Система образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 03:46, курсовая работа

Описание работы

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус - это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования. На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности.

Содержание

Введение

1. Понятие образования

2. Образование как система и процесс

3. История образования

4. Модели образования

5. Цели образовательной системы

6. Способы конструирования и структурирования содержания образования

7. Проблемы образования Пермского края

8. Реализация регионального сетевого проекта «Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае»

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по образованию.docx

— 207.57 Кб (Скачать)

2. Система  образования ориентирована на  будущее. В тексте одной из  реформ образования в Японии есть точное определение: «образование -- столетнее растение».

3. Система  образования постоянно обновляется  целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления.

Наряду  с традиционными проблемами обучения и воспитания молодого поколения перед современным образованием стоят глобальные проблемы -- развитие планетарного мышления, воспитание человека, творящего в духе общечеловеческих ценностей и готового цивилизованно решать глобальные экологические, экономические, энергетические, продовольственные и иные задачи. Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижения цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке. В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого. Немаловажный фактор здесь -- атмосфера и среда, в которой осуществляется образовательный процесс: хорошие взаимоотношения между всеми субъектами образовательного процесса, постоянный пример добросовестности и творческих усилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимся и вместе с тем рациональная и эффективная организация учения, создание атмосферы творческого поиска и напряженного труда, стимулирование к самостоятельности и постоянная поддержка интереса к учению и др. В России с 1917 года по настоящее время образование претерпело ряд изменений: от системы, обеспечивающей грамотность каждого гражданина Советской России, к системе обязательного начального образования, восьмилетнего и, наконец, обязательного среднего образования и далее вплоть до реформ 1980-90 годов. С 1991 года в России в рамках закона «Об образовании» принято обязательное девятилетнее образование, а с 1998 года Россия переходит к системе 12-летнего образования. В этот период система школьного образования осуществлялась в рамках единообразной школы во всех городах и селах Советского Союза. Образовательный процесс организовывался по единым учебным планам и программам для реализации единых целей и задач. С 1991 года в России стали возрождаться гимназии, лицеи, частные школы и появились новые образовательные системы -- школы-лаборатории, центры творчества, дополнительные образовательные учреждения, колледжи и др. В связи с этим разные школы и вузы работают сегодня по разным учебным планам и программам, ставят и решают разные образовательные задачи, предоставляют различные образовательные услуги, в том числе и платные. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека - это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве. Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность. Гуманизация образования - это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития. Гуманитаризация - это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей. Дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д. Диверсификация - это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления. Стандартизация - это ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов. Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.) и др.  Многоуровневость - это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень - это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень - общее высшее образование (2 года), второй уровень -базовое высшее образование - бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий уровень - полное высшее образование - магистратура (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры). Фундаментализация - усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз. Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие - в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров. Индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в ее временном обществе. Образовательный процесс имеет диалектический характер. Поэтому развита образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так эволюционным путем - через совершенствование сложившейся образовательной системы. В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречие между социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования. Основания для развития образования - это новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образов тельных учреждений; новые государственные образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образов тельной сферы. Развитие образования может быть предметом особых деятельностей, а именно:

  • проектирования и моделирования новых образовательных учреждений;
  • программирования управленческих действий в сфере образования;
  • прогнозирования культурно-исторических и социальных последствий hobi образовательных реформ и инноваций в сфере образования;
  • сценирования складывающихся в обществе новых социокультурных ситуаций в содержании образования и воспитания молодого поколения.

      Образование - процесс, управляемый со стороны государства, общества, администрации и педагогов конкретной образовательной системы, а также частно и со стороны родителей учащихся. Однако формы и способы управления у них разные. В процессе получения образования того или иного типа человек может достать определенного уровня и качества. Говоря об уровне образования, выделяются уровни начального, среднего, неполного высшего и высшего образования. Каждый уровень подтверждается государственным документом - свидетельством окончании начальной или средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании. Начальное образование представляет фундамент, на котором основаны и последующие уровни образования современного человека. Среднее образование в России в течение разных исторических эпох и в XX веке не имеет постоянного временного срока и скачет от 9-летнего (1940-50 год10-летнего (1950-67 годы, 1970-91 годы), 11-летнего (1967-72 годы, 1991-98 годы) до 12-летнего (1998 год). В других странах также меняются сроки получения полного среднего образования, и в разных странах они неодинаковые. Среднее образование является обязательным для продолжения образования в высшем учебном заведении. Начальный уровень высшего образования в России, как и во многих других странах мира, можно получить в специализированном колледже. Полное высшее образование человек получает только после успешного окончания вуза. По закону «Об образовании» к высшим учебным заведениям в России относят институт, академию и университет. Наряду с этим в России после окончания вуза возможно продолжение образования, получаемого в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Соответственно, при успешной защите магистерской, кандидатской и докторской диссертации специалист, как при обучении, так и при самообучении и самостоятельной научно-исследовательской работе, получает диплом магистра, кандидата или доктора наук по конкретной специальности, известной из классификатора специальностей в России. В оценке уровня образованности школьника выделяют уровень элементарной грамотности, функциональной грамотности, предметной и методологической компетентности. При изучении уровня образованности будущего специалиста с высшим образованием у студента вуза оценивается уровень образования в сфере гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных дисциплин, блока дисциплин общепрофессионального направления и профессиональной специализации. В рамках многоуровневой системы обучения в вузе выделяют уровень общего образования, уровень бакалавриата и магистратуры. Образованный человек - это не только знающий и умеющий человек в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. То есть образованность предполагает и воспитанность человека. Еще Н. Г. Чернышевский выделял такие качества образованного человека, как обширные знания, привычку мыслить и благородство чувств. Однако понятие «образованный человек» - культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современных условиях интенсивного процесса коммуникации между всеми странами и интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание образованного человека для всех стран и континентов.

7.Реализация регионального сетевого проекта «Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае» - прорыв к новому качеству образования.

       Реальное, а не имитационное улучшение качества российского образования возможно только при условии, что мы ставим перед собой задачу выхода на первые позиции в мире по уровню развития образования и делаем всё для того чтобы эту задачу исполнить. В том числе – привлекаем лучший образовательный опыт, накопленный в современном мире, для создания прорывных направлений инновационного развития. Для Пермского края одним из таких прорывных направлений является создание школ Международного бакалавриата. Школы Международного бакалавриата работают в 134 странах мира. В них обучается более 701 000 учеников. На сегодняшний день 16 из них авторизовано в России. По окончании этих школ ученикам выдаются дипломы о среднем образовании, признанные во всем мире. По инициативе губернатора Пермского края, Министерство образования Пермского края в течение более чем двух лет успешно реализует проект «Создание системы Международного бакалавриата» на базе четырёх образовательных учреждений: Пермского государственного педагогического университета, школы № 7 с углубленным изучением английского языка г. Перми, физико-математической школы № 9 им. А.С. Пушкина г. Перми, и лицея № 10 при пермском филиале Высшей школы экономики. Уникальность проекта определяется тем, что не только в России, но и в большинстве стран мира, где работают образовательные учреждения Международного бакалавриата, отсутствует опыт реализации регионального сетевого проекта, сочетающего эффективную государственную поддержку, качественное управление и научно-методическое обеспечение высокого уровня. Ожидаемый научный результат: разработка действующей сетевой модели взаимодействия школ Международного бакалавриата в образовательном пространстве крупного региона Российской Федерации. В рамках проекта учащиеся пятых классов (программа основной школы) начали свое обучение в 2007 году, первые первоклассники приняты в 2008 году (программа начальной школы), а десятиклассники (дипломная программа) начнут обучение в 2009. Диплом международного образца первые выпускники получат уже в 2011 году. Международный бакалавриат – это универсальная школьная образовательная система, единая для всего мира и дающую качественное современное образование. Штаб-квартира организации Международного бакалавриата находится в Женеве, другие структурные подразделения находятся по всему миру. Обучение ведется по трем программам. Программа начальной школы – Primary Years Programme – рассчитана на детей от 3 до 12 лет. Начальные школы работают по программам родной страны, адаптированным под стандарты Международного бакалавриата. В первую очередь, программы отличает направленность на развитие личности ребенка, а обучение строится как ответы на его многочисленные вопросы. Условно вопросы разделены на несколько групп: наша планета, кто мы такие во времени и пространстве, как работает мир, как выразить себя, как себя организовать. Большое внимание уделяется изучению языков, искусств, вопросам нравственного и физического воспитания, а также ручному труду. Следующая ступень обучения – основная школа – Middle Years Programme. Предметы этого цикла разделены на несколько групп: естественные науки, языки, физическое воспитание, искусства, математика, человек, ручной труд. Упор делается на расширение интегративных связей между предметами. Дети на практике учатся применять знания, полученные на занятиях. Специфические дисциплины, такие как «служение обществу», учат разрабатывать проекты, направленные на помощь людям, которые живут рядом с тобой: как помочь инвалидам, детям-сиротам. Разрабатывая проекты, дети получают видимый результат своих усилий, а не разрозненные предметные знания. Самая эксклюзивная программа – дипломная - Diploma Programme – ориентирована на старших школьников. Во всем мире эта программа рассчитана на три года, однако в России ее разрешено реализовывать в рамках 10 и 11 классов. Все школы Diploma Programme работают по специально разработанным в организации Международного бакалавриата образовательным программам. Преподавание не менее шести предметов обязательно ведется на одном из международных языков: английском, французском, испанском. По выбору ученика часть предметов преподается на базовом уровне, а часть предметов изучается углубленно. Помимо специальных дисциплин, таких как теория познания, служение обществу, обучение написанию эссе на жизненно важные темы, по-прежнему большое внимание уделяется изучению искусств и творчеству. Обязательным требованием для Diploma Programme является наличие в школе специально оборудованных лабораторий для естественных наук, классов для изучения искусств, спортивного и театрального залов. Чтобы иметь право обучать по программам Международного бакалавриата, то есть быть авторизованным в системе, школы должны пройти три стадии. Сначала они получают статус интересующейся стороны, затем добиваются статуса кандидата и только потом имеют право авторизоваться в системе Международного бакалавриата. Однако это не так просто. Авторизация общеобразовательных учреждений для реализации программ Международного бакалавриата возможна при соблюдении общеобразовательным учреждением следующих условий:

