Система образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 03:46, курсовая работа

Описание работы

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус - это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования. На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности.

Содержание

Введение

1. Понятие образования

2. Образование как система и процесс

3. История образования

4. Модели образования

5. Цели образовательной системы

6. Способы конструирования и структурирования содержания образования

7. Проблемы образования Пермского края

8. Реализация регионального сетевого проекта «Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае»

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по образованию.docx

— 207.57 Кб (Скачать)

6.Проблемы  развития системы  образования Пермского  края

Для анализа  существующих в системе образования  проблем было проведено комплексное  исследование, в котором приняли  участие пермские ВУЗы и научные лаборатории, общественные и политические организации, представители родительской общественности. Результаты исследования представляют многостороннее рассмотрение проблем пермской системы образования. Анализ выявленных проблем позволяет разбить их на несколько категорий.

В сфере управления:

• формальность в работе управляющих советов  различного уровня;

• инертность руководителей  образовательных учреждений при  переходе на новые финансовые инструменты;

• недостаточная  подготовка директоров образовательных  учреждений как менеджеров, их загруженность  организацией непрофильных услуг (ремонт, уборка, бухгалтерия и т.д.);

• неэффективность  расходов в школах с малой наполняемостью;

• низкая эффективность  организации обучения на старшей  ступени (несвоевременное и некачественное решение материально-технических, экономических, кадровых и др. вопросов);

• отсутствие системы  информирования населения и педагогических кадров о пред¬стоящей реорганизации  учреждений порож¬дает панические настроения и сопротивление любым нововведениям;

• отсутствие механизмов общественного контроля, участия  общественности населен¬ных пунктов  в решении собственных проблем  территорий;

• необоснованность процессов оптимизации сети образовательных  учреждений, закрытие школ в сельских населенных пунктах и устройство детей в пришкольные интернаты ведут к нарушению прав де¬тей на воспитание в семьях; существенное сокращение педагогиче¬ских кадров, повышение безработицы ведет к снижению интеллектуального потенциала в сельской местности, поскольку интеллиген¬ция на селе – это педагоги и врачи, что вызыва¬ет социальное напряжение среди населения территорий Пермского края.

В сфере государственного и общественного заказа на образование:

• отсутствие четкого  и согласованного понимания качества образования и, соответственно, целей  образования; сформулированного обществом  заказа на образование; разработанного и утвержденного стандарта образования, стандарта образовательной услуги;

• неэффективность  устройства выпускников образовательных  учреждений системы среднего и начального профессионального образования;

• формализованность  процедур размещения государственного задания, отсутствие системы контроля результатов его выполнения;

• слабое развитие рынка образовательных услуг, отсутствие конкуренции;

• отъезд лучших выпускников школ для обучения в  престижные вузы страны и невозвращение  в Пермский край в связи с отсутствием  предложений на рынке труда, соответствующих  их ожиданиям;

• низкая компетенция  органов общественного управления школой, проблема ответственности органа общественного управления, отсутствие способов правового регулировании  этой ответственности, а также механизмов формировании мотивации ответственности родительской общественности;

• подавляющее  большинство родителей не видит  себя в качестве заказчиков образования  и в качестве участников управления школой.

В организации  деятельности образовательных учреждений и содержании образования:

• не сформирована и не формализована система оценки качества образования, основанная на развитии способности эффективно применять полученные знания (компетентностный подход);

• учебные пособия  и КИМы не ориентированы на компетентностный подход к образованию;

• не разработана  эффективная системы поддержки  и развития одаренных детей;

• отсутствует  система продуманной интеграции в общую детскую среду детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

• отсутствуют  равные возможности в получении  дошкольного образования для  всех детей из-за отсутствия детских  садов в отдельных территориях  края;

• система образования  слабо ориентирована на решение  проблем детской и подростковой преступности;

• неразвитость корректных и этичных технологий работы с детьми из малообеспеченных семей;

• отсутствие условий, обеспечивающие право на охрану здоровья и получение своевременной медицинской помощи в школе, слабая организация питания учащихся;

• в школах не созданы условия для развития инклюзивного образования – детям с ограниченными возможностями передвижения невозможно попасть в общеобразовательное учреждение: во всех школах, попавших в выборку общественного контроля, отсутствуют пандусы.

В сфере кадрового  обеспечения:

• стареющий  педагогический состав. Педагоги –  пенсионеры не уходят на пенсию в связи  с низкой ее величиной, следовательно, не освобождаются места для молодых  педагогов;

• материально-технические  условия изменились значительно, однако пользоваться новыми инструментами педагоги не умеют;

• недостаточное  владение педагогами новыми образовательными технологиями;

• разбалансированная система повышения квалификации педагогических кадров, не обеспечивающая постоянного профессионального  развития педагогов и не соответствующая новым задачам, стоящим перед системой образования;

• Социальные гарантии труда учителя незначительны  и мало привлекательны для профессионалов;

• Сохраняется  низкий престиж профессии учителя, не способствующий притоку выпускников вузов и высвобождающихся специалистов в образовательные учреждения.

В сфере финансово-экономического обеспечения и материально-технического оснащения образовательного процесса:

• несоответствие норматива на 1 ребенка реальной стоимости образовательной услуги, вследствие чего значительная часть учреждений испытывает нехватку средств на функционирование школы;

• двухканальное  финансирование. Невозможность перераспределения  средств бюджетов разного уровня;

• здания школ морально устарели, нет современной инфраструктуры.

• только 89% учреждений имеют лицензии, т.е. соответствуют  нормативным требованиям осуществления  образовательной деятельности.

         Решение этих проблем составляет основу региональной образовательной политики. Основным инструментом решения задач в рамках функционально-целевой модели управления является реализация проектов. На сегодняшний день в Пермском крае реализуется несколько федеральных проектов и более десятка краевых. Реализуемые проекты можно разделить на две категории: локальные проекты, то есть направленные на решение проблем конкретных подсистем, и системные проекты, чьи результаты затрагивают работу всей образовательной сферы. Рассмотрим наиболее крупные проекты системного характера, реализующиеся в крае. Прежде всего, необходимо отметить участие Пермского края в реализации комплексного проекта модернизации образования. Регион прошел путь реформирования практически всех значимых сторон образования, направленные на повышение его доступности и качества:

  • разработаны механизмы нормативов оплаты образовательных услуг;
  • внедряется независимая система оценки качества образования на всех уровнях, публичная доступность ее результатов;
  • удалось обеспечить участие потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

К сожалению, недостаточно быстро изменяются организационно-правовые формы образовательных учреждений, а вместе с этим решается задача получения государственного (муниципального) задания (заказа) негосударственными организациями; на повестке дня – полномасштабное внедрение новой системы оплаты труда работников учреждений и непосредственное участие потребителей в оценке качества образовательных услуг.

       Одна из актуальных проблем – кадры. На сегодняшний день начала меняться система формирования и финансирования госзаказа в начальном и среднем профессиональном образовании, запущен механизм включения работодателей в определение потребности в специалистах и рабочих кадрах на производствах. Отличительной чертой складывающейся новой системы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров становится привлечение инновационных образовательных учреждений и организация Университетских округов. К предоставлению услуг по повышению квалификации привлекаются:

  • ВУЗы, оказывающие услуги по повышению квалификации, по различным направлениям деятельности;
  • центры инновационного опыта, которыми становятся школы – победители приоритетного национального проекта «Образование», а также школы, получившие данный статус по результатам опытно-экспериментальной деятельности. Педагоги-инноваторы, победители в конкурсов профессионального педагогического мастерства, становятся центральным звеном в системе повышения квалификации педагогов.

Для системы  повышения квалификации педагогических и руководящих работников Пермского края разработан механизм обеспечения единого информационного пространства, профессиональной логистики услуг дополнительного профессионального образования, формирования равных конкурентных условий для различных структур, предоставляющих услуги дополнительного профессионального образования в формате единого электронного банка образовательных программ. Создаются условия стимулирования педагогов в сфере повышения квалификации. Новая система оплаты труда работников общего образования ориентирована на результат и направлена на повышение доходов учителей. Она предполагает разделение оплаты труда на базовую и стимулирующую части; учет в базовой части всех видов деятельности учителя, особенностей реализуемых образовательных программ, количества учащихся; участие в распределении стимулирующей части органов государственно-общественного управления и рост доли стимулирующей части в фонде оплаты труда (до 30%). Система распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в зависимости от достигнутых результатов позволяет дифференцировать размеры заработной платы учителей, выделить квалифицированных, ответственных и увлеченных своим трудом учителей, обеспечить позитивную перспективу увеличения их доходов при повышении результатов работы. Еще одним системным проектом, реализующимся в Пермском крае, является расширение общественного участия в управлении образованием. С 2005 года в Перми создаются управляющие советы образовательных учреждений. Важным фактором стало обучение, организованное для членов создаваемых управляющих советов, как из числа родителей, так и представителей администрации и педагогов. Одним из важнейших направлений привлечения общественности к управлению образованием стала возможность участия в управлении и оценке качества образования, в согласовании стимулирующей части оплаты труда педагогов. Включение общественных сил в обсуждение механизмов реформирования образования с последующим участием в реализации своих предложений позволит перевести негативные настроения населения в русло конструктивного диалога. Такой диалог необходим в современных условиях, так как модернизация системы образования напрямую затрагивает жизненные нормы различных категорий граждан.

7. Способы конструирования и структурирования содержания

образования

Есть  несколько способов конструирования  и структурирования содержания образования, которые на практике определяют способы  разработки образовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь). Первый способ - это линейное построение учебного материала. В такой структуре отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы - учебный курс. Каждая часть изучается только один раз. Второй способ, концентрический, используется, если один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и решается на новом уровне. Например, в начальных классах в курсе математики дается представление о многоугольниках, а при изучении геометрии изучаются их свойства с применением логических форм доказательства. К проблеме можно возвращаться через какое-то незначительное время в, рамках изучаемого курса, но можно и через несколько лет. Третий способ представления содержания образования - спиралеобразный: ставится проблема, к решению которой ученики и учитель возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Таким образом, для этого способа характерно многократное возвращение к проработке одних и тех же учебных тем и дополнение новых. Четвертый -модульный способ. При таком способе все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределяется по следующим направлениям:

  • ориентационное, методологическое (иногда его называют мировоззренческим);
  • содержательно-описательное;
  • операционально- деятельностное;
  • контрольно-проверочное.

Система образования может рассматриваться  в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона (области, края, республики), города и отдельного района, В этом случае говорят о федеральной, региональной, муниципальной и районной образовательной системе. Система образования в России и других странах - открытая, непрерывно развивающаяся система, которая обладает рядом особых свойств.

1. Система  образования эффективна, если соответствует  времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем.

Информация о работе Система образования