Система образования в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 09:35, доклад

Описание работы

Основной задачей политики японского государства в сфере образования стало воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности, способной действовать в разнообразно консолидированных общественных и государственных структурах.

Работа содержит 1 файл

Доклад.docx

— 51.11 Кб (Скачать)

учителя еще раз обьясняют детям то, что уже было  сказано в школе днем,

добавляя  к этим знаниям новые, которыми можно блеснуть на экзамене.

Первые  "дзюку"  появились в Токио в XVII  веке.  Их  открывали мастера

живописи, традиционной каллиграфии, искусства  владения мечом.  В  каждой  из

них обучалось  несколько дворянских юношей, и занятия  проходили  спокойно,  в

созерцательном  восточном духе.

Нынешние  репетиторские школы избавлены  от  перенаселенности  государственных

школ (где  в одном классе занимаются  до  40-45  учеников),  от  казенщины  и

отчужденности в отношениях между школьниками  и  учителями.  И  если  раньше

учеба  в  "дзюку"  требовалась для поступления   лишь   в   самые   лучшие

университеты  и школы, то теперь необходима и для зачисления в рядовые.

В "дзюку" занимаются ученики от трех до восемнадцати лет, их  посещает  одна

шестая  часть младших школьников, половина средних и почти все старшие.

Даже  если бы месячная оплата посещения "дзюку" была выше  нынешней  -  около

20 тысяч  иен при средней зарплате  300  тысяч,  -  то  родители  без   ропота

сносили бы и ее: здесь не принято жалеть деньги  на  учебу  детей,  и  такой

способ  вложения капитала считается самым  надежным.

Годовой доход всех "дзюку"  составляет  немыслимую  сумму в триллион  иен,

сопоставимую с расходами страны на военные нужды. Подобной  системы в мире

нет.

Учебный год в Японии - самый, наверное, длинный: 240  дней.  И  несмотря  на

это, преподаватели  задают на  дом  столько,  что  старшеклассники  вынуждены

сидеть  над учебниками  еще  по  5-6  часов  в  день.  Увильнуть  невозможно.

Бдительные  родительницы,  охваченные  маниакальным  стремлением  определить

своих  детей  в  университеты,  непременно  престижные,  не  позволят  чадам

подняться из-за стола, пока вся домашняя работа не будет выполнена.

Попытаться  ввести японских матерей в заблуждение - напрасный  труд.  Они  не

хуже  самих школьников знают,  что  и  сколько  задано  на  дом,  и  не  хуже

учителей  могут определить, полностью и  правильно ли решена задача по  физике

или вызубрен параграф из курса  географии.  Нынешних  мам  недаром  прозвали

"кеику мама" - "мама, одержимая образованием".  Такая мама  не  остановится

перед тем, чтобы пойти в школу, когда  заболел ребенок, сесть за его  парту  и

дословно  записать обьяснения учителей по всем предметам. Дома  она заставит

ребенка выучить все "назубок".

Японские  семьи живут тесно. Родители  с  их  разговорами,  телевизор,  возня

братьев или сестер мешают заучивать наизусть. Выход из ситуации  был  найден

удивительно   прагматичный   и   бесчеловечный.   Промышленность   выпустила

разборные  деревянные  ящики  в  рост   сидящего   человека   с   партой   и

электрической лампой внутри - этакие наглухо изолированные от внешнего  мира

одиночные камеры. Отпирается только снаружи: не вызубрил - не выйдешь.

В стране помимо государственных школ действует  неширокая  сеть  частных,  в

которых вообще нет переводных экзаменов  от первого класса до  последнего,  и

родители, желающие уберечь своих  детей  от  стрессов  и  перегрузок,  могут

отдавать  их  туда.  Однако  мало  кто  пользуется   услугами   этих   школ,

большинство предпочитает с малых лет бросать  детей  в  пучину  конкурентной

борьбы. Ведь в японском обществе ценят  только  деловые  качества  человека,

воспитанные трудом, и ничто другое  -  ни  заверения  в  преданности  общему

делу, ни угождение начальству, ни телефонный звонок министра -  не  в  силах

изменить  этот стереотип.

Японские  школьники не учатся, а учат. Именно учат: исторические факты -  все

подряд  по хронологической таблице; английские слова - по  словарю,  страница

за страницей; названия станций на главных железнодорожных  магистралях  -  по

расписанию  поездов: маршрут за маршрутом.  На  экзамене  по  истории  Японии

необходимо  знать  хронологию  событий,  имена  императоров,   предводителей

восстаний. Но не дай  Бог  изложить  СОБСТВЕННЫЕ  предположения  о  причинах

этого восстания - экзаменаторы провалят  абитуриента,  им  нужен  прилежный,

покладистый и обязательно  дисциплинированный  ученик,  покорно  выполняющий

задания.

