в древней Греции педагогом (paidagogos, букв. ведущий мальчика) называли раба, который водил в школу детей своего хозяина. И в этом смысле, любое измерение учительского труда – это время, затрачиваемое педагогом на пребывание с ребенком. То есть некая охранительно-сопровождающая функция. Сколько времени педагог проводил с ребенком, такова и была оплата за труд.
Однако были и иные подходы к оплате труда учителей. В диалогах Платона, мы встречаем такое изречение Протагора, обучавшего софистов: «… оплату я взимаю вот каким образом: кто у меня обучается, тот, если хочет, платит, сколько я назначу; если же он не согласен, пусть пойдет в храм, заверит там клятвенно, сколько, по его мнению, стоят мои уроки, и столько мне и внесет».
Уже тогда образовалась окладная система оплаты труда педагога. Только роль единого тарифно-квалификационный справочника в ней играл не документ, принимаемый на правительственном уровне, а клятва перед богами, исходя из которой определялся базовый учительский оклад.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, плата которым представляла собой религиозные пожертвования, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги, которым платили в частном порядке. Начальные учителя в Древней Греции не пользовались особенным уважением, т.к. многие из них избирали эту профессию без всякого призвания и склонности к ней, лишь из-за материальных выгод, крайне, однако же, ограниченных. Доходы греческих учителей состояли исключительно в гонораре, который, вероятно, бывал различен, смотря по репутации учителя и про пригодности его.
Заканчивалось греческое умственное образование учением у софистов (как, напр., у Горгия, Протагора) и риторов (как-то у Исократа), учением, включавшем главным образом риторику, философию и искусство управлять государством. Но этим высшим образованием могли, впрочем, пользоваться только богатые люди, т.к. плата за это преподавание была очень высока. Так, напр., Исократ и Аристипп получали по тысяче драхм за свое преподавание. Притом надо заметить, что плата требовалась с большой настойчивостью и взыскивалась без всякого снисхождения.
Начальный учитель в Древней Греции (litterator, позднее называвшийся gramatista или вообще ludimagister) получал плату за учение помесячно во время ид; в течение же времени от июля до октября преподавание прекращалось, а вместе с тем прекращалась также и плата.
Школы в Древней Греции были частными, родители платили учителю за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали тех, кто работал за плату, и потому учителя не пользовались большим уважением в обществе. Молодые люди, которые собирались выдвинуться своими искусными речами в народном собрании или суде, охотно учились у софистов так же, как они, красиво говорить, так же убедительно приводить доказательства в пользу защищаемого ими мнения. Софисты не отказывались брать учеников, но требовали большую плату за обучение. Многие резко осуждали их за это. Ведь по тогдашним понятиям всякий, бравший деньги за свой труд, унижал себя и дате унижал свое дело. О софистах презрительно говорили, что они торгуют мудростью, но количество их учеников от этого не уменьшалось.
В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, труд которых оплачивался из государственной казны. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. Им платили из государственной казны. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, плата за обучение у них заключалась в пожертвованиях церкви. Хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. Ранним Средневековьем (7 в. н.э.) датируются записки китайского пилигрима Сюань-цзана с рассказом об огромном буддийском университете в г. Наланда. После церемонии посвящения ученик поселялся в доме учителя (гуру) и проходил курс обучения священным текстам и религиозным обрядам и воспитания. Гуру становился духовным "отцом", а другие ученики - "братьями". Плата за учение не предусматривалась, но ученики были обязаны прислуживать учителю. Учитель, получавший плату за обучение специальным дисциплинам и профессиональным навыкам, пользовался значительно меньшим уважением. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Их ученики-подмастерья отплачивали им за обучение помощью в выполнении работ.
Система оплаты труда учителей в России.
Современные стратегические ориентиры в развитии экономики, повышение открытости общества обуславливают изменение требований государства и общества к образованию. Введение новых систем оплаты труда сегодня волнует всех работников системы образования. А в 2010 году данная тема приобрела особую актуальность, ведь 2010 год объявлен годом учителя, более того президент утвердил образовательную инициативу «Наша новая школа», которая должна повсеместно распространить нормативно-подушевую систему оплаты труда.
Недостатки урочно-почасовой системы оплаты труда учителей.