  • подбора педагогических кадров, владеющих иностранным языком для участия в семинарах и конференциях, которые проводятся на английском языке (начальная школа, основная школа, средняя школа), для преподавания предметов на английском языке (старшая школа);
  • оснащения материально-технической базы школ (учебные кабинеты, зал для занятий искусством и театром, библиотека с литературой на бумажном и электронном носителе на английском языке, медицинский кабинет);
  • подготовки кадров в системе Международного бакалавриата с участием в семинарах и конференциях, проводимых по планам организации Международного бакалавриата вне Российской Федерации;

В мае  готовится пройти процедуру авторизации  лицей № 10 при пермском филиале  Высшей школы экономики, школа № 7 с углубленным изучением английского  языка, пройдёт вышеназванную процедуру  в конце года. В марте 2009 года там состоялся предавторизационный визит, весь коллектив школы прошёл обучение под руководством сертифицированных тренеров организации Международного бакалавриата по программе (PYP). Основные направления реализации проекта заключаются в:

  • создании материально-технической базы по стандартам Международного бакалавриата;
  • подготовке и переподготовке кадров;
  • PR-сопровождении;
  • подготовке и отбору детей для обучения в школах, реализующих программы Международного бакалавриата.

Министерство  образования Пермского края уделяет  большое внимание взаимодействию участников проекта, поддерживает тесные связи с организацией Международного бакалавриата в Женеве и её региональным офисом стран Африки, Европы и Ближнего Востока. 27 февраля 2009 года в Женеве (Швейцария) состоялось подписание меморандума о взаимопонимании между Организацией Международного бакалавриата (The International Baccalaureate Organization) и Министерством образования Пермского края. Меморандум подписали министр образования Пермского края Николай Карпушин и директор регионального офиса Организации международного бакалавриата в странах Африки. Европы и Ближнего Востока Эндрю Боллингтон. Стороны заключили меморандум о взаимопонимании со следующими общими целями: внести свой вклад в реформу и развитие системы образования Пермского Края, облегчая авторизацию трех муниципальных общеобразовательных учреждений (Средней общеобразовательной школы № 7 с углубленным изучением английского языка, Средней общеобразовательной школы № 9 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла и Лицея № 10) как “Школ Мира международного бакалавриата” (IB World school), уполномоченных предоставлять программы начальной школы - the Primary Years Programme, программы основной школы - Middle Years Programme и программы старшей школы - Diploma Programme в соответствии с установленными процедурами МБ, стандартами и предусмотренными выплатами. В поддержку указанных целей Организация международного бакалавриата предполагает обеспечивать услуги по авторизации образовательных учреждений, предложить подготовку преподавателей на региональных семинарах и на школьных семинарах в соответствии со стандартами Организации. Министерство образования Пермского Края намеревается обеспечить финансовую и управленческую поддержку в достижении школами авторизации по программам Международного бакалавриата, обеспечить профессиональное развитие учителей для школ Международного бакалавриата и преподавателей Пермского государственного педагогического университета, содействовать в приобретении необходимого для авторизации программ Международного бакалавриата учебного и библиотечного оборудования для образовательных учреждений. Стороны также договорились о том, что господин директолр регионального офиса Организации международного бакалавриата Эндрю Боллингтон приедет в Пермь 20-22 апреля 2009 года для участия в международной конференции “Портрет ученика в фокусе программ МБ: Образование, которое сделает мир лучше/ “IB Learner Profile – the focus of IB programmes: Education for a better world”. Основными вопросами для обсуждения на конференции станут темы реализации в Пермском крае экспериментального проекта по проблеме признания диплома Международного бакалавриата вузами России, официальное признание Ассоциации школ Международного бакалавриата стран СНГ, опыт Пермского края в создании сетевой модели школ Международного