Система образования республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:
– формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;
– социальная адаптация школьников к жизни в обществе;

Работа содержит 1 файл

Система образования республики Казахстан.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

        Система образования республики Казахстан 

Общая структура системы  образования Казахстана. 

Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:  
– формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;  
– социальная адаптация школьников к жизни в обществе;  
– воспитание гражданственности и любви к Родине;  
– обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.

В Конституции  Республики Казахстан (статья 30) записано:

"Гражданам  гарантируется бесплатное  среднее образование  в государственных  учебных заведениях. Среднее образование  обязательно. Гражданин  имеет право на  получение на конкурсной  основе бесплатного  высшего образования  в государственном  высшем учебном  заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам". 

Школьное  образование.

Среднее общее образование гарантировано  и является обязательным для всех граждан. Помимо этого, приоритетами среднего общего образования являются информатизация и обновление содержания образования.

Перед системой среднего общего образования стоят следующие задачи:

– охват  обучением всех детей школьного  возраста

– реализация государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования;

– повышение  качества образования в школах путем  усовершенствования содержания и методов обучения, введения объективных критериев и подходов к оценке знаний учащихся и деятельности педагогов;

– обеспечение  мер по охране здоровья учащихся и  педагогов.

Среднее общее образование приобретается  поэтапно путем усвоения образовательных программ трех ступеней: начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 или 12 классы). Указанные ступени могут функционировать вместе, в одном общеобразовательном учреждении, или раздельно, в начальной или основной общеобразовательной школе.

В республике функционируют 8290 школ, где обучаются 3117,7 тыс. детей, в том числе 8191 общеобразовательная  школа с 3097, 0 тыс. учащихся.

Наряду  с дневными школами действуют 31 вечерние общеобразовательные школы.

Развивается сеть общеобразовательных учреждений нового типа (гимназии и лицеи), число которых составляет 320, в том числе гимназий – 178, лицеев – 142.

С учетом этнических потребностей населения  обучение в школах ведется на 7 языках. Из общего числа школ - 3474 ведут обучение на казахском языке, 2514 — на русском, 2107 — на русском и казахском, 78 школ - на узбекском, 13 — на уйгурском, 3 — на таджикском, 1 школа — на украинском и 1 школа — на немецком языках. В местах компактного проживания малочисленных национальностей организовано изучение 14 родных языков.

Профессиональное  образование.

Начальное и среднее профессиональное образование  приобретается в профессиональных школах, лицеях и колледжах и сочетается с получением общего среднего образования.

Основные  задачи профессионально-технического образования:

– разработка и внедрение государственных  общеобразовательных стандартов профессионального  образования, их обновление с учетом ситуации на рынке труда и структурных  изменений в экономике;

– создание условий для повышения доступности  профессионального образования;

– поддержка  негосударственного сектора профессионального  образования;

– организация  и развитие социального партнерства  в системе профессионального  образования;

– расширение международного сотрудничества по вопросам подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования.

Начальное профессиональное образование включает в себя подготовку, переобучение и  повышение квалификации рабочих, специалистов и безработных, а также незанятого населения.

В республике действует 306 профессиональных школ и лицеев с 88 348 учащимися. Подготовка квалифицированных рабочих ведется более чем по 300 специальностям.

Учреждения  среднего профессионального образования  представлены колледжами, которые перешли  на подготовку специалистов по новым государственным стандартам среднего профессионального образования и учебным планам. В колледжах внедрен новый механизм формирования контингента учащихся и подготовки специалистов с полным возмещением затрат на договорной основе, учитывающий потребности региона в трудовых ресурсах. Открытие новых специальностей осуществляется только при наличии конкретного заказчика и заключения регионального бюро занятости.

Среднее профессиональное образование обеспечивают 285 колледжей, в том числе 173 - государственной и 112 – негосударственной формы собственности. Количество обучающихся составляет 155 893 чел. 

Высшее  образование.

Высшее  профессиональное образование приобретается  гражданами, имеющими среднее образование. В Республике Казахстан установлены  следующие виды высших учебных заведений:

университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище).

В структуре  высшего образования предусмотрено  три ступени:

I. Высшее  базовое образование, предусматривающее  широкую гуманитарную и фундаментальную естественно-научную подготовку по профилю специальности с присвоением академической степени «бакалавр»;

II. Высшее специальное образование с присвоением квалификации «специалист с высшим образование» (дипломированный специалист);

III. Высшее  научно-педагогическое высшее образование  нацелено на последующее использование  выпускников на научной и педагогической (в вузе) работе. Лицу, успешно прошедшему  итоговую аттестацию, присваивается  квалификация «специалист с высшим  образованием» и академическая степень «магистр наук»;

Вузам предоставляется право самостоятельно определять соответствующую структуру  многоступенчатой подготовки кадров. В вузе могут функционировать  как все ступени высшего образования, так и отдельно.

Система высшего профессионального образования республики включает 164 высших учебных заведения, в том числе 47 государственных, 117 частных.

Подготовка  кадров для системы образования  осуществляется средними специальными и высшими учебными заведениями, головным из которых является Алматинский государственный университет имени Абая.

