Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 09:35, доклад
Основной задачей политики японского государства в сфере образования стало воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности, способной действовать в разнообразно консолидированных общественных и государственных структурах.
педагогика, социальная защита. В последние годы в Японии особой
популярностью пользуются общественные науки.
Профессиональные колледжи. Этот вид высшего образования в Японии
ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок
обучения в этом случае не более 3-х лет.
Технические институты. Срок обучения в таких институтах составляет 5 лет, и
они дают широкую техническую подготовку своим студентам. Выпускники таких
институтов устраиваются на работу на фирмы и исследовательские центры,
связанные с разработкой новой передовой технологии и ноу-хау. В технических
институтах готовят также специалистов торгового флота.
В последние годы Министерство высшего образования Японии "Момбусё"
стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального
образования для студентов-иностранцев. Предусмотренные сроки пребывания в
стране при этом могут составлять от 1-го семестра до 1-го года. Около 20
частных университетов Японии предоставляют в настоящее время возможности
для получения такого образования. Однако их количество быстро растет, в том
числе за счет подключения и государственных вузов. При этом государство и
частные фонды выделяют стипендии и иные виды материальной помощи на
условиях, предусмотренных для студентов полного цикла обучения.
Краткосрочные варианты получения образования в Японии ориентированы на
такие области знаний, как японский язык, японская культура, экономика,
обществоведение. Поскольку программа подготовки по этим направлениям
предусматривает ограниченный временной отрезок (до 1 года), то она ведется
на английском языке в цепях получения максимума знаний за минимальное
время. В случае хорошего знания японского языка студенты-“краткосрочники”
могут посещать лекции, читаемые для японских студентов данного вуза.
Гарантом приглашения студентов-краткосрочников выступает вуз, имеющий
соглашение по приему студентов-иностранцев. Однако в ряде случаев гарантом
могут выступать и преподаватели вуза как частные лица. Студент-
краткосрочник, выезжая на стажировку в Японию, может не прерывать своего
обучения в вузах России.
Для получения звания магистра студент должен закончить 2-летнее
образование, представить магистерскую диссертацию и получить за нее
положительную оценку, а также сдать экзамен по специальности. Срок
пребывания в аспирантуре составляет 3 года, но после 2-летнего обучения в
магистратуре. Аспирант считается окончившим аспирантуру, если он представит
докторскую диссертацию с положительной оценкой и сдаст экзамен по
специальности.
4. Организация педагогического
В японской школе учителю традиционно отводится весьма почетная роль. В
основе
этого лежит конфуцианский
учитель ("сэнсэй") в дословном переводе означает "ранее рожденный".
Школьный учитель не только передает знания, он предстает воспитателем,
наставником подростков в их первых шагах на жизненном пути.
Не случайно, поэтому в японских школах работают в основном мужчины.
Эмансипация постепенно захватывает и эту сферу, но до настоящего времени в
начальной школе Японии (1-6-й годы обучения) работают более 40 процентов
мужчин, в неполной средней школе (7-9-й годы) - 65 процентов, в полной (10-
12-й) - 80. А что касается управления работой школы, то положения директора
не удалось достичь и трем процентам женщин.
Чтобы поддержать высокую престижность учительской профессии, повысить
качество преподавания, в Японии используются различные формы материального
стимулирования труда учителей. Впервые приступая к работе, учитель,
окончивший учительский колледж (2-3 года обучения), зарабатывает ежемесячно
165 тысяч иен (10 тысяч иен равняется 75 долларам США), а обладатель
диплома университета (4 года обучения) в тех же условиях зарабатывает около
190 тысяч
иен в месяц. Но это только
начальная сумма, которая
по мере
выплаты разнообразных пособий.
заработная плата увеличивается примерно в два с половиной раза.
Регулярные премии учителям выплачиваются несколько раз в год. Общая сумма
премиальных составляет примерно половину всей зарплаты.
Помимо того, всем учителям, имеющим семью, выплачивается ежемесячное
пособие: без детей - 15 тысяч иен, за 1-2 детей - по 4,5 тысячи иен и по 1
тысяче иен за каждого следующего ребенка. Если же учитель не состоит в
браке, но содержит ребенка, он получает 10 тысяч иен.
Учителям, работающим в районах, где стоимость жизни наиболее высока, каждый
месяц выплачивается компенсация. В малокомплектных школах удаленных районов
каждый рабочий день оплачивается дополнительно.
Для тех учителей, которые имеют собственный дом или вынуждены снимать
дорогую квартиру, выплачивается компенсация до 10 процентов месячной
зарплаты.
Несмотря на существующую в японской школе обязательную систему повышения
квалификации, здесь поощряется самообразование учителей. Тем, кто по
собственной инициативе посещает вечерние занятия или занимается заочно,
выплачивается пособие в размере около 1/10 месячного заработка.
Поистине при таком вознаграждении труд на благо общества приобретает особую
значимость. Вот только продолжительность рабочего дня японского учителя
достигает
порой 13-14 часов.