Система образования республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:
– формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;
– социальная адаптация школьников к жизни в обществе;

Работа содержит 1 файл

Система образования республики Казахстан.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Основной  проблемой сферы образования  является недостаточное бюджетное  финансирование.

Значительно изменилась и структура распределения  затрат государственного бюджета по уровням образования.

В целом потребность в финансовых средствах организаций образования обеспечивается из бюджетных источников менее чем на четверть. 

Следствием  этого стало:

– снижение доступности образования для  населения, особенно в системах дошкольного  воспитания и обучения, начального и среднего профессионального образования;

– обострение проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей  из малообеспеченных и многодетных  семейнеохваченность их системой образования, отсутствие механизма их обеспечения рабочими местами обусловило рост преступности среди этой категории подростков и молодежи;

– снижение доступности образовательных услуг  для детей с ограниченными  возможностями в развитии;

– снижение качества предоставляемых образовательных  услуг;

– снижение потенциала системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, ликвидация районных учебно-методических служб, институтов и факультетов повышения квалификации при вузах;

– ухудшение  материально-технической базы организаций  образования, отсутствие индустрии образования;

– возрастание  дефицита учебников и учебно-методических материалов;

– увеличение разрыва в уровне образования  между жителями города и села, а  также между выпускниками полных и малокомплектных школ;

– нарушение  принципа единства систем обучения и воспитания.

В системе  высшего профессионального образования  увеличивается разрыв во взаимодействии вузов с академическим сектором науки, производством и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса и практической подготовки будущих специалистов.

В подготовке кадров с высшим образованием происходит "вымывание затратных специальностей", в частности, естественно-научного и технического направлений, без чего невозможно научно-техническое развитие общества. Абсолютная часть специалистов заканчивает образование после первой ступени высшего многоуровневого образования, что существенно снижает общий уровень высшего образования в республике.

В системе  профессионального образования  не уделяется необходимое внимание обучению трудовым навыкам и их совершенствованию. Нет достаточных исследований этой проблемы, на основании которых следовало бы создать условия, обеспечивающие гибкость, обновление и продуктивность образовательного процесса, передачу необходимых умений и навыков, учитывающих требования изменяющегося рынка труда.

Социально-экономическая  ситуация в республике обострила  проблему занятости подростков и  молодежи. Безработица, вынужденное  иждивенчество приводит к социальной и трудовой деградации этой категории  населения. И как результат - рост преступности, алкоголизма, наркомании, проституции и других негативных проявлений среди подростков и молодежи. 

Актуальные  тенденции развития.

В разработанном  проекте «Концепции развития образования  Казахстана до 2015 года», предлагаются принципиально новые подходы в сфере высшего и послевузовского образования, переход на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации - бакалавр - магистр - доктор Ph.D. Высшее образование будет осуществляться через бакалаврские программы, которые позволяют готовить специалистов новой модели, адаптированных к быстро меняющимся условиям производства и рынка. В послевузовское образование будет включена подготовка магистров на базе вузов и научно-исследовательских институтов по специальным гибким программам для научной и производственной сфер деятельности. Вторая ступень послевузовского образования предусматривает докторские программы Ph.D и сочетает оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью. Подготовка специалистов новой формации будет осуществляться по модели, соответствующей Болонской декларации о европейском регионе высшего образования и международной стандартной классификации образования. Реформирование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров предполагает параллельное хождение ученых степеней кандидатов, докторов наук и докторов философии (PhD). После принятия новой концепции университеты могут взять на себя функции по присуждению научных степеней.

Еще одним  нововведением в системе высшего  образования станет переход на кредитную  форму обучения. Теперь студенты смогут выбирать не только университет, специальность, но и около 50% предметов учебной  программы и преподавателей.

Реализация  концепции в случае ее принятия, считают ученые и ректоры вузов, потребует в ближайшей перспективе кардинальной переработки стандартов образования всех уровней, подготовки нового поколения научных и педагогических кадров, внедрения системы менеджмента и контроля качества, дальнейшей демократизации всей системы образования [8].

Как считает  первый вице-министр образования и науки Геннадий Гамарник, «сегодня формируется новая национальная доктрина образования, учитывающая современные мировые тенденции и достижения. Одна из задач концепции - возродить на новом уровне приоритетные достоинства прежней советской системы: высокий уровень фундаментальной подготовки специалистов; способность готовить кадры по самым разнообразным направлениям науки и производства; достаточное учебно-методическое обеспечение всех уровней образования; уникальная система организации воспитательного процесса. Все это позволит синтезировать отечественную систему образования и новую национальную модель образования, основанную на международных инновационных введениях» [9]. 

Анализ  проблем высшего  образования

С 2001 года введен Классификатор направлений  подготовки и специальностей высшего  профессионального образования, переработанный в сторону укрупнения специальностей и содержащий 274 наименования специальностей по 43 группам. Классификатор в дальнейшем будет приводиться к международной стандартной классификации образования, рекомендованной ЮНЕСКО государствам, подписавшим Лиссабонскую Конвенцию. В вузах при наличии соответствующих лицензий могут реализовываться образовательные программы среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального образования. Граждане, имеющие высшее профессиональное образование, могут получить на платной основе второе высшее профессиональное образование в сокращенные сроки. В республике действует около 300 гражданских вузов и филиалов, из которых 36 государственных, 14 акционерных обществ, 3 международных, 114 частных и 119 филиалов с общим контингентом студентов около 570 тысяч. Это свидетельствует о создании рынка образовательных услуг. Разработана Концепция развития системы высшего профессионального образования, устанавливающая приоритеты его развития в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Происходит децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.

Кардинально изменились принципы приема в вузы. С 1999 года осуществлен переход на новую модель формирования студенческого  контингента вузов на основе государственного образовательного заказа. Госзаказ реализуется путем предоставления государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов. Суть новой модели заключается в том,что все абитуриенты сдают вступительные экзамены методом комплексного тестирования и участвуют в конкурсе на выбранную ими специальность в целом по республике. Государственные образовательные гранты и кредиты предоставляются конкретным лицам, прошедшим конкурсный отбор. Будущий студент - обладатель гранта или кредита, сам выбирает вуз, в котором осуществляется подготовка по избранной им специальности. Изменился и механизм финансирования подготовки специалистов с высшим образованием - бюджетные средства выделяются конкретным лицам, а не вузу.

Для проведения комплексного тестирования был создан единый независимый от вузов орган — Республиканский центр тестирования (ныне Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования). В 2000 году осуществлен переход ко второму этапу новой модели формирования студенческого контингента, которая получила распространение на все формы обучения в государственных и негосударственных вузах, прошедших государственную аттестацию.

Основной  целью второго этапа являлось углубление успехов, достигнутых при  внедрении первого этапа, а также размещение госзаказа и в негосударственных вузах, прошедших государственную аттестацию. Абитуриентам предоставлено право участвовать в конкурсе сразу нанесколько специальностей, что дает возможность более полного отбора наиболее подготовленной молодежи. Дальнейшее совершенствование элементов новой модели выразилось в том, что комплексное тестирование проходили абитуриенты, поступающие во все вузы, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, в т.ч. и негражданские. Установлены единые требования для всех абитуриентов – сдача вступительных экзаменов методом комплексного тестирования по единым тестовым заданиям и технологии, разработанной Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования и утвержденной Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации как государственный стандарт.

Изменена  структура госзаказа на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Начиная с 2001/2002 учебного года, госзаказ формируется на основании  заявок отраслей экономики, в нем предусмотрена подготовка бакалавров, специалистов с высшим профессиональным образованием и магистров. Гражданам, имеющим среднее профессиональное образование и поступающим на родственные специальности, выделяются места для обучения по сокращенным образовательным программам. Как показали итоги, данная модель оказала позитивное влияние на качество набора студентов, а стало быть, и на качество подготовки специалистов в целом. В 2002 году число абитуриентов увеличилось по сравнению с 1999 годом в 3 раза. Конкурс составил 5 человек на одно место. Эта рекордная для Казахстана цифра свидетельствует о растущем доверии абитуриентов и их родителей к новым принципам приема в вузы. Такимобразом,осуществлен поэтапный переход на новую модель формирования студенческого контингента вузов, и результаты четырех лет показали состоятельность и эффективность этой модели, создали предпосылки для ее дальнейшего распространения [10].

Сейчас  вузы Казахстана переходят к новой  кредитной системе обучения, которая  призвана освежить десятилетиями не менявшийся цикл вузовской подготовки лекция - семинар - экзамен. В Казахстане по кредитной технологии уже год готовят магистров. С начала нового учебного сезона Министерство образования планирует внедрить систему в бакалавриате. В Министерстве образования считают, что кредитная технология - одна из самых прогрессивных моделей образования, которая отвечает требованиям подготовки кадров для современного общества. До конца года система будет внедрена в каждом вузе страны.

В 2004 году впервые будет проведена тестовая проверка знаний учащихся вторых и третьих курсов для текущего мониторинга качества подготовки специалистов. Данная мера, как и недавнее введение нижнего порога в 40 баллов для поступления в вузы, — преграда для проникновения в институты и университеты неподготовленной молодежи. Ведь ни для кого не секрет, что в период становления независимости в Казахстане вузы массово выпускали слабо подготовленных специалистов [11]. 

      Приложение.

      Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании»   

      Статья 31. Начальное, основное среднее и общее среднее образование

   1. На обучение в 1 класс принимаются дети с шести лет.

   2. Основными видами организаций среднего образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, являются школа, гимназия, лицей, профильная школа.

   3. Исключение из государственных организаций среднего образования детей до шестнадцатилетнего возраста допускается в исключительных случаях по решению органа государственного управления организацией образования за совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава организации образования.

   Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.

      Статья 32. Техническое и профессиональное образование

   1. Техническое и профессиональное образование осуществляется в профессиональных лицеях, училищах, колледжах и высших технических школах на базе основного среднего и (или) общего среднего образования.

Информация о работе Система образования республики Казахстан