Исходя из педагогических позиций, мы также видим недостатки действующей системы оплаты труда. Помимо экономического стимулирования перегрузки детей, очевидно, что учитель превращается в «часодавателя», что существенным образом отражается на качестве преподавания. В дискриминационном положении находятся учителя начальных классов. Как правило, они имеют больший объем внеклассной и воспитательной работы, чем учителя предметники, но на деле их работа тарифицируется на 10% ниже.
Фактически, не оплачивается
также вся внеурочная, внеклассная,
воспитательная работа и работа с
родителями. Несправедливым является
утверждение некоторых
Следующий важный момент –
школа должна в экономическом
аспекте стать учебно-
Определим ключевые негативные
аспекты почасовой системы
- «уравниловка» в оплате труда ведет к фактическому дестимулированию качества работы. В урочно-почасовой системе «помимо экономического стимулирования перегрузки детей, очевидно, что учитель превращается в «часодавателя», что существенным образом отражается на качестве преподавания».
- в виду «уравнительных»
механизмов оплаты труда у
большинства педагогов
- неконкурентоспособность школ, т.к. урочно-почасовой системы оплаты труда учителей также препятствует росту школьной автономии.
- экономическое игнорирование
внеурочной, внеклассной (в т.ч.
воспитательной и работы с
родителями) работы учителя - все
это дополнительный важный
- экономическое «выталкивание»
школы на 6-дневку (что в целом
весьма негативно
С 1 декабря 2008 года на новую систему оплаты труда перешли работники екатеринбургских школ, гимназий и лицеев, где трудятся около 10 тысяч педагогов. По официальным данным, средняя заработная плата в системе образования города Екатеринбурга с 1 декабря 2008 по 1 ноября 2010 года выросла на 9 процентов и с учетом классного руководства составляет 16,5 тысячи рублей в месяц, что сопоставимо со средней заработной платой в промышленности города - 17,5 тысячи . Но во всех ли школах учителя выиграли от НСОТ? Во всех ли школах указанные реформы привели к положительным изменениям?
Под угрозой закрытия
оказался целый ряд
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко выступает за «укрупнение малокомплектных школ, за организацию подвоза учеников в районные школы». Государственные органы должны признать, что существует фактическое неравенство расходов школ на организацию учебного процесса, поэтому для исключительных случаев должно допускаться дополнительное финансирование. Решения должны быть взвешенными и осторожными. Например, нужно учитывать, что школа на селе зачастую является социокультурным центром, а значит, её ликвидация может повлечь за собой серьёзные изменения в положении самого села.
Теперь обратимся к специализированным школам, гимназиям, лицеям. С переходом на НСОТ и на нормативное подушевое финансирование данные школы также «пострадали». Теперь конкурентоспособность таких школ под большим вопросом - ведь при системе подушевого финансирования, чтобы школа получила как можно больше денег, в ней должно быть как можно больше учеников. Значит, чтобы преподаватели могли нормально зарабатывать руководство школы должно снизить требования к поступающим ученикам. С переходом на НСОТ нецелесообразным становится деление класса на подгруппы для изучения иностранных языков, происходит повсеместное это сокращение ставок педагогов дополнительного образования, социальных работников, психологов. В гимназиях закрываются многочисленные кружки, секции, группы продленного дня. Встает вопрос: чем же теперь специализированные школы, гимназии, лицеи смогут отличаться от обычных массовых школ? А ведь это еще при условии, что заработная плата педагогов специализированных школ снижается.
Особенности современного законодательства
Если говорить о
наших традициях и законах,
то следует отметить, что теперь,
в условиях нового трудового
кодекса значительно расширены
полномочия регионов и
Прежде всего, согласно статье 144 теперь системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, нормативными актами РФ, субъектов РФ и даже органов местного самоуправления. Что ограничивает, задает рамки на такие, казалось бы, совершенно произвольно устанавливаемые системы оплаты труда? Во-первых, то положение, что Правительство РФ полномочно устанавливать базовые оклады по профессиональным квалификационным группам. Логика профессиональных квалификационных групп задается Минздравсоцразвития.
Следующее – согласно 145 статье ТК порядок оплаты труда руководителей организаций, финансируемых из местного бюджета определяется органами местного самоуправления. Это означает, что оплата труда непосредственно руководителей образовательных учреждений может быть особой и может задаваться с уровня органов местного самоуправления.
Информация о работе Система оплаты труда учителей: история, современность, перспективы