Другое  дело - блеснуть на экзамене  по  философии,  цитируя  наизусть  труды

философов, например Канта. И  не  важно,  что  вы  ничего  не  понимаете  из

написанного  в  "Критике  чистого  разума",  главное,  что  вы  без  запинки

декламируете: "В метафизической дедукции априорное  происхождение  категорий

вообще  было  доказано  их  полным  совпадением  со  всеобщими   логическими

функциями мышления".

В 1985 году проводился опрос среди школьников. Оказалось, что  60  процентов

из них  никогда не чистили для себя даже яблока, не  приготовили  ужин  и  не

накрыли на стол.  Они  зубрят  по  10  часов в сутки.  По  самым скромным

подсчетам, 200 тысяч маленьких японцев ненавидят  школу.  30  тысяч  из  них

даже  отказываются в нее ходить. Cейчас ситуация изменилась ненамного.

Учеба в японской школе -  это  неустанный  труд.  Только  он  поможет  лучше

конкурентов сдать очередной экзамен, поступить  в  более  престижную  школу,

университет, а  оттуда  -  в  процветающую  фирму.  Но  и  университет  надо

выбирать  уже сейчас, в школе,  определив  будущую  специальность,  чтобы  за

десятилетие  успеть  набрать  максимальное   количество   баллов.   Проблема

главного  жизненного выбора ложится на худые  мальчишеские  плечи  непосильным

грузом.

Для девочек  же, в отличие от мальчиков, двенадцать школьных  лет  становятся

годами  безоблачного счастья. После уроков, когда мальчишки  сидят  по  домам

над книжками или занимаются в  "дзюку",  школьницы выстраиваются у модных

магазинов, подолгу засиживаются в  кафе  и  чайных.  Главное  предназначение

женщины,  считают  здесь,  -  это  все-таки  не   служба,   а   материнство.

Разумеется, девушка должна поработать  несколько  лет  в  коллективе,  чтобы

узнать  жизнь, но только до замужества.

Для школьниц издают специальные книжки, выпускают  кинофильмы.  Главная  тема

одна - самоотверженная любовь, сбывшиеся  мечты.

В старших  классах для девушек отводится  гораздо меньше  вакансий,  и  у  них

еще меньше шансов поступить в  престижные  университеты.  Правда,  в  Японии

действует инициативная группа "За подлинное  женское  равноправие  в  школе",

но, похоже, она  совсем  не  обречена  на  успех,  поскольку  дело  здесь  в

национальных  традициях, которые в Японии  священны.  Традиции  не  подлежат

изменению,  как  не  подлежит  перекрою  фасон   школьной   формы,   который

существенно не изменялся  уже  более  100  лет.  Для  мальчиков  это  черные

мундиры, в чем-то сходные с прусскими, для девочек - синие матроски. 
 
 

                       3. Система высшего образования

                                   в Японии

В Японии высшее образоватие считается обязательным и оно как бы  слито с

системой  профисионального образования. Система высшего образования включает

в себя следующие основные четыре вида образовательных  учреждений:

    . университеты полного цикла  (4 года);

    . университеты ускоренного цикла  (2 года);

    . профессиональные колледжи;

    . технические институты.

В университетах  полного  цикла  обучение  продолжается  4  года,  однако  на

медицинском и ветеринарном факультетах - 6 лет. После окончания основного 4-

летнего  курса  обучения  в  университете  выпускник   может   поступить   в

магистратуру  или докторантуру.  Срок  обучения  в  магистратуре  в  японских

вузах - 2 года. Докторантура предполагает  5  лет обучения.  Японские  вузы

имеют уникальный в мире институт "студента-исследователя"  -  кэнкюсэй.  Это

значит,  что  студент,  поставивший  перед  собой  цель  получения   научной

степени, имеет возможность заниматься исследовательской  работой в  выбранной

им  конкретной  области  знаний  в  течение  от   6-ти   месяцев   до   1-го

академического  года. Существуют 3 основных вида студентов-исследователей:

    .  студент,  который  продолжает  обучение  в  другом  университете   по

      соглашению с университетом, где  он проходил основной курс;

    . студент-иностранец,  который   может  быть  принят  в   университет  для

      подготовки к сдаче вступительных  экзаменов сроком до 2-х лет,  но  без

      последующего продления своего  пребывания  в  Японии;  в   этом  случае

      студент может вернуться домой  и через некоторое время вновь   запросить

      въездную визу для поступления  в университет.

Университеты  ускоренного  цикла.  В  университетах  ускоренного  цикла  срок

обучения  составляет  2  года,  но  для  желающих   получить   специальность

медицинской сестры срок обучения составляет  3  года.  Около  60%  студентов

университетов ускоренного цикла составляют девушки. Они специализируются  на

таких  направлениях,   как   экономика,   литература,   иностранные   языки,

Информация о работе Система образования в Японии