Обучение  иностранных студентов ведется  в 47 высших учебных заведениях Казахстана. В них обучаются 3598 студентов  из 43 стран мира, включая студентов  из стран СНГ и прибалтийских  государств. Условия приема иностранных студентов - демократичны. 

Послевузовское  образование.

Послевузовское  профессиональное образование получают специалисты с высшим специальным  образованием или академической  степенью "магистра". Основными  формами послевузовского образования является аспирантура и докторантура высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций. Подготовка научных и научно-педагогических кадров может осуществляться вне аспирантуры и докторантуры в форме соискательства, перевода в старшие научные сотрудники и предоставления творческих отпусков.

Аспирантура открыта по 215 научным специальностям, а докторантура — по 29 специальностям.

Повышение квалификации и переподготовка кадров проводятся организациями образования, организациями, научными и учебными центрами, государственной службой занятости. Они могут осуществляться как за счет государственного бюджета, так и на договорной основе. Переподготовка кадров проводится в Республиканском институте повышения квалификации; переподготовка научно-методических и руководящих кадров системы образования - в областных и городских институтах усовершенствования учителей 

Общая оценка

В соответствии с законодательством национальная модель системы образования, основанная на принципах преемственности и  непрерывности образовательных программ, включает 4 уровня образования:

1) дошкольное  воспитание и обучение;  
2) среднее (среднее общее, начальное и среднее профессиональное) образование;  
3) высшее профессиональное образование;  
4) послевузовское профессиональное образование.

Образовательные программы осуществляются в дошкольных организациях, общеобразовательных  школах, профессиональных школах, профессиональных лицеях, колледжах, высших учебных заведениях.

Число организаций образования стабильно  росло до 1990 года. Однако, начиная с 1991 года, сеть организации образования стала сокращаться. Особенно это коснулось детских садов [

Незначительное  сокращение сети за этот период произошло  по учреждениям среднего общего, начального и среднего профессионального образования, а по высшим учебным заведениям напротив наблюдается увеличение их числа. Это увеличение произошло за счет роста числа негосударственных вузов. В начальном и среднем профессиональном образовании рост числа частных лицеев и колледжей не допустил обвального падения сети.

В республике в связи с закрытием большинства  дошкольных организаций их контингент уменьшился на 1,0 млн. детей и в  настоящее время только 70 тысяч  из 400 тысяч (17,5%) пяти-шестилетних детей получают полноценную предшкольную подготовку в детских садах. Это не могло не сказаться на качестве подготовленности детей к школе. Из первоклассников 1997-1998 учебного года, пришедших в школу безпредшкольной подготовки, только 20,4% показывали соответствующий уровень освоения программы первой четверти, в то время как среди первоклассников, прошедших предшкольную подготовку, отмечается высокий уровень освоения этой программы (91,3%).

За этот период произошло, несмотря на незначительное сокращение сети, снижение уровня охвата подростков и молодежи профессиональным обучением начального и среднего уровня.

В Казахстане на 58 учеников приходится 1 компьютер, 48% школ нуждаются в капитальном  ремонте, в стране не хватает более 3,7 тысяч учителей, 28% учителей не имеют  законченного высшего образования. Причем, по данным, приведенным премьер-министром Казахстана, "за последние 4 года число педагогов без высшего образования увеличилось на 2%" [4].

Казахстан унаследовал в основном принципы и методику советского образования  и педагогики. Что касается естественных, точных и технических наук, то здесь сохраняется относительно высокий уровень количественного и качественного состояния образования. Изменения здесь незначительны, за исключением невостребованности специалистов в области этих наук, что ведет к “утечке мозгов из республики

Вместе  с обновлением  в Казахстане также  наблюдается резкий спад образовательного уровня населения. 

Это связано  с двумя факторами. Первое, это маргинализация постсоветского общества, которая не могла не затронуть учебные заведения. В результате этого процесса увеличивается число вузов с низким уровнем основного контингента преподавателей и выпускниками, далеко не все из которых умеют грамотно читать и писать. Сегодня среднестатистический преподаватель выглядит даже более убогим по сравнению со студентами, которых он обучает [6, с. 126]. Второе — материальное неблагополучие населения, что является основой полуграмотности и нового витка невежества в обществе.

Небывалый рост количества вузов в 90-х годах  привел к тому, что по количеству вузов на один миллион жителей Казахстан опередил Англию, Японию, Германию и Россию. В 2002 году на 1 миллион казахстанцев приходилось 11 вузов. Для сравнения: в Великобритании такое же количество жителей обслуживают 2 высших учебных заведения, в Германии и Японии — 4, а в России — 6. Еще одна негативная тенденция - за десятилетие независимости численность работников в сфере науки сократилась в республике на 52,3%, в то время как количество абитуриентов неуклонно росло [7].

В 1999/2000 учебном году доля учащихся дневных общеобразовательных школ на старшей ступени образования (10-11(12) классы) в общей численности населения, соответствующего по возрасту данному уровню образования, составляет 79,1%. Из общего числа выпускников, получивших свидетельство об окончании основной 9-летней школы, продолжили обучение в профессиональных школах, лицеях и колледжах6,8%. Ухудшение социально-экономического положения населения привело к тому, что доступность профессионального обучения становится проблематичной для большинства детей и подростков, особенно для детей из малообеспеченных и многодетных семей.

Информация о работе Система образования республики Казахстан