Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 03:46, курсовая работа
Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус - это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования. На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности.
Введение
1. Понятие образования
2. Образование как система и процесс
3. История образования
4. Модели образования
5. Цели образовательной системы
6. Способы конструирования и структурирования содержания образования
7. Проблемы образования Пермского края
8. Реализация регионального сетевого проекта «Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае»
Заключение
Список литературы
6.Проблемы развития системы образования Пермского края
Для анализа существующих в системе образования проблем было проведено комплексное исследование, в котором приняли участие пермские ВУЗы и научные лаборатории, общественные и политические организации, представители родительской общественности. Результаты исследования представляют многостороннее рассмотрение проблем пермской системы образования. Анализ выявленных проблем позволяет разбить их на несколько категорий.
В сфере управления:
• формальность в работе управляющих советов различного уровня;
• инертность руководителей образовательных учреждений при переходе на новые финансовые инструменты;
• недостаточная подготовка директоров образовательных учреждений как менеджеров, их загруженность организацией непрофильных услуг (ремонт, уборка, бухгалтерия и т.д.);
• неэффективность расходов в школах с малой наполняемостью;
• низкая эффективность организации обучения на старшей ступени (несвоевременное и некачественное решение материально-технических, экономических, кадровых и др. вопросов);
• отсутствие системы информирования населения и педагогических кадров о пред¬стоящей реорганизации учреждений порож¬дает панические настроения и сопротивление любым нововведениям;
• отсутствие механизмов общественного контроля, участия общественности населен¬ных пунктов в решении собственных проблем территорий;
• необоснованность процессов оптимизации сети образовательных учреждений, закрытие школ в сельских населенных пунктах и устройство детей в пришкольные интернаты ведут к нарушению прав де¬тей на воспитание в семьях; существенное сокращение педагогиче¬ских кадров, повышение безработицы ведет к снижению интеллектуального потенциала в сельской местности, поскольку интеллиген¬ция на селе – это педагоги и врачи, что вызыва¬ет социальное напряжение среди населения территорий Пермского края.
В сфере государственного и общественного заказа на образование:
• отсутствие четкого
и согласованного понимания качества
образования и, соответственно, целей
образования; сформулированного обществом
заказа на образование; разработанного
и утвержденного стандарта
• неэффективность устройства выпускников образовательных учреждений системы среднего и начального профессионального образования;
• формализованность процедур размещения государственного задания, отсутствие системы контроля результатов его выполнения;
• слабое развитие рынка образовательных услуг, отсутствие конкуренции;
• отъезд лучших выпускников школ для обучения в престижные вузы страны и невозвращение в Пермский край в связи с отсутствием предложений на рынке труда, соответствующих их ожиданиям;
• низкая компетенция
органов общественного
• подавляющее большинство родителей не видит себя в качестве заказчиков образования и в качестве участников управления школой.
В организации деятельности образовательных учреждений и содержании образования:
• не сформирована и не формализована система оценки качества образования, основанная на развитии способности эффективно применять полученные знания (компетентностный подход);
• учебные пособия и КИМы не ориентированы на компетентностный подход к образованию;
• не разработана эффективная системы поддержки и развития одаренных детей;
• отсутствует
система продуманной интеграции
в общую детскую среду детей-
• отсутствуют равные возможности в получении дошкольного образования для всех детей из-за отсутствия детских садов в отдельных территориях края;
• система образования слабо ориентирована на решение проблем детской и подростковой преступности;
• неразвитость корректных и этичных технологий работы с детьми из малообеспеченных семей;
• отсутствие условий, обеспечивающие право на охрану здоровья и получение своевременной медицинской помощи в школе, слабая организация питания учащихся;
• в школах не созданы условия для развития инклюзивного образования – детям с ограниченными возможностями передвижения невозможно попасть в общеобразовательное учреждение: во всех школах, попавших в выборку общественного контроля, отсутствуют пандусы.
В сфере кадрового обеспечения:
• стареющий
педагогический состав. Педагоги –
пенсионеры не уходят на пенсию в связи
с низкой ее величиной, следовательно,
не освобождаются места для
• материально-технические условия изменились значительно, однако пользоваться новыми инструментами педагоги не умеют;
• недостаточное владение педагогами новыми образовательными технологиями;
• разбалансированная система повышения квалификации педагогических кадров, не обеспечивающая постоянного профессионального развития педагогов и не соответствующая новым задачам, стоящим перед системой образования;
• Социальные гарантии труда учителя незначительны и мало привлекательны для профессионалов;
• Сохраняется низкий престиж профессии учителя, не способствующий притоку выпускников вузов и высвобождающихся специалистов в образовательные учреждения.