бакалавриата. В конференции примут участие представители Армении, Великобритании, Казахстана, Турции, США, Финляндии. Без специально подготовленных кадров, способных реализовать программы Международного бакалавриата на трёх уровнях, эффективная реализация проекта невозможна. Исходя из набора профессиональных компетенций учителя Международного бакалавриата, Пермским государственным педагогическим университетом организован процесс переподготовки учителей в трех направлениях: предметном, языковом и психолого-педагогическом на основе билингвального образования. Особую сложность представляет совмещение российских образовательных стандартов с требованиями Международного бакалавриата, поэтому уже второй год педагоги образовательных учреждений – участниц проекта проходят обучение по системе Международного бакалавриата, принимают участие в международных семинарах, мастер-классах и конференциях. Для обеспечения необходимых нормативно-методических оснований и практических условий формирования и развития системы Международного бакалавриата в Пермском крае создан кадровый ресурсный центр, который определяет основные разделы содержания образования, основные требования к обеспечению условий для реализации программ международного образования по ступеням, классам, предметным блокам и областям; разрабатывает концепции подготовки специалистов для работы в системе Международного бакалавриата, варианты программ переподготовки и повышения квалификации педагогов общеобразовательных учреждений, а также руководителей разного уровня системы образования в соответствии со стандартами Международного бакалавриата; организует подбор педагогов для стажировок и преподавания по программам Международного бакалавриата; организует тренинги (In-service training), консультативные и экспертные семинары, конференции, мастер-классы (Workshops), консультативные визиты; организует стажировки педагогов участие в конференциях; участвует в процедуре отбора учащихся-кандидатов на обучение по дипломной программе; проводит маркетинговые исследования, мониторинг, анализ и корректировку реализации проекта; осуществляет приобретение учебников, программ, методической литературы для программ подготовки и переподготовки кадров; организует сетевые семинары для педагогов школ по системе Международного бакалавриата, осуществляет сбор информации из источников Международного бакалавриата и перевод на русский язык дидактических материалов; осуществляет информационное сопровождение и освещение проекта в средствах массовой информации, включая ведение сайта «Международный бакалавриат в Пермском крае». Одним из ключевых направлений деятельности кадрово – ресурсного центра является подготовка педагогов – мультипликаторов, способных оказать действенную помощь учителям школ в развитии их профессиональной компетентности в предметной, психолого – педагогической и билингвальной профессионально – коммуникативной областях. Проведены научные исследования по проблемам:

  • адаптации международных технологий обучения к российской системе образования;
  • использования междисциплинарного проекта (PYP);
  • критериального оцениванию;
  • профессионального саморазвитию учителя МБ;
  • интегративного обучению в школах МБ;
  • овладения иностранным языком в школах МБ;
  • компетентностного подхода в профессиональной подготовке и переподготовке учителей МБ;
  • формирования профессиональной компетентности учителя МБ;
  • уточнения русских и английских концептов в рамках тезауруса МБ.

    Органы  управления проектом

Программы Международного бакалавриата – это  программы, дополняющие российский образовательный стандарт. Они требуют  дополнительных материальных вложений, необходимых для приобретения учебного материала, обучения педагогов, оснащения школ, прохождения экспертизы на присвоение статуса, выплату вступительных взносов. На запуск и реализацию проекта в 2007 – 2009 годах из краевого бюджета выделено 90 млн. рублей (см. таблицу 1).

Единовременные  затраты на запуск (млн. руб.)Таблица 1

расходы Этап  внедрения
2007 2008 2009
  1. Кадры
8,3 13,5 9,4
  1. Материально-техническая база
24,3 17,4 6,5
  1. Взносы в ОМБ (единовременные)
0,1 0,3 0,2
  1. Учащиеся
0,1 0,1 0,1
  1. PR
0,2 1,5 1,5
  1. Управление
2,0 2,2 2,3
Итого 35,0 35,0 20,0

Информация о работе Система образования