Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:20, контрольная работа
Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:
– формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;
– социальная адаптация школьников к жизни в обществе;
Система
образования республики Казахстан
Общая структура системы образования Казахстана.
Основными целями
системы образования в
– формирование общенаучной и общекультурной
подготовки учащихся;
– социальная адаптация школьников к
жизни в обществе;
– воспитание гражданственности и любви
к Родине;
– обеспечение потребностей общества
в квалифицированных рабочих и специалистах,
переподготовка и повышение их квалификации.
В Конституции Республики Казахстан (статья 30) записано:
"Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам".
Школьное образование.
Среднее
общее образование
Перед системой среднего общего образования стоят следующие задачи:
– охват обучением всех детей школьного возраста
– реализация
государственных
– повышение качества образования в школах путем усовершенствования содержания и методов обучения, введения объективных критериев и подходов к оценке знаний учащихся и деятельности педагогов;
– обеспечение мер по охране здоровья учащихся и педагогов.
Среднее
общее образование
В республике функционируют 8290 школ, где обучаются 3117,7 тыс. детей, в том числе 8191 общеобразовательная школа с 3097, 0 тыс. учащихся.
Наряду с дневными школами действуют 31 вечерние общеобразовательные школы.
Развивается сеть общеобразовательных учреждений нового типа (гимназии и лицеи), число которых составляет 320, в том числе гимназий – 178, лицеев – 142.
С учетом этнических потребностей населения обучение в школах ведется на 7 языках. Из общего числа школ - 3474 ведут обучение на казахском языке, 2514 — на русском, 2107 — на русском и казахском, 78 школ - на узбекском, 13 — на уйгурском, 3 — на таджикском, 1 школа — на украинском и 1 школа — на немецком языках. В местах компактного проживания малочисленных национальностей организовано изучение 14 родных языков.
Профессиональное образование.
Начальное
и среднее профессиональное образование
приобретается в
Основные задачи профессионально-технического образования:
– разработка и внедрение государственных общеобразовательных стандартов профессионального образования, их обновление с учетом ситуации на рынке труда и структурных изменений в экономике;
– создание
условий для повышения
– поддержка негосударственного сектора профессионального образования;
– организация и развитие социального партнерства в системе профессионального образования;
– расширение международного сотрудничества по вопросам подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования.
Начальное профессиональное образование включает в себя подготовку, переобучение и повышение квалификации рабочих, специалистов и безработных, а также незанятого населения.
В республике действует 306 профессиональных школ и лицеев с 88 348 учащимися. Подготовка квалифицированных рабочих ведется более чем по 300 специальностям.
Учреждения среднего профессионального образования представлены колледжами, которые перешли на подготовку специалистов по новым государственным стандартам среднего профессионального образования и учебным планам. В колледжах внедрен новый механизм формирования контингента учащихся и подготовки специалистов с полным возмещением затрат на договорной основе, учитывающий потребности региона в трудовых ресурсах. Открытие новых специальностей осуществляется только при наличии конкретного заказчика и заключения регионального бюро занятости.
Среднее профессиональное образование обеспечивают 285 колледжей, в том числе 173 - государственной и 112 – негосударственной формы собственности. Количество обучающихся составляет 155 893 чел.
Высшее образование.
Высшее профессиональное образование приобретается гражданами, имеющими среднее образование. В Республике Казахстан установлены следующие виды высших учебных заведений:
университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище).
В структуре
высшего образования
I. Высшее
базовое образование,
II. Высшее специальное образование с присвоением квалификации «специалист с высшим образование» (дипломированный специалист);
III. Высшее
научно-педагогическое высшее
Вузам
предоставляется право
Система высшего профессионального образования республики включает 164 высших учебных заведения, в том числе 47 государственных, 117 частных.
Подготовка
кадров для системы образования
осуществляется средними специальными
и высшими учебными заведениями,
головным из которых является Алматинский
Обучение иностранных студентов ведется в 47 высших учебных заведениях Казахстана. В них обучаются 3598 студентов из 43 стран мира, включая студентов из стран СНГ и прибалтийских государств. Условия приема иностранных студентов - демократичны.
Послевузовское образование.
Послевузовское
профессиональное образование получают
специалисты с высшим специальным
образованием или академической
степенью "магистра". Основными
формами послевузовского
Аспирантура открыта по 215 научным специальностям, а докторантура — по 29 специальностям.
Повышение квалификации и переподготовка кадров проводятся организациями образования, организациями, научными и учебными центрами, государственной службой занятости. Они могут осуществляться как за счет государственного бюджета, так и на договорной основе. Переподготовка кадров проводится в Республиканском институте повышения квалификации; переподготовка научно-методических и руководящих кадров системы образования - в областных и городских институтах усовершенствования учителей
Общая оценка
В соответствии
с законодательством
1) дошкольное
воспитание и обучение;
2) среднее (среднее общее, начальное и
среднее профессиональное) образование;
3) высшее профессиональное образование;
4) послевузовское профессиональное образование.
Образовательные программы осуществляются в дошкольных организациях, общеобразовательных школах, профессиональных школах, профессиональных лицеях, колледжах, высших учебных заведениях.
Число
организаций образования
Незначительное сокращение сети за этот период произошло по учреждениям среднего общего, начального и среднего профессионального образования, а по высшим учебным заведениям напротив наблюдается увеличение их числа. Это увеличение произошло за счет роста числа негосударственных вузов. В начальном и среднем профессиональном образовании рост числа частных лицеев и колледжей не допустил обвального падения сети.
В республике
в связи с закрытием
За этот период произошло, несмотря на незначительное сокращение сети, снижение уровня охвата подростков и молодежи профессиональным обучением начального и среднего уровня.
В Казахстане на 58 учеников приходится 1 компьютер, 48% школ нуждаются в капитальном ремонте, в стране не хватает более 3,7 тысяч учителей, 28% учителей не имеют законченного высшего образования. Причем, по данным, приведенным премьер-министром Казахстана, "за последние 4 года число педагогов без высшего образования увеличилось на 2%" [4].
Казахстан
унаследовал в основном принципы
и методику советского образования
и педагогики. Что касается естественных,
точных и технических наук, то здесь
сохраняется относительно высокий уровень
количественного и качественного состояния
образования. Изменения здесь незначительны,
за исключением
Вместе с обновлением в Казахстане также наблюдается резкий спад образовательного уровня населения.
Это связано
с двумя факторами. Первое, это маргинализация
Небывалый
рост количества вузов в 90-х годах
привел к тому, что по количеству
вузов на один миллион жителей Казахстан
опередил Англию, Японию, Германию и Россию.
В 2002 году на 1 миллион казахстанцев
В 1999/2000 учебном году доля учащихся дневных общеобразовательных школ на старшей ступени образования (10-11(12) классы) в общей численности населения, соответствующего по возрасту данному уровню образования, составляет 79,1%. Из общего числа выпускников, получивших свидетельство об окончании основной 9-летней школы, продолжили обучение в профессиональных школах, лицеях и колледжах6,8%. Ухудшение социально-экономического положения населения привело к тому, что доступность профессионального обучения становится проблематичной для большинства детей и подростков, особенно для детей из малообеспеченных и многодетных семей.
Информация о работе Система образования республики Казахстан