В сфере финансово-экономического
обеспечения и материально-
• несоответствие норматива на 1 ребенка реальной стоимости образовательной услуги, вследствие чего значительная часть учреждений испытывает нехватку средств на функционирование школы;
• двухканальное
финансирование. Невозможность
• здания школ морально
устарели, нет современной
• только 89% учреждений
имеют лицензии, т.е. соответствуют
нормативным требованиям
Решение этих проблем составляет основу региональной образовательной политики. Основным инструментом решения задач в рамках функционально-целевой модели управления является реализация проектов. На сегодняшний день в Пермском крае реализуется несколько федеральных проектов и более десятка краевых. Реализуемые проекты можно разделить на две категории: локальные проекты, то есть направленные на решение проблем конкретных подсистем, и системные проекты, чьи результаты затрагивают работу всей образовательной сферы. Рассмотрим наиболее крупные проекты системного характера, реализующиеся в крае. Прежде всего, необходимо отметить участие Пермского края в реализации комплексного проекта модернизации образования. Регион прошел путь реформирования практически всех значимых сторон образования, направленные на повышение его доступности и качества:
К сожалению, недостаточно
быстро изменяются организационно-правовые
формы образовательных
Одна из актуальных проблем – кадры. На сегодняшний день начала меняться система формирования и финансирования госзаказа в начальном и среднем профессиональном образовании, запущен механизм включения работодателей в определение потребности в специалистах и рабочих кадрах на производствах. Отличительной чертой складывающейся новой системы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров становится привлечение инновационных образовательных учреждений и организация Университетских округов. К предоставлению услуг по повышению квалификации привлекаются:
Для системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников Пермского края разработан механизм обеспечения единого информационного пространства, профессиональной логистики услуг дополнительного профессионального образования, формирования равных конкурентных условий для различных структур, предоставляющих услуги дополнительного профессионального образования в формате единого электронного банка образовательных программ. Создаются условия стимулирования педагогов в сфере повышения квалификации. Новая система оплаты труда работников общего образования ориентирована на результат и направлена на повышение доходов учителей. Она предполагает разделение оплаты труда на базовую и стимулирующую части; учет в базовой части всех видов деятельности учителя, особенностей реализуемых образовательных программ, количества учащихся; участие в распределении стимулирующей части органов государственно-общественного управления и рост доли стимулирующей части в фонде оплаты труда (до 30%). Система распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в зависимости от достигнутых результатов позволяет дифференцировать размеры заработной платы учителей, выделить квалифицированных, ответственных и увлеченных своим трудом учителей, обеспечить позитивную перспективу увеличения их доходов при повышении результатов работы. Еще одним системным проектом, реализующимся в Пермском крае, является расширение общественного участия в управлении образованием. С 2005 года в Перми создаются управляющие советы образовательных учреждений. Важным фактором стало обучение, организованное для членов создаваемых управляющих советов, как из числа родителей, так и представителей администрации и педагогов. Одним из важнейших направлений привлечения общественности к управлению образованием стала возможность участия в управлении и оценке качества образования, в согласовании стимулирующей части оплаты труда педагогов. Включение общественных сил в обсуждение механизмов реформирования образования с последующим участием в реализации своих предложений позволит перевести негативные настроения населения в русло конструктивного диалога. Такой диалог необходим в современных условиях, так как модернизация системы образования напрямую затрагивает жизненные нормы различных категорий граждан.
7. Способы конструирования и структурирования содержания
образования
Есть несколько способов конструирования и структурирования содержания образования, которые на практике определяют способы разработки образовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь). Первый способ - это линейное построение учебного материала. В такой структуре отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы - учебный курс. Каждая часть изучается только один раз. Второй способ, концентрический, используется, если один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и решается на новом уровне. Например, в начальных классах в курсе математики дается представление о многоугольниках, а при изучении геометрии изучаются их свойства с применением логических форм доказательства. К проблеме можно возвращаться через какое-то незначительное время в, рамках изучаемого курса, но можно и через несколько лет. Третий способ представления содержания образования - спиралеобразный: ставится проблема, к решению которой ученики и учитель возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Таким образом, для этого способа характерно многократное возвращение к проработке одних и тех же учебных тем и дополнение новых. Четвертый -модульный способ. При таком способе все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределяется по следующим направлениям:
Система
образования может
1. Система образования эффективна